«Кто мудр, тот не может не видеть…» К Всенародному молебну в день памяти Святителя Марка Эфесского

+

«Кто мудр, тот не может не видеть…»

К всенародному молебну в день памяти Святителя Марка Эфесского

Образ святого Марка, епископа Эфесского, ревностно в одиночку защищавшего православие в словесных и богословских битвах Флорентийского собора, и продолжившего защищать его после злосчастной унии 1439 года – очень важен сегодня.

Его труды и его личность будут актуальны до самого конца времен. И сегодня нам особенно нужен духовный глас Марка Эфесского и его призыв бороться за чистоту вероучения святой Церкви. Ибо, как сказал Марк в своем послании «Кто мудр … тот не может не видеть, что разрушение вселенского Православия разрушает все!»

11 октября 2018 года мировыми силами зла было поднято знамя борьбы с Православием. Орудием стал посланник от всех враждебных Христу сил: тайных и беззаконных лож, ордена иезуитов, захватившего папский престол в Риме, парламента предполагаемой религии Нового мирового порядка (Всемирный совет церквей) – американо-стамбульский патриарх-экуменист Варфоломей, связанный со всеми этими структурами. Несколько месяцев как эти силы при общем мировом молчании и политической поддержке известной антихристианской державы совершают невиданные доселе беззакония в православном мире.

Верных Христу, как и во времена святого Марка, павшие люди («архиереи» и целые «патриархи» в свое время «незаслуженно поставленные Церковью высоко») вновь соблазняют и понуждают отречься от Истины, перейти первоначально в раскольную структуру на Украине, а затем предать догматы Православия и перейти в унию и ересь.

Мы живем в такие времена, когда разнообразные ереси присутствуют повсюду. В столице нашей родины и нашей Церкви – в Третьем Риме – есть представительства всех инославных конфессий, информация и новости о них присутствует в разнообразных СМИ. Православные люди как бы привыкают жить в замутненной атмосфере разнообразных религиозных смыслов. Забывая в чем исключительность православных догматов, канонов, в чем суть того благочестия, за которое стоял святой Марк. Но слова Эфесского архиерея, сказанные в период острейшей борьбы за спасение Церкви и христианских душ, словно отрезвляющий поток свежего воздуха.

Эти слова в мутной атмосфере плюрализма разоблачают недремлющие латинские миссии, тайное наступление папы и экуменистов на Святую Христову Церковь с целью извержения Истины из мира.

Оценки Марком греческих церковных событий после 1439 года вполне напоминают события на Украине. «… Те которые были почтены и вознесены Церковью Божией более, чем они заслуживали, обесчестили ее и сделали ни на что не годной, смешав ее с теми, которые уже много веков были отсечены, и загнили члены, и подвергнуты мириадам анафем: запятнав общением с ними чистую Христову невесту… Они избрали себе наемника, а не пастыря, волка, а не хозяина…Сразу же они учинят гонения на боящихся Господа, так как боящиеся Господа ни при каких условиях не согласятся вступить в общение с ними…

<…> Из-за грехов наших исполнилось написанное : «Поставлю юноши князи их, и ругателие господствовати будут ими» (Ис. 3,4)

Но единственный Всемогущий да исправит Церковь Свою и утихомирит настоящую бурю, умилостившись твоими молитвами, которые да будут с нами» (Иеромонаху Феофану с Имвроса)

И на Флорентийском лжесоборе и позднее Марк указывал, что латинство, вопреки решениям Вселенских соборов, исказило Символ Веры (это самое серьезное отступление в ряду многочисленных на тот период). И открыто говорил в окружных посланиях пастве, что латинство – это ересь, что униатство – это ересь. А «латиномудрствующие» (которых сегодня немало и в Русской Церкви после известного экуменического расцвета 1960-х годов) – своего рода «кентавры» (по выражению Марка).

С его точки зрения греко-латиняне не ищут истину (которая в Православии), они механически соединяют учения в политических целях и становятся подобны мифическим кентаврам. Это двойные люди, с православными они одни, с латинянами другие.

Например, Марк отмечает, что униаты начинают утверждать, будто латиняне никогда не признавались еретиками, но только раскольниками, будто православные всегда были едины с латинянами и в Символе Веры. Не слышим ли мы и сегодня таких соблазнительных голосов?

Святитель Марк доказывает, что латиняне именно еретики и их принимают в Православие через миропомазание. «Кто из вас сделается им подобен, тот подвергнется участи еретиков» — говорит святой Марк.

«Но чтоже мы сделаем, говорят, со стоящими по средине греко-латинами..? Их должно тщательно убегать, как убегают от змия, или даже более чем от змия, но как от продавцев Христа, ибо они, по словам божественного Апостола, обращают «благочестие в промышленность» (1 Тим. 6,5). Он же, в отношении к ним, говорит: убегайте таких людей, которые имеют целию не научить, а только уловить. <…>

Мы отвергаем иудейский безквасный хлеб, следуя в том постановлению Апостольскому; они же принимают с латинами, что на опресноке священнодействуется тело Христово. Мы говорим, что прибавление, сделанное ими к Символу, неправедное и беззаконное и противно учению Святых Отцев; они же признают его правильным и совершенно основательным. Вот каким образом они стараются согласовать свои мнения с истиною! <…>Мы признаем Папу наравне с Патриархами, когда он сохраняет Православие; они же, с величайшим торжеством, считают его «Наместником Христовым, Отцем и Учителем всех Христиан».

«Бегите же от них и от всякого с ними общения, о братия! Таковые люди суть лже-апостолы, хитрые делатели, принимающие на себя образ Апостолов Христа… Блюдитесь прозорливо, чтобы кто либо, даже если б это был Ангел с неба, не обольстил вас чрез преимущество Папы». ( Святитель Марк Эфесский Окружное послание к православным христианам // https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/okruzhnoe-poslanie-k-pravoslavnym-khristianam/ )

И нам нужно помнить о том, что заставило многих греческих архиереев под давлением императора предать Православную веру и подписать унию (а ведь их даже не истязали и не предавали мучениям). «Злато и любостяжание» — то, что заставило их признать ересь православием – говорит Марк.

В исследование поучительной истории Флорентийского собора можно найти два важных момента.

Предательство веры произошло во Флоренции из-за нежелания архиереев, подписавших Унию, расставаться со своим высоким положением и материальным благополучием, а может быть и жизнью. В случае неподписания унии, и жизнь, и благополучие, могли быть отняты либо греческим императором, либо папой Евгением в отместку.

Один лишь эфессец мужественно сказал слова, звучащие в веках: «Не подписываю, что бы мне потом ни было». Действительно, в последующем он избежал казней от папы римского только заступничеством Божиим, хотя и предстал пред ним и уличил папу в том, что тот не может объявить Марка еретиком, так как святитель не предлагает никаких собственных и новых учений, а придерживается древних.

В последующем жизнеописатели Марка задавались вопросом, в чем был источник его силы и стойкости? И отвечали: в том, что он не привязан был к миру сему. «Этот муж был вне всякой страсти, и привержен был и породнен только Богу, и только Ему одному он внимал, а о всяких мирских делах и о том, что относится к обслуживанию тела, он совершенно не думал. Он был таковым человеком, что изгнания не боялся, голода не опасался, на жажду не обращал внимания, меча не страшился, перед тюрьмой не робел, а смерть мыслил благодетельницей. И разве могло быть что-то большее, что принудило бы его к отпадению от правого образа мыслей?» (Каллист Властос Марк Эфесский и Флорентийсктй собор М., 2009).

Итак, в лице Марка мы видим идеал человека, живущего лишь небесным и крепко стоящим в истине. И совершенно обратное мы видим не только в лице греческих архиереев-предателей, подписавших унию, но и в образе самой Римской церкви, давно променявшей небесное на земное. Потому и в плюралистической современности всякая обольстительная симпатия к Риму, всякое латиномудрствование опасно.

Почему, не смотря на все убедительные доказательства греков, о недопустимости искажения Символа Веры, папа Евгений и его архиереи не согласились убрать свое позднее добавление в Символе «об исхождении Святого Духа и от Сына»? Ведь устранение этой прибавки, внесенной вопреки постановлениям Вселенских соборов (потому подверженной анафеме), было единственным путем к истинному объединению.

Латиняне отвечали по поводу «филиокве», что они не могут его упразднить, так как «иначе они уронят свою честь». Из этого греки сделали вывод, что задачей собора не было стремление к истине и чистоте веры и что латиняне предпочли человеческую честь Божией чести.

Стоит порассуждать, что кроется за этим латинским пониманием «чести», которую они боялись уронить? Хоть период, когда проходил Флорентийский собор, был не самым блестящим для папства – в Европе после «Авиньонского пленения» бывало по два, а то и три папы. Тем не менее, папы цеплялись за свои антиканонические достижения и привилегии, добытые обманом, интригами, оружием, ядом в предыдущие века.

Эти достижения основывались на исторической лжи о неких властных привилегиях епископов Рима в церкви и во всем мире, которые проистекали из поддельных документов (наиболее знамениты «Константинов дар», «Лжеисидоровы декреталии»). Ссылаясь на авторитет древних решений, которые черпались из поддельных сборников, состряпанных самим Римом, папы внедряли новые церковные традиции, подчиняя своей власти всю церковь. И вели напряженную борьбу за то, что им якобы принадлежит по «Константинову дару» — за светскую власть (в том числе и за византийскую корону).

Расширению власти Римских понтификов способствовало и учение папы римского Льва Великого о первенстве папы римского во вселенской церкви как «наместника апостола Петра». Якобы остальные апостолы были в подчиненном ему положении. Уже у Льва Великого была заложена идея о безошибочности решений римских пап, принятого в виде официального и еретического догмата лишь в XIX веке, но всегда присутствовавшего у латинян.

Итак, папы к моменту Флорентийского собора давно подчиняли и порабощали весь мир, ссылаясь на свою непогрешимость. Признание ошибочности добавки «и от Сына» в латинском Символе Веры ставило бы под вопрос сам примат папы и всю захваченную им власть. Так как в понимании Рима, понтифики никогда не ошибаются и не могут ошибаться.

Приведение Символа Веры в соответствие с постановлениями Вселенских соборов, разрушило бы все здание папского примата и особых привелегий Рима как безошибочного центра и блюстителя благочестия во всей вселенской церкви. С последним связано и право суда и безцеремонного вмешательства в дела всех поместных церквей, епископов и даже светских князей. То есть, принятие требования, заявленного греческой стороной и святым Марком Эфесским – устранить порчу в Символе веры – стало бы ударом по всем привилегиям папства, добытым многовековой ложью, интригами, преступлениями. Вот что означало для Рима «уронить честь».

Рим только в страшном сне мог представить себя простым православным патриархатом и отказаться от претензий на абсолютную власть в Церкви и светском мире.

Потому греческая сторона и святитель Марк Эфесский не дождались примирения с латинянами на основаниях истины. Свет Истины папство давно спрятало, выставив вперед отблески крыльев люцифера в виде властолюбия и гордости.

А Флорентийский собор был использован латинством для расширения своей помраченной и темной властной области в тот сложный период, когда греческая держава была ослаблена врагами и нуждалась в политической поддержке. Риму нужна была полная капитуляция греческой стороны, чего они посредством давления и шантажа и интриг ненадолго добились. Но к унии они склонили самых нестойких (хоть ими и оказалось большинство из греческой партии соборян).

Но, как известно, правда восторжествовала. Без подписи Марка, который был не только епископом Эфеса, но и посланником от Александрийского и Иерусалимского патриархатов, эта уния была повергнута в прах.

Будем же молиться в день памяти святого Марка Эфесского ко Всемогущему Господу о непоколебимости Святой Православной Церкви, об Отечестве нашем, о разделенном, гонимом, обманутом и страждущем народе русском, об объединении нашем и преодолении вражды и разномыслия через покаяние, о ниспослании нам, Отечеству нашему и Церкви Божьего благословения, преображения и возрождения, мира и благоденствия – для служения Богу и выполнения Воли Божией на земле.

Романова Владислава Николаевна,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.