Андрей Печерский: «Державная икона шествует по земле»

Андрей Печерский:

«Державная икона шествует по земле»

 

– Андрей Николаевич, как вам в переломном 1992 году удалось от работы в главной партийной газете «Правда» перейти к изданию первой в стране монархической православной народной газеты «Русь Державная»?

– 17 декабря 2015 г. исполнилось 25 лет с тех пор, как со мной случилось чудо. Я работал тогда в одном из международных отделов газеты «Правда». Моя дорога домой и на работу пролегала мимо храма Всех святых на Соколе, время от времени я заходил в него. Однажды я обратил внимание на объявление о том, что завтра празднование дня святого апостола Андрея Первозванного и спросил у старушек, относится ли как-то ко мне апостол Андрей? Они ответили, что это день моего святого, моих именин и посоветовали поисповедаться, причаститься. Так я и поступил на следующий день. И, стоя на службе, поглядывал на часы, потому что рабочий день в редакции уже начался. Действительно на работе меня вызвали к высшему руководству, но вместо нареканий я услышал: «Мы тут подумали и решили назначить тебя заместителем ответственного секретаря». Я в то время занимал должность спецкора, а здесь перескочил на 7 – 8 ступенек вверх. С тех пор я имел уже непосредственное отношение к созданию газеты, по крайней мере её международной части.

В 1992 г. по совету одного своего знакомого я встретился с архимандритом Кириллом (Павловым). К стыду своему я не знал, кто это, какую духовную высоту этот человек представляет, и что его молитвами спасается Россия. Когда я приехал в Лавру, охранник на мои слова о том, что мне назначена встреча, ответил что-то невразумительное. Я расстроился, что потерял столько времени, и зашёл в храм. И тут будто звонок в сердце прозвучал, я понял, что надо ещё раз подойти к проходной монастыря. Охранник стоял весь в поту и говорил, задыхаясь: «Где же вы ходите?! Отец Кирилл вас уже 20 минут дожидается!».

Я увидел стройного высокого седовласого монаха в подряснике с кожаным ремнём. Он повёл меня даже не в приёмную, где обычно принимал посетителей, а к себе в келью. Удивительное дело – все сомнения, противоречия, которые во мне были, вмиг исчезли. Батюшка сказал: «Ты все эти метания отложи. Сейчас надо Церковь нашу защищать и Россию спасать».

Пришёл 1991 год. События в стране отразились и на судьбах сотрудников газеты «Правда», кто-то рвал партбилет, уходили, убегали из редакции, кто-то сразу побежал служить новым управителям страны…

Газету тогда несколько раз закрывали, и наш главный редактор Геннадий Селезнёв предложил: «Давайте, чтоб нас не забывали, готовить специальные выпуски». В 1992 г. спецвыпуском газеты «Правда» стотысячным тиражом вышел номер, называвшийся «Храм Христа Спасителя». По сути дела выпуск был предтечей будущей газеты «Русь Державная». Темой восстановления храма тогда занимался и Союз писателей, действовал комитет по воссозданию храма Христа Спасителя. На месте святыни работал ещё бассейн «Москва», когда скульптор Владимир Мокроусов на свои средства соорудил часовенку и там по воскресеньям и средам читали Акафист Божией Матери «Державная».

Оформление газеты делал православный художник Борис Журавский, который сейчас служит священником во Владимирской епархии. В работу газеты сразу же включился Союз писателей России, Вячеслав Клыков со своими программами и своим видением будущего России, воссозданием монархии. Тогда же в Колонном зале Дома союзов прошёл монархический съезд, о чём сегодня мало кто вспоминает. На съезде выступали известные общественные деятели, которые говорили о будущем нашей страны. Часто вспоминаю слова Вячеслава Клыкова, обращённые ко мне: «Андрей, ведь в нашей стране монархию никто не отменял». Мы тогда опубликовали статью моего друга Эдуарда Володина на эту тему. Неоднократно выступали на наших страницах Валерий Ганичев, Юрий Лощиц, Кавад Раш, Николай Коняев и многие другие писатели и учёные.

Часто получалось, что мы планировали в газете одно, а выходило совсем другое. В конце 1993 г. я беседовал с архимандритом Петром (Пиголем) на Афонском подворье и выразил ему это своё недоумение. Он ответил: «Не удивляйся, ты вообще здесь ни при чём, просто оказался в нужную минуту рядом с делом, которое тебе поручено. Просто пришло на Руси время “Руси Державной”».

Тогда в «Советской России» была опубликована статья митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева) «Державное строительство». Все люди патриотического крыла, зачитывались ею…

– Какими вам запомнились те дни противостояния, которое закончилось расстрелом Белого дома?

– В октябрьском номере газеты за 2015 г. мы поместили фоторепортаж Владислава Парадни, сделанный им в 1993 г. на панихиде по жертвам кровавых событий тех дней. Люди, казалось бы, ещё советские, стоят с иконами в руках, и с иконой Царственных мучеников. Мы отразили в этом фоторепортаже прежде всего молитву Патриарха в Богоявленском соборе, когда по его просьбе впервые в советской истории разрешили привезти в храм икону Владимирской Божией Матери, хранящуюся в Третьяковской галерее. Её везли, чтобы совершить молебен об умиротворении Отечества. Я помню, как пронесли икону в трёх метрах от меня. Если бы не было этого молебна Святейшего Патриарха и не было переговоров с противоборствующими сторонами, которые возглавлял митрополит Кирилл, нынешний Патриарх, то была бы развязана гражданская война, это несомненно. Богоявленский собор был переполнен во время молебна, люди тогда получали первый номер нашей газеты «Русь Державная». Мне передали, что над входом в один из подъездов Белого дома была наклеена первая страница газеты с иконой «Державная».

…Когда Ельцин в очередной раз закрыл газету «Правда», мы сидели, беседовали в компании, невольно возникали вопросы: «А ты на чьей стороне? А ты на чьей?» И я помню один ответ нашего легендарного очеркиста Володи Черткова, он сказал: «Я на своей стороне». Вот и я на своей стороне. Много было хорошего и в прошлой жизни страны, и сейчас есть. Я остаюсь на своей стороне – там, где моё сердце, к чему меня моя вера призывает. А большинство это будет или меньшинство, меня это мало интересует.

– Почему газета называется «православная народная»?

– Сейчас читатели пишут в редакцию на электронную почту, а было время, когда нас заваливали письмами. В основном они носили восторженный характер, видимо, мы со своей темой попали в самую точку. Простые люди говорили на духовные темы, о своей любви к Отечеству. И этим словам нельзя не верить, потому что они произнесены не с высоких трибун, а из самого народного сердца. Мы всегда публиковали выступления Патриарха, которые имеют и духовное, и историческое значение, и важно, что люди откликаются на то, о чём говорит наш Патриарх, наш президент. На этом и должно строиться взаимодействие любого СМИ и народа.

Помню письмо одной женщины из Красноярского края, к которому была приложена тысяча рублей (для Красноярска – это немалые деньги). Я запомнил строки: «Получила газету “Русь Державная” и хочется жить». После таких слов хочется работать, не покладая рук.

Было время, когда у нас были спецкоры во многих регионах, они писали о народной жизни, сейчас мы не можем себе этого позволить, поскольку газета издаётся исключительно на редкие скромные пожертвования. Но в регионах есть писатели, которые присылают нам свои материалы, простые люди пишут письма, которые мы часто публикуем.

С начала нашего издания мы всегда отправляли газету в тюрьмы. Это теперь там появились храмы, а с начала выхода газеты заключённые вырезали образ Державной иконы с первой страницы газеты и молились на него. Однажды пришло свидетельство одного священника о том, что этот газетный образ мироточит.

Однажды в Екатеринбурге на встрече один писатель рассказывал, как к нему в гости приехал дед из глухой деревни. Посмотрел-посмотрел он телевизор и спросил: «Скажи, а у нас в стране что, уже перестали хлеб сеять?». Такое чувство, что у нас только падают самолёты, разбиваются автобусы, совершаются преступления и больше ничего не происходит. Мы застали эпоху, когда писали только о перевыполнении планов. Но это наверное лучше, чем стращать людей смертями. До чего мы так дойдём и кому это всё надо? Мы же хлеб всё ещё сеем и промышленность хоть какая-то работает. Не раз мы публиковали исследования по аграрным вопросам одного из специалистов в этой области ныне покойного писателя Александра Арцибашева.

Редакция принимает участие во всех заседаниях Всемирного Русского Народного Собора и на страницах газеты освещается его работа, начиная с самого первого номера. Мы регулярно даём информацию о Крестных ходах по всей России. А где, как не там собирается русский народ? И наши сотрудники постоянно участвуют в Крестных ходах: в Великорецком, в Крестном ходе с Локотской иконой на Брянщине, в петербургском – в честь святого князя Александра Невского…

Газета отмечает даты русской славы, великих сражений, побед, пишет не только о духовных пастырях, но и о наших воинах, писателях, космонавтах. В один только январский номер 2016 года вошли материалы о митрополите Иоанне (Снычеве), митрополите Питириме (Нечаеве), св. князе Александре Невском, Александре Суворове, Николае Рубцове.

За эти годы у нас опубликованы беседы с губернаторами разных областей России: губернатором Владимирской области Светланой Орловой, первым заместителем председателя Совета Федерации Александром Торшиным, губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко. Публиковались на наших страницах писатели Василий Белов и Валентин Распутин, ныне публикуются Валерий Ганичев, Владимир Крупин, Анатолий Парпара.

– Насколько, на ваш взгляд, изменилось ли состояние российского общества по сравнению с тем, что было в 1990-е годы?

– Я вспоминаю беседу с наместником Черниговского скита игуменом Феофилактом (Моисеевым). Он спросил у меня: «Кому будет тяжелее на Страшном Суде – атеистам прошлых лет или нынешних»? И ответил сам: «Атеистам прошлых лет будет легче оправдаться: религия преследовалась, Евангелие не купишь, разве что знакомый дипломат в чемодане привезёт. А как нынешнему неверующему человеку оправдываться? Храмы открыты, православная литература издаётся, фестивали православного кино проходят».

Когда я последний раз был на Афоне и разговаривал со старцем Гавриилом, то спросил его, чем мы можем помочь неверующим людям. Он ответил: «Ни ты, ни я помочь им не можем. Мы можем помочь только своим примером: ходить в храм, причащаться жить по заповедям, не обижать людей и вести себя достойно, быть принципиальными. Тогда это повлияет на тех, кто рядом с нами». Только подавая пример другим, мы можем что-то сдвинуть, в том числе и издавая православную газету.

Державная.jpg– Сегодня становится очевидным, что православная монархия удерживала нашу страну и мир от катаклизмов. С убийством последнего русского Государя беззащитным остался не только русский народ… Но явилась икона Державной Божией Матери. Сегодня, 15 марта – празднование в честь этой иконы…

– О Государе наша газета писала как о святом задолго до его канонизации. 2 марта 1917 г. Государь был лишён престола (это спорный вопрос, отрекался ли он от престола), а в этот день, как известно, в селе Коломенском в храме Вознесения явилась икона Божией Матери «Державная». Патриарх Тихон тогда составил Акафист этой иконе.

Когда наше государство было лишено Царя, его взяла под Свой Покров Царица Небесная. И во всём можно увидеть Её покровительство. Возьмите храм Державной иконы Божией Матери в Жуковском. Он возник на пустом месте, а началось с того, что благословил это строительство старец Николай Гурьянов и дал протоиерею Николаю Булгакову 130 рублей. Державная икона шествует по земле. В марте 2007 г., на 90-летие явления Державной иконы редакция газеты провела Крестный ход, связавший Казанский храм в Коломенском, где находится чудотворный образ Державной, и псковскую станцию Дно, где Император Николай II был лишён престола.

На празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне мы провели Крестный ход «Москва–Минск–Киев», в котором участвовала и Локотская икона Божией Матери.

В 2008 г. фонд «Андреевский флаг» провёл программу «Под звездой Богородицы» – восемь Крестных ходов пересекли страну с севера на юг, с запада на восток, во главе их была икона Державной Божией Матери. Для этих Крестных ходов Патриарх Алексий II освятил восемь копий с иконы «Державной», все они замироточили при освящении. На месте стоянки поезда на станции Дно мы установили 4-метровый Крест. Тогда, во время молебна, замироточили две Державные иконы, а из глаз Императора на иконе ручейками полились слёзы… В Крестных ходах принимали участие не только паломники, но и военные, мэры городов, губернаторы областей, через которые шёл Крестный ход.

Программа «Под звездой Богородицы» завершилась объединением всех Крестных ходов в Коломенском, и далее все участники прошли огромным Крестным ходом в храм Христа Спасителя.

То, что икона «Державная», стоящая в нашей редакции, мироточит в самые решающие для страны моменты, например, в день преставления Патриарха Алексия II, тоже много значит для верующего сердца. Я уверен, что идея монархии имеет большое будущее, потому что всё больше православных людей начинает осознавать, каким является наиболее совершенное государственное устроение в России. Мы проводили Круглый стол с депутатами Государственной Думы о внесении изменений в Конституцию, чтобы была внесена православная составляющая в основной закон государства. Но на это нужна Божья воля, а ещё должна быть политическая воля.

– Какие мысли приходят в преддверии столетия революции 1917 года и в преддверии столетия явления иконы Державной Божией Матери?

– Эта икона находилась в Кремле, в Вознесенском монастыре. И на открытии прошедшей в ноябре 2015 г. выставки «Православная Русь» в Манеже возле Державной иконы стояли Патриарх и Президент. А икона в те дни оказалась в нескольких десятках метров от своего исторического места в Кремле, где она должна быть. И, я уверен, она туда обязательно вернётся. В 1998 г. священник из подмосковного села Лужки рассказывал, как над его храмом во время Великого поста было явление иконы Державной Божией Матери. А потом выяснилось, что на этом месте в XV в. стоял храм, который являлся подворьем Чудова монастыря в Кремле. Прямая связь, надо только уметь приглядеться. Идея монархии рано или поздно прорастёт в народе, и Русь засияет во всей своей державной полноте. Конечно, прежде, чем возродить монархию, нужно возродить культурно-историческую общность нашего народа. Один архиерей Русской православной церкви на одном из наших юбилеев сказал, что «Русь Державная» – это не просто название газеты, но это будущее состояние нашей страны. Президент на Валдайском форуме сказал, что мы не просто страна, мы – цивилизация.

А на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе Патриарх Кирилл вывел важнейшую формулу нашего дальнейшего бытия: «Нам нужен великий синтез: вера – справедливость – солидарность – достоинство – державность».

P.S. В январе 2016 г. коллектив газеты «Русь Державная» награждён премией «Имперская культура» им. Эдуарда Володина – за вклад в развитие национального самосознания. В феврале 2016 г. газета получила орден святой Императрицы Всероссийской Александры Фёдоровны.

Беседу вела Ирина Ушакова

Русь Державная

Столетие

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.