Архимандрит Матфей (Мормыль). Особая теплота и благоговение

Особая теплота и благоговение

К 80-летию со дня рождения архимандрита Матфея (Мормыля; 1938-2009) публикуем его статью «О литургическом почитании Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре» …

Особое почитание Матери Божией, особая теплота и благоговение перед Всемилостивой Заступницей — одна из самых характерных и вместе с тем глубоко сокровенных черт русского православного благочестия. Свидетельством этого является то, что ни одна другая Православная Церковь, кроме Русской, не имеет такого числа служб, совершаемых в честь Приснодевы. В этой области русское литургическое творчество наиболее самостоятельно по форме и богато по содержанию. Непосредственная близость Пречистой Девы, Ее участие в судьбе Русской Церкви открылись очень рано, что с необычайной силой проявилось уже во время создания Киево-Печерской Лавры. Но особое участие Матерь Божия приняла в жизни Троицкой обители. Она Сама Своими Пречистыми стопами освятила обитель Преподобного Сергия — первого русского святого, удостоившегося посещения Богоматери. Житие повествует, что Рождественским постом, глубокой ночью с пятницы на субботу, после пения акафиста Божией Матери преподобный Сергий услышал: «Се, Пречистая грядет!», и в сиянии необыкновенного света в келию вошла Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном. Она обратилась к Преподобному, назвав его Своим «избранником», и сказала, что услышана его молитва об учениках, обещая обители Свой неотступный покров и заступление. Житие не указывает точного года явления Богоматери Преподобному. Предполагают, что это было в 1379 г., менее чем за год до Куликовской битвы.

Это чудесное событие навсегда запечатлелось в литургической традиции Сергиевой Лавры. В память посещения Божией Матери, в пятницу вечером еженедельно в Троицком соборе поется акафист Пресвятой Богородице, а с Фоминой недели до отдания Пасхи за акафистом поется особый канон Божией Матери, составленный по подобию пасхального канона Иоанна Дамаскина одним из иноков Лавры.

В 70-е гг. нашего столетия иноками Лавры была написана служба в честь явления Пречистой Девы Преподобному Сергию. Она совершается 24 августа, на второй день после отдания Успения — престольного праздника центрального храма Троицкой обители — Успенского собора. Успенский собор, заложенный в 1559 г. по велению царя Иоанна Грозного, был освящен 14 августа 1585 г. (Знаменательно, что накануне дня освящения было совершено переложение мощей Преподобного Сергия. В память об этом установлено литургическое празднование.)

Но самое торжественное и величественное лаврское богослужение в честь Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа, в самый день Успения. В это день собравшиеся в Успенский собор монахи и миряне поют тропарь праздника, веря, что преставление Божией Матери не лишило нас Ее заступления: «…во успении мира не оставила еси, Богородице…» Пречистая Дева, став Царицей Небесной, с особым дерзновением умоляет сына Своего и Бога о помиловании людей. Святой Андрей Критский, чье «Слово» читается на праздничной всенощной, радостно восклицает: «Пока Ты жила с людьми, Тебя имела малая часть земли. С тех же пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя общей Заступницей».

Лаврская служба Успению отмечается особым последованием, которое теперь называется «погребение Божией Матери». Ее история такова.

Первоначально служба Успению с чином литании — перенесением святой плащаницы Матери Божией — совершалась только в самой Гефсимании, во Святой Земле. В первой половине прошлого века по благословению митрополита Филарета (Дроздова) греческая служба с чтением 17-й кафизмы и припевами, составленными профессором Холмогоровым, была переведена на славянский язык, и чин погребения Божией Матери стал совершаться (с 1844 г.) в Гефсиманском скиту и в самой Лавре. (В Иерусалиме чин погребения совершается накануне праздника, в России — вечером в самый день Успения.)
В годы Второй мировой войны русский народ с особой силой ощущал благодатный Покров Матери Божией, распростертый Ею над Россией. В первые послевоенные годы Русская Церковь переживала период особого внутреннего подъема. После открытия Лавры в 1946 г. чин погребения Божией Матери возродился. В 1950 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), была издана служба Успению Пресвятой Богородицы с чином погребения, и этим было положено начало ее повсеместному отправлению. Так литургическая традиция, возникшая, а затем вновь возродившаяся в Троице-Сергиевой Лавре, стала общерусской церковной традицией.

Архимандрит Матфей (Мормыль)

СПРАВКА
Архимандрит Матфей (Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 г. в станице Архонской Северо-Осетинской АССР. Церковный композитор, аранжировщик, заслуженный профессор МДА, кандидат богословия, член Синодальной богослужебной комиссии, главный регент Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 1961 г. руководил объединенным хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии. В 1968 г. возведен в сан игумена, в 1971 г. — в сан архимандрита. В 1988 г. утвержден в звании профессора, в 2004 г. ему присвоено звание заслуженного профессора МДА. Скончался 15 сентября 2009 г., похоронен за алтарем Церкви Святого Духа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

РНЛ

ПОКРОВ

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.