«Бог ничего не совершает без нашей воли…»
К 80-летию
митрополита Владивостокского и Приморского
Вениамина (Пушкаря)…
Распахнуты двери Покровского собора Владивостока. Окончилась служба. Владыка Вениамин благословил всех по-архиерейски. «Пресвятая Богородице, помогай нам!» — громко воззвал он к Матери Божией. Как всегда, когда заканчивается служба.
Сентябрьское тепло и вечернее солнце за дверями храма. С паперти степенно спускается митрополит. Яркий белый клобук с белым покровом — из храма виден силуэт Владыки.
Во дворе к митрополиту устремляются прихожане. Кто-то не успел взять благословение, кто-то спешит задать важный вопрос. «Есть ли воля Божия на то-то и то-то? Как быть, Владыка? Помолитесь, пожалуйста!»
— Благословите на дальнюю дорогу, Владыка! — какая-то пожилая женщина за спинами прихожан громко испрашивает благословение митрополита.
— Бог благословит тебя, — развернувшись отвечает архиерей.
— И меня на дорожку благословите! — просит какой-то мужчина.
Владыка задает вопрос мужчине, беседует с ним…
Худощавая средних лет женщина с грустными глазами тихо обращается к митрополиту с вопросом. Окружающим все равно слышно, что речь идет о монастыре.
— Да ты сначала съезди в монастырь, потрудись там, понеси послушание — вразумляет ее Владыка. Женщина отходит от архиерея, погруженная в свои мысли. А глаза уже не грустные. В глазах радость светится.
Владыка направляется к епархиальной машине. Останавливается, меняет клобук на скуфью. С неба над Покровским сквером льется колокольный звон. У храма людно, не спешат расходиться после службы.
Маленькая девочка в белом платке, лет четырех, бойкая. Подбежала к Владыке. И протянула небольшую шоколадку «Аленка». Девочка сама была похожа на нарисованную Аленку. — На, — только и произнесла. И видно было, что обрадовала архиерея. Владыка бережно взял шоколадку, коснулся головы девочки рукой. — Тебя как звать? — радостно спросил митрополит.
— Маша, — быстро произнесла девчушка и счастливая побежала обратно, к маме.
Метрах в двадцати от храма собрались китайцы. Они каждый день большими группами, иногда по два-три человека приходят к собору. Заглядывают внутрь. Вроде бы как на обыкновенную экскурсию. Однако по некоторым умиротворенным лица видно, что кого-то влечет сюда благодать Божия.
Сейчас несколько китайцев приблизились к Владыке. Один уже не молодой улыбается и похлопывает себя ладонью по голове. Это он тоже хочет, чтобы митрополит его благословил, как благословлял до этого православных.
Архиерей благословил его. И показал, как надо креститься.
— Китайца креститься научил, — удовлетворенно сказал нам Владыка, когда мы шли рядом с ним к машине.
— Владыка, а ведь может так быть, что Китай примет православие? Надо миссионерствовать!
— Да что вы, миленькие! Дай Бог, чтобы мы сами православными стали. Народ наш после стольких лет безбожия в духовном плане уже правую руку от левой отличить не может. Будем мы сами здесь православные, тогда на нас посмотрят китайцы, корейцы… Конечно, хорошо, если будет появляться духовная литература на китайском или каком другом языке. Пусть читают, знакомятся…
— Владыка, до революции у нас даже духовные миссии были в Китае, Японии, Корее. И направлялась их работа из Владивостока, они подчинялись Владивостокскому архиерею владыке Евсевию. А как сейчас?
— Ну, что сравнивать, как было до революции? До революции Царь был.
Сейчас таких представительств у Русской Церкви в Азии нет. Хотя наши батюшки выезжают в Китай, служат там. Там ведь есть православные, в основном потомки албазинцев, вывезенных еще в XVII веке в Пекин. В Японии у нас сестры живут. Там небольшой монастырь. В Северной Корее Свято-Троицкий собор. Его святейший Патриарх Кирилл освящал. Там служат корейские батюшки, которые даже окончили Московскую духовную семинарию. Но, конечно, всего этого очень мало. Россия пришла на Восток, чтобы просветить Азию Светом Христовым. А сейчас мы в таком состоянии, что нам бы самим просветиться… Священников у нас не хватает. Мало миссионеров.
— А из-за Урала, к нам не хотят ехать батюшки?
— Не так просто сюда приехать, поселиться, жить и служить. Батюшки с семьей приедут. Им жилье надо. Как-то материально поддержать надо. А здесь за Уралом епархии в основном небогатые. Края у нас, конечно, богатые. Но люди жертвуют меньше, чем на западе России. Надо бы своих священников в Приморье выращивать. Но для этого хорошо бы семинарию иметь. Хабаровская семинария все-таки за восемьсот километров отсюда. А надо, чтобы здесь на глазах будущие священники и миссионеры росли.
+ + +
На следующий день Владыка уезжал в Линевичи. В Рождество-Богородицкий монастырь. Через неделю праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Обитель в десяти верстах от Никольск-Уссурийского. Ежегодно на Рождество Божией Матери православные со многих мест Дальней России собираются здесь. Это уже традиция православного Приморья. Паломники приезжают, на автомобилях, на больших автобусах, с молитвой Богу и Его Пречистой Матери. Почти всегда в престольный Праздник здесь солнечный день. В яркой еще совсем летней зелени сопок и речных долин Южного Приморья.
Рождество-Богородицкий монастырь на склоне невысокого плоскогорья. Еще до начала монастырской жизни в конце XIX века русские воины, бывшие неподалеку, слышали колокольный звон над пустынным таежным местом. В 1900 году сюда прибыли из Читы игуменья Павла с сестрами-монахинями. Приехали они, желая послужить Богу, утверждать своими монашескими подвигами Православие на границах с Азией. Игуменья Павла выбрала это таежное место на склоне маньчжурских сопок. На правом берегу реки Суйфун. И через некоторое время колокольный звон монастырской звонницы разливался над долиной Суйфуна. Монастырь рос быстро. Усердно молились сестры. В Русско-Японскую войну обитель помогала нашим воинам, отправляла на фронт продукты, одежду. Помогали раненым. После войны монастырь постепенно превращался в духовный и просветительский центр Южно-Уссурийского края.
В 1923 году Рождество-Богородицкая обитель была закрыта богоборцами.
…В 1992 году в Приморье прибыл только что назначенный сюда на архиерейскую кафедру Владыка Вениамин. А в 1993 году по благословению Владыки началось возрождение женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
С этим радостным и чудесным Днем Рождества Божией Матери связано архиерейское служение нашего митрополита. В этот День 21 сентября 1992 года совершилась хиротония Владыки Вениамина во епископа Владивостокского и Приморского. Хиротония совершалась в Богоявленском кафедральном соборе Москвы святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении множества архиереев. Тогда Владыке Вениамину было 53 года. Священником стал в 49 лет. Еще двадцатилетним молодым человеком будущий митрополит, а в то время Борис Николаевич Пушкарь, поступил в Московскую духовную семинарию. Он покинул родное Приморье, город Владивосток и в 1959 году переселился в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. До поступления в семинарию Владыка алтарничал в единственном храме Владивостока на Первой речке. Во Владивосток переехал в девятилетнем возрасте вместе со своими родителями и старшими братьями.
А родился Владыка в 1938 году в селе Хороль Приморского края. Отец с матерью — люди простые, верующие. Владыка с детства видел, как стояла перед образами мама. Как молилась она и плакала перед иконами, когда отец был на фронте. Может быть, ее молитвами Господь уберег отца, сохранил ему жизнь после тяжелого ранения.
В доме всегда были иконы. И был большой образ святой великомученицы Варвары. Хранилась Библия, которую с детства читал Владыка. В семь лет юный Борис Николаевич Пушкарь принял святое Крещение. И всегда носил крестик, пришивал его в те школьные годы к маечке под рубашкой…
В 1960-х годах окончил Московскую духовную семинарию, был направлен продолжать обучение в Академии. И после окончания Московской духовной академии, защиты диссертации и обретения ученой степени кандидата богословских наук, оставлен преподавателем в МДА и С.
Тогда возобновились гонения на Церковь. Хрущев пообещал показать «последнего попа». Церковные люди готовились к худшему. Ожидали, что могут закрыть храмы. Доцент Московской духовной академии и семинарии Борис Николаевич Пушкарь стал собирать записи Лаврского хора, чтобы сберечь прекрасные церковные песнопения для Церкви в случае масштабных гонений. Для этого он приобрел большой бобинный магнитофон и записывал церковные песнопения. Тогда же было положено начало большому историческому труду Владыки Вениамина «Священная Библейская история», выдержавшему впоследствии множество переизданий. Начиналась эта фундаментальная работа с письменных текстов лекций доцента Московской Духовной академии Бориса Николаевича Пушкаря. Впервые эти тексты были изданы еще в начале 1970-х годов в Иркутске архиепископом Иркутским и Читинским Вениамином (Новицким).
Создавались в то время известные сегодня слайдовые фильмы: «Победитель смерти», «Во славу и похвалу Пресвятыя Богородицы», «Сотворение Богом мира и человека», «По святым местам Палестины»… Сейчас эти фильмы издаются в DVD-формате, в те годы все было сложнее. Слайдовые фильмы требовали много трудов и долгой кропотливой работы. Демонстрировались они во время лекций по курсу Священной Библейской истории.
Будущий Владыка вдохновенно занимался преподавательской и педагогической деятельностью. Многие его ученики имеют сегодня священнический сан, некоторые являются архиереями Русской Православной Церкви и поместных церквей.
Борис Николаевич Пушкарь трудился на преподавательском поприще в стенах Свято-Троицкой обители под покровом преподобного Сергия и долгое время не принимал священнический сан. Не определившись в своей жизни. Использовал время и силы для накопления богословских знаний, имел жажду перечитать всю библиотеку академии…
В 1988 году после поездки на Святую Землю Борис Николаевич Пушкарь решается полностью посвятить себя служению Богу, продолжая богословское образование и чтение лекций.
Владыка вспоминал, что, когда учился в Московской духовной семинарии и потом в академии, на каникулы приезжал к архиепископу Иркутскому и Читинскому Вениамину (Новицкому). Служил у него иподиаконом. Архиепископ Вениамин (Новицкий) был покровителем нашего будущего митрополита, тогда Бориса Николаевича. Иркутская и Читинская епархия в те годы была очень обширной. И в нее входила вся Восточная Сибирь, включая Приморье. Архиепископ Вениамин (Новицкий) даже отправлял Борису Николаевичу личную стипендию, материальную помощь, которой он поддерживал некоторых своих семинаристов.
«Когда в 1976 году Владыка Вениамин (Новицкий) скончался, а он уже был архиереем в Чебоксарах, — рассказывал наш митрополит — я вместе со всеми участвовал в его погребении. А возглавил тогда похороны архиепископ Иоанн (Снычев). Вместе с другими я нес гроб. Гроб спустили в могилу, но одна его сторона соскочила с подставки. Пока думали, что делать, я быстро спрыгнул вниз, поправил гроб и вернулся обратно. Владыка Иоанн стоял рядом и видел, как я спрыгнул. И строго так сказал: «Что Вы пачкаете стихарь?». Я был в стихаре. А потом, когда мы уже сидели за столом, он сказал мне: «Наверное, будете архиереем». А я и не помышлял об этом, преподавал в академии, еще и не был монахом. А через несколько лет, меня вызвали на заседание Священного Синода, где шла речь о моем рукоположении в архиереи. Возглавлял заседание Синода Святейший Патриарх Алексий II. Тогда уехал Минский владыка Филарет и меня посадили на его место за стол рядом со Святейшим. А напротив сидел Владыка Иоанн (Снычев). Запомнились глаза Владыки: духовные, глубокие… Мне задавали вопросы, говорили об архиерействе. А я стал отказываться от архиерейства и просил Синод оставить меня в Московской духовной академии, где преподавал. Владыка Иоанн смотрел на меня, ему, наверное, было дивно, что я отказываюсь и прошу оставить в академии. Однако всё же было решено направить меня архиереем во Владивосток».
Архиепископ Вениамин (Новицкий), покровитель и человек, духовно близкий нашему митрополиту Вениамину (Пушкарю), передал ему незадолго до своей кончины памятный подарок. Этим подарком, переданным через сестру архиерея, была небольшая белая панагия в форме часовенки с изображением жен-мироносиц. Борис Николаевич Пушкарь тогда еще не был священником. Архиепископ Вениамин (Новицкий) — великий подвижник, высокой духовной жизни человек. Он, по свидетельству многих, обладал даром прозорливости…
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин духовно связан со многими выдающимися подвижниками Русской Церкви. С некоторыми знаком близко, является свидетелем их святой жизни. Духовным отцом Владыки Вениамина был великий старец архимандрит Кирилл (Павлов)…
Владыка Вениамин рассказывал, что ему даже довелось увидеть великого Камчатского архипастыря, митрополита Нестора (Анисимова). Это было в Лавре. Владыка Нестор уже в преклонном возрасте, сидел в колясочке. А Борис Николаевич Пушкарь учился тогда в первом классе семинарии. Борис Николаевич подошел к старцу, чтобы чем-то помочь ему, еще не зная, кто перед ним. Владыка Нестор, когда узнал, что семинарист прибыл из Владивостока, сильно этому обрадовался.
— А Вы Владыку Евсевия помните? Какой Владыка прекрасный был! Я любил его! — обрадованно отозвался Владыка Нестор Камчатский о первом Владивостокском архиерее Евсевии (Никольском), который создавал Владивостокскую епархию и служил в Приморье до 1918 года. А Владыка Нестор (Анисимов) был направлен к нему, чтобы потом служить и миссионерствовать на Камчатке.
Молодой семинарист не застал Владыку Евсевия, ведь он родился в 1938 году. А митрополит Евсевий (Никольский) скончался в 1922 году в Москве.
Когда в 1992 году состоялась епископская хиротония Владыки Вениамина (Пушкаря), ему передали Панагию, которую носил Владыка Евсевий (Никольский), первый Владивостокский архиерей, почти двадцать лет правивший епархией. При Владыке Евсевии были основаны Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь в Шмаковке и Рождество-Богородицкий женский монастырь в Линевичах. И еще множество храмов в Приморье.
Преемник Владыки Евсевия епископ Вениамин (Пушкарь), прибыв в 1992 году на Владивостокскую кафедру, обнаружил в разрушенной большевиками епархии мерзость запустения. Ведь Приморье до 1922 года было оплотом Российской Империи, жило по ее законам. И поэтому новая власть с особой ненавистью разрушала здесь то, что оставалось от царских времен. До революции в Приморье успели выстроить более ста пятидесяти церквей. А к началу девяностых XX века сохранились и действовали лишь восемь храмов, да двенадцать священников на всю Владивостокскую епархию, которая была вновь учреждена после гонений в 1991 году, всего за год до приезда Владыки Вениамина. Новому епископу предстояло стать продолжателем великого дела утверждения Православия на своей Приморской родине, на берегу Тихого океана. Это дело начиналось еще со времен святителя Иннокентия, митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки, духовно окормлявшего наши приамурские и приморские земли. Тогда Россия твердо шла на восток, помня о своем христианском призвании. Наши Приморье и Приамурье, созидались как миссионерские края, откуда свет Православия должен был пролиться на языческие страны Азии. Русский народ в своем сердце нес этот свет к волнам Тихого океана. Сюда было обращено внимание всех русских людей. Во второй половине XIX — начале XX веков, когда Россия прочно вставала на тихоокеанском берегу, казалось, силы государства и всего народа сосредоточены на этих местах, у пределов Азии. Сам будущий Государь, Цесаревич Николай Александрович Романов, по велению своего отца Императора Александра III, посетил в 1891 году наши края. И впоследствии, взойдя на престол, много заботился о Русской Церкви, о ее укреплении на дальневосточных рубежах.
Но именно Дальний Восток и в первую очередь Приморье больше всего пострадали после революции от богоборческих гонений. На территории Приморья были разрушены и закрыты почти все церкви. С размахом велась антицерковная пропаганда.
И вот в этом запустении епископу Вениамину (Пушкарю) предстояло положить свои силы на духовное возрождение края, который некогда был центром православной миссионерской деятельности на рубежах с языческой Азией.
Нужны были делатели на ниве Христовой. И Господь дал Владыке Вениамину таких помощников и сподвижников. Владыка и сейчас много заботится о преумножении в Приморье делателей в винограднике Божием. В Дальневосточном университете была создана кафедра теологии и религиоведения. Владыка, долгое время преподававший в Московской духовной семинарии и академии, имеющий степень кандидата богословия, сам возглавил созданную кафедру. И самыми прекрасными плодами этой университетской кафедры стали выпускники, принявшие впоследствии духовный сан.
С прибытием Владыки начало работу епархиальное духовное училище. Правда, теперь преобразованное в Духовный центр при епархии.
Церковное строительство, которое разворачивалось на восточной окраине Руси до революции, возобновлено и продолжено Владыкой Вениамином.
В 1998 году во Владивосток возвратилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы Порт-Артурская. Образ был бесследно утрачен после революции. И чудесно вновь обретен в Иерусалиме владивостокскими священниками, отправившимися в паломничество на Святую Землю. Возвращение Порт-Артурской — свидетельство того, что Матерь Божия являет особое расположение к Приморью и всей Дальней России.
Ныне в Приморье почти полторы сотни церквей. Восстановлены и вновь заселены монашествующими Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь и Рождество-Богородицкий женский монастырь. Открыты еще три монастыря: Свято-Серафимовский мужской монастырь на острове Русский, Казанский женский монастырь в селе Раздольное, Марфо-Мариинская женская обитель на Седанке во Владивостоке.
На Седанке, вблизи моря, жил первый Владивостокский архиерей Владыка Евсевий. Там, где было его архиерейское подворье, теперь Марфо-Мариинская обитель. На территории монастыря стоит старый храм, построенный первым Владивостокским архиереем в честь священномученика Евсевия Самосатского. Там же часовня святого благоверного Князя Александра Невского, тоже выстроенная Владыкой Евсевием. Теперь за часовней, напротив алтарной части, стоит крест в память о первом архиерее. К основанию креста уже при сегодняшнем митрополите Владивостокском и Приморском Вениамине (Пушкаре) принесена землица с могилки Владыки Евсевия (Никольского) в Новодевичьем монастыре.
Митрополит Вениамин тоже живет на Седанке, на расстоянии двух-трех километров от Марфо-Мариинской обители, бывшей резиденции Владыки Евсевия.
Недалеко от дома Владыки Вениамина — Амурский залив. Волны морские и свежий ветер с просторного океанского залива. У нашего Владыки морская душа, как сказал он сам однажды. Он не раз ходил по морям. Будучи архиереем, участвовал в шести морских походах на кораблях Тихоокеанского флота. Ходили в Корею и в Японию.
Во всех морских походах, где участвовал наш митрополит и священники Приморской митрополии, совершалось Таинство Крещения. Крестили многих матросов и офицеров. В одном из выходов в море владыка Вениамин крестил контр-адмирала. Во время Таинства Крещения, совершаемого на корабле, владыка сам в полном облачении стоял в бассейне с водой и крестил моряков.
В 1997 году освящал Андреевский флаг нового крейсера «Варяг». Современный крейсер «Варяг» — преемник легендарного корабля, герои которого прославлены в веках. На новом «Варяге» владыка Вениамин посещал корейский порт Чемульпо, который теперь называется Инчхон. В Чемульпо-Инчхоне служили литию по морякам, погибшим в Русско-Японскую.
Митрополит Вениамин говорит: «На флоте бывает, что люди сильнее верят в Бога. Ведь говорят, что тот Богу не молился, кто в море не бывал. За морской крепкой душой есть вера в Бога. На море укрыться негде, там не выроешь себе какой-нибудь окоп. Кругом вода и корабль — железная коробка. А под килем бывает до десяти километров глубины»
Мы спросили владыку, правда ли, что командование Тихоокеанским флотом ему даже присвоило гвардейское звание?
Владыка ответил на это с улыбкой: «На корабле меня произвели в «гвардейца» и дали красивый знак гвардейский. И я стал гвардии-епископ. Теперь, наверное, «гвардии-митрополит». Но, это в шутку, конечно».
…В монастыре в Линевичах Владыка пребывал до самого праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Молился, духовно окормлял сестер, помогал обители подготовиться к зиме, собрать урожай. У монастыря свое хозяйство. Даже хлеб в монастыре выращивают и пекут сами.
Владыка устроил на территории обители три пруда и завел там карпов, организовал целое рыбное хозяйство. И взял его под личную опеку.
В монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Линевичах, среди тайги на берегу небольшого пруда, по благословению митрополита Вениамина (Пушкаря), выстроена деревянная часовня в честь святых Царственных Страстотерпцев. Владыка внес немалый вклад в канонизацию имени святого Царя Мученика Николая и его святой Семьи. В этом году митрополит побывал в Екатеринбурге на Царских днях, где отмечалось столетие мученической кончины святых Царственных Страстотерпцев.
Потом, возвратившись во Владивосток, на службе в Покровском соборе он рассказывал, как был на Царских днях, как стоял в алтаре, где находилась подвальная комната Ипатьевского дома. Говорил, что рассудком невозможно понять, объяснить то, что происходило в ту страшную июльскую ночь 1918 года.
— Сейчас в алтаре все украшено дорогими камнями… Я был в Екатеринбурге еще в те годы, когда стоял здесь дом инженера Ипатьева. Мне сказали, чтобы я долго не смотрел на этот дом, потому что за всеми тогда наблюдали, — рассказывал Владыка Вениамин. — Теперь, когда я оказался в этом алтаре, на Русской Голгофе, то испытал чувство, которое невозможно передать. Как будто слышались эти страшные выстрелы, доносящиеся через сто лет. Выстрелы в святую Царскую Семью, выстрелы в Бога и в Россию…
Вся Россия тогда была на Голгофе. А в том подвале была ее самая вершина…
Владыка поведал тогда, что привез во Владивосток землю с Ганиной Ямы. С того места, куда вывезли тела святых Царственных Мучеников.
— Мы эту землицу высыплем у Царской часовенки в женском монастыре под Уссурийском.
Любит и почитает митрополит Вениамин (Пушкарь) святого Царя Мученика Николая и всю Его святую Семью. Каждый год 25 мая в Приморье православные по благословению Владыки собираются на молебен у восстановленной во Владивостоке Триумфальной Арки Цесаревича. Юный Государь Цесаревич Николай Александрович Романов, совершая свое Восточное путешествие, посетил в 1891 году Владивосток. В 2016 году отмечали 125 лет того великого события. Долго готовились тогда. Подготовкой проведения Царских дней во Владивостоке руководил лично митрополит Вениамин. Вникал во все детали. Перед праздничным молебном зазвучала тогда музыка величественного гимна Российской Империи «Боже, Царя храни!». Вокруг Арки, на всем прилегающем пространстве: яркие хоругви, портреты Государя, державные стяги и чудотворная икона Царя-мученика. С началом гимна пошел Крестного ход с пристани к Триумфальной арке. По пути шествия Цесаревича. Мощный лаврский колокол гудел гулкими ударами. И лаврские пасхальные песнопения. Громко звучала запись с Пасхи 1979 года в Троице-Сергиевой Лавре. К записи лаврских колоколов добавлялся торжественный звон с колокольни Андреевского храма.
Под Аркой ряды батюшек в красивых пасхальных одеяниях. Красные праздничные ризы. Многоголосый хор наших приморских священников. «Да, Воскреснет Бог! И расточатся врази Его!» — протяжно и грозно звучал над Золотым Рогом.
После молебна Слово Владыки Вениамина: «Путешествие Цесаревича на Восток — это начало нового этапа в обращении России с Евангельским словом к странам Азии. Еще с Царя Иоанна Грозного русский народ двигался на Восток. Это движение носило мессианский характер. Православный народ шел, ставил кресты, церкви, часовни, основывал монастыри. В отличие от колонизации Америки, освоение русскими Сибири и Дальнего Востока не было направлено на уничтожение и порабощение местных народностей. Напротив, все население, встречавшееся на пути России, шедшей к Тихому океану, обретало свободу, становилось частью великой цивилизации, просвещалось Светом Христовым…»
+ + +
…Утро в потоках южного приморского солнца. В этот год мы тоже отправляемся в Линевичи, где праздничную Литургию в День Рождества Божией Матери возглавит митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин. Дорога в Линевический монастырь среди парящих туманом озер и маньчжурских сопок на горизонте. Густая августовская зелень в конце сентября. В зеленой листве, чуть окропленной лимонным и красным, чувствуется благоухание бархатной приморской осени. Небо голубое чистое, с розовым отсветом утреннего солнца. Легкое, словно шелковое, небо. Как напоминание о незримом духовном Покрове Царицы Небесной.
В монастыре начинается Литургия. На поляне между двух храмов: старого каменного и вновь воссозданного, недавно освященного деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм отстроен на фундаменте того, что был разрушен большевиками. Отстроен молитвами нашего Владыки, трудами и молитвами настоятельницы монастыря игуменьи Варвары и сестер обители. Усилиями жертвователей и храмостроителей. Еще три года назад матушка Варвара рассказывала, как собирались начать стройку. Одна благодетельница пожертвовала 150 тысяч рублей на возрождение храма. И матушка поехала к митрополиту Вениамину за благословением.
Чтобы такой храм вновь отстроить — немалые средства нужны. Сто пятьдесят тысяч рублей, хоть и большие деньги, но для этого дела — всего лишь крупицы, только-только на самое начало.
Матушка у Владыки стала просить благословение. А Владыка обращается к священникам, которые там рядом были: «Вот, посмотрите, трясет тут своими копейками. И собирается храм на них строить». Потом Владыка улыбнулся. И благословил.
…Литургия. Под листвой старинной березы алтарь. Слева и справа от алтаря на мощных деревьях большие образы Господа Иисуса Христа и Пречистой Божией Матери. Архиереи, священники в богородичных ризах, сияющих голубым небом. Яркое густое, обильное солнце в утренних сентябрьских росах, в переспелых травах, в глубоких озерных водах, в чистых небесах и наших простых русских душах. В сердцах, радующихся появлению на свет Заступницы рода христианского, Пречистой Девы Марии. Возносится в светлое приморское небо соборная молитва.
Под колокольный звон спускается по таежной монастырской тропе Владыка в облачениях небесного цвета. Торжественно, величественно и радостно звучат громогласные слова протодиакона Николая, неспешно раскачивающего кадило: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь»…
Литургия в изливающихся потоках Божией благодати, как единое мгновение, на одном дыхании. В ангельских песнопениях архиерейского хора. И уже собор православных дальневосточников поет: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…». И уже «Отче Наш». Священники в алтаре под куполом ясного неба причащаются Тела и Крови Христовых. Выносятся Чаши для мирян. Семь Чаш и большие очереди причащающихся.
Владыка часто напоминает нам, что Причастие Святых Христовых Таин — это прямая встреча с Богом.
Да, что может быть выше этой Встречи на земле?
В своей проповеди после праздничной Литургии Владыка говорит о Божией Матери. О том, что Тайна спасения человечества и Образ Матери Божией постепенно раскрывались в Ветхом Завете. «Еще в древности образ Богородицы прообразовательно являлся людям то в «лестнице Иакова», то в «купине неопалимой», то в чудесном переходе евреев через Чермное (Красное) море, то в сосуде с манной, то в Гедеоновом руне; пока, наконец, с него не сбросил покрывало тайны и не явил его всему миру «ветхозаветный евангелист» Исаия, который пророчески сказал: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо с нами Бог».
Чудесная, вдохновенная служба на сентябрьском просторе у океанских берегов. Литургия — самое главное, самое торжественное богослужение в православной жизни. Святая соборная молитва, устремленная в небо. «В духовное небо» — говорит митрополит Вениамин.
— Матерь Божия — посредница нашего спасения. Она — Лествица на Небо, на Небо духовное, — произносит Владыка Вениамин в своей молитвенной проповеди перед Причастием Святых Христовых Таин.
— Знаете, что сейчас делает на Небе Божия Матерь? Она плачет. Плачет перед Престолом Божиим. Плачет за тебя, за меня, за всех нас. Она плачет о наших грехах. Она молится о нас Своему Божественному Сыну.
Стрелка барометра нравственности сегодня падает. И если она приблизится к нулю, то жди катастрофы. Обязательно что-нибудь произойдет, если будет исчезать духовность, если будет так понижаться нравственность.
Бог ничего не совершает без нашей воли. Если мы не хотим спасаться, то насильно Он не будет спасать нас. Если мы не хотим мира, то Господь не будет насильно давать нам мир. Сколько конфликтов у нас сегодня! Если мы хотим Третью мировую войну, то Бог попустит ее.
Владыка говорит еще о том, что сегодня Вселенское православие испытывает угрозы раскола. И что Россия тоже испытывает такие угрозы. И только горячей молитвой и своей праведной жизнью мы можем противостоять этим страшным разрушительным процессам.
— Будем молиться Богу и Его Пречистой Матери. Мы и собрались здесь сегодня, чтобы прославить нашу Заступницу Усердную, Матерь Бога нашего. А Она, Пречистая, слышит нас. И простирает свой Покров над нами. Над Россией, над всем человечеством.
+ + +
…Давно во Владивостоке задумывали построить большой кафедральный собор, который стал бы символом христианского величия Руси у берегов Океана. Этот миссионерский собор должен своим видом, архитектурой и могучим колокольным звоном проповедовать Воскресшего Христа всей великой Азии. Этот собор строится. В сентябре возведены купола и кресты. Строящийся на Востоке Руси Собор в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа — это символ начала преображения России.
Вот какие слова произнес недавно митрополит Вениамин (Пушкарь) об Отечестве нашем: «Россия, тебя можно уподобить большому океанскому кораблю, который идет своим священным курсом по бушующим страстями и загрязненным всевозможными человеческими грехами водам мирового океана. Идет этот корабль среди рифов, подводных камней. Неоднократно в течении его исторического плавания с ним случались бедствия, войны, смутные времена, революции. Но он по милости Божией продолжает плыть своим курсом, указанным ему самим Господом через великого князя Владимира. Сейчас этот корабль взял свой курс на восток. Его нос во Владивостоке, а корма на западе».
Идет на Восток корабль Россия, и молятся православные у берегов Тихого океана. Молятся молитвой, данной Богом нашему дорогому архиерею. Молятся о том, чтобы воссиял над бухтой Золотой Рог Спасо-Преображенский собор. И, обращаясь ко Творцу и Создателю мира, произносят такие слова: «Пусть же святится и прославляется Пресвятое Имя Твое, — Отца и Сына, и Святаго Духа, — по всей Руси великой и даже до ея окраин.»
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»