ИГОРЬ РОМАНОВ. «РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ» БЕЗ РУССКОГО ДУХА
«РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ»
БЕЗ РУССКОГО ДУХА
Поиск большого русского дела затянулся. Хотя, казалось бы, дело это найдено больше тысячи лет назад. Еще святым благоверным Князем Владимиром, нашим отцом крестным. Какое это дело? Несение миру Света Христова. Более глубоко это дело было осмысленно в концепции «Москва – Третий Рим». С появлением этой высокой идеи русский народ все более глубоко осознавал себя призванным выполнять величайшую задачу – хранение веры православной, христианизация мира. Это есть великое русское дело в истории человечества. В этом деле Россия расширялась, утверждаясь на новых территориях. Расширялась преимущественно на восток. И на всем пути прирастания Руси новыми землями – церкви, монастыри, лики святых и молитва. На всем пути звон колоколов и Евангелия чтение.
В симфонии Церкви и государства были освоены наши самые молодые земли – Приамурье и Приморье. В этой симфонии оживили своим присутствием русские люди безжизненный Север и Арктику.
И разве не очевидно, что даже в советское время подвиги нашего народа по освоению дальних земель стали возможны благодаря Подвигу предшествующих поколений русских? Благодаря тем, кто принес Крест и Евангелие на восток и на север, к берегам Северного Ледовитого и Тихого океанов. Ведь даже Великий Сибирский рельсовый путь, по которому православие и русская культура устремились к дальневосточным пределам, был построен задолго до появления СССР.
Советский Союз отказался от духовной идеи «Москва – Третий Рим», пытаясь воплощать геополитические возможности в русле мертвых экономических материалистических идей. Но разве мог быть прочным советский проект на русских просторах без твердого камня веры христовой, отвергнутого строителями «нового мира»?
Великое русское дело требует великой веры всего народа. Веры православной. Сегодня все попытки найти и реализовать какой-либо масштабный проект, который позволит народу «сделать рывок» в светлое будущее вряд ли могут вызывать народный интерес, если они не имеют духовной основы. Если они не имеют веры во Христа.
Сколько сейчас разговоров о развитии Арктики, об освоении Севера и Дальнего Востока! Сколько государственных средств вкладывается в это освоение! Но неужели «дальневосточный гектар» — это все, на что способен русский народ? Такие «проекты» просто не соответствуют призванию русской нации.
Возгласы об освоении северных, сибирских и дальневосточных земель часто звучат в русле мировых идей международного использования наших территорий. Еще лет десять назад громко говорили о строительстве Всемирной магистрали вдоль шестидесятой параллели, даже Абрамович и Дворкович проявляли большой интерес к этому замыслу. Сейчас не говорят об этом широко, но впечатление такое, что проект аккуратно реализуется «по кусочкам». Идея строительства моста от Сахалина в Японию – это, по всей видимости, один из таких «кусочков». Фантазерам-космополитам все-таки удалось этот надоевший мост протащить в проекте на стол президенту. А ведь на поверхности вопрос: зачем России этот мост? Чтобы японцам удобнее было Курилы осваивать?
Недавно опять всерьез и на довольно высоком уровне обсуждали «идею» переноса столицы в Сибирь. Мол, необходим процесс «размосквичивания». Вероятно, следующим предложением идеологов «размосквичивания» станет проект «разрусачивания».
Да нам, наоборот, нужна крепкая московская культура. И в самой Москве, и во Владивостоке. Та коренная московская культура, со звоном колоколов Елоховского, с сиянием куполов Успенского. Удивительно, что идеи «размосквичивания» запускаются людьми, которые, постоянно проживая в самой Москве, очень слабо представляют себе реальную жизнь на окраинах или вообще в провинции. Людьми, которые видели Россию лишь из окна поезда или служебного автомобиля.
Очевидно, что России нужна не сегодняшняя Москва, забитая среднеазиатскими гостями и нуворишами, перебравшимися в столицу из обедневших провинций. Руси нужна наша старая святая столица, милая и родная сердцу каждого русского человека Москва.
И России как никогда нужны Арктика, Сибирь и Дальний Восток. Но не только ради недр земных, не только ради нефти и газа. С этих восточных и северных просторов Россия призвана распространить свет православия в Азию, Америку, Океанию…
Идеи с «дальневосточным гектаром» лишь шелест пожухлой травы на фоне мощного державного гласа, зовущего русский народ на Восток.
Но с чем мы идем сюда? Недавно на сайте одного из приморских информагентств было опубликовано интервью с редактором уже несуществующего портала «Спутник и погром» Егором Просвирниным. Он позиционирует себя как радетель о национальных интересах русского народа. Правда, идеалом для него является «свободная Америка». Такой забавный «русский» националист. На вопрос приморского журналиста о том, как он оценивает динамику развития Владивостока и Дальнего Востока, Просвирнин, выросший во Владивостоке говорит: «Много имиджевых проектов, навроде подготовки к саммиту АТЭС, моста на остров Русский, всех этих трасс, размываемых после первого же муссона, но мало структурных изменений основ экономики. Как и в годы моей туманной юности, китайцы вывозят лес-кругляк, рыбаки перегружают улов на японские суда в нейтральных водах, а строительством занимаются таджики. Впрочем, вру — в моей юности завозить таджиков на китайскую границу все-таки никому в голову не приходило, это действительно новация.
Мечты же о «дальневосточном Сан-Франциско» так и остаются мечтами, на которые укоризненно взирает мрачная громада бесполезного моста на пустой Русский. Ну и Территории Опережающего Развития, конечно же — кажется, раньше это называлось «колониальной концессией», причем мы не в роли колонизаторов, а в роли аборигенов перед китайскими господами. Хорошее развитие и перспективы интересные!»
А вот еще любопытные замечания относительно тенденций развития наших больших территорий этого «эксперта» в области «русского рывка»: «Сейчас на ДВ кроме оттока населения идет еще замещающая миграция, когда русские уезжают, а кавказцы и среднеазиаты приезжают, поэтому официальные данные показывают не всю картину убыли русского населения. Конечно, до московских вершин многонациональности, когда в выходной день в вагоне метро можно ни одного русского не увидеть, ДВ еще далеко, но тенденция очевидна. Происходит это в том числе и потому, что, например, группа «Сумма», официальный холдинг дагестанской мафии в РФ, активно вкладывается в приморские порты и ставит там своих людей, те тянут родственников ну и дальше по цепочке. Таких примеров масса, поэтому не желтого нашествия следует бояться дальневосточникам. Кишка тонка у китайцев против Зиявудина Магомедова и прочих уважаемых многонациональных россиян. В качестве будущего ДВ при этих миграционных трендах посмотрите на Сургут, продолжать не буду».
В общем-то, трудно спорить со сказанным. Реальность, по сути, так и выглядит. И даже по поводу активности Магомедовых наблюдения небезосновательные.
Чтобы сделать такие заметки, не нужно иметь особую проницательность или быть очень информированным человеком. Хотя информацией Просвирнина, по всей видимости, обеспечивают. Ведь Егор Просвирнин – не сам по себе. «Просвирнин» — это проект. Причем это один из тех проектов, которые под видом «русской идеи» несут общественный деструктив, разрушают российское общество.
У Просвирнина резкое неприятие советского времени. Он отказывается видеть в этом времени наш многострадальный русский народ, отказывается видеть Новомучеников, отказывается видеть нашу Победу. Он видит только «вонючих большевиков в фуфайках». Сегодня на проект жесткого противопоставления «русского» и «советского» работают целые группы «экспертов». Особенностью этих исследователей является не научный, а жестко пропагандистский настрой, желание размазать, раздавить оппонента.
Однако весьма противоречивая позиция у этих «антисоветчиков». Эта позиция четко выражается в словах того же Просвирнина: «Мы – русские, то есть наследники тысячелетней русской культуры, наиболее расцветшей в тот момент, когда Россия стала блестящей европейской империей. Кто «не мы»? Советские, примитивный азиатский народ, ведущий свою историю с 1917 года. Под видом советских, склонных к коллективизму, антиинтеллектуализму и постоянным обещаниям массовых расстрелов, являются неосоветские, например, патриоты Путина…»
Слишком уж топорная схема у автора. Хотя автор этих мыслей далеко не Просвирнин. Но вот редактор бывшего «Спутник и погром» продолжает: «Что такое «нормальная Америка»? Это политическая, экономическая и культурная свобода. Это система институтов, ограничивающих произвол власти и защищающих гражданина. Это свобода слова, свобода оружия, свобода денег. Это процветание – деньги любят честный суд. Это национализм – «Америка превыше всего!». Это империализм – свободные вооруженные белые мужчины, обустроив свое Отечество, обычно собираются в драккары и плывут веселыми ватагами в гости к соседям. Это нескончаемый поток лучших умов планеты, спешащих влиться в политическое сообщество равных, включая, увы, и беглецов из РФ».
Вот такой поворот от «русской идеи» к «американской мечте».
Ну, так и что тут русского в совершенно «евро-американских» взглядах Просвирнина? Характерно, что интервью с ним появилось на сайте дальневосточного информагентства Примамедиа.ру, старательно, но неубедительно, рекламировавшего «Матильду» в течение всего лета накануне сентябрьского показа фильма во Владивостоке. То есть на сайте такого же пророссийского портала, как и «Эхо Москвы», только дешевого припортового разлива.
Активизация «радетелей» за интересы русского народа, ведущая наш народ в европеизированную или в американизированную Россию имеет множество направлений, охватывает множество социально-политических ниш и секторов. Даже порой кажется, что «все под контролем». От монархического движения и призвания на царствование «Царя», который сделает Москву «Царьградом». До ностальгии по крепкой сталинской руке. Под контролем кого? Да тех же, кто организовал проект «Матильда», кто разрушил Российскую Империю, кто развалил СССР, кто ненавидит русский народ, кто лишен православного русского духа. Не всегда можно рационально определить эти силы, ведь они владеют искусством маскировки, искусством манипулирования умами, искусством подмены понятий. Дьявольским искусством.
Подмена понятий, наполнение их иным, ложным содержанием – явление распространенное. Но, может быть, особенно актуальное в наши дни, в эпоху информационных технологий. Наполненное новым смыслом слово, словосочетание легко разносится по умам граждан и там закрепляется. Этот процесс касается и вполне здорового понятия «русский национализм». Русский национализм – на самом деле, явление, способствующее самоосознанию народа, осознанию его божественных задач. Русский национализм – это утверждение здоровых начал русского народа в укреплении своей религии, культуры, языка, в понимании своего исторического пути. Но главное – в любви к своему Отечеству, к своим корням, к талантам и особенностям народной души, которыми наделил русских Сам Господь. Русский национализм не возможен вне православия, вне Церкви Христовой. На правде Христовой, на любви к Богу и ближнему, на всех заповедях евангельских зиждется русский национализм. Само понятие «русский» — имеет в первую очередь духовное значение. Оглядываясь на историю Руси, можно сказать, что русский – это тот, кто больше других любит Христа.
Сегодня понятие «национализм» так извращено, что этим словом чаще пугают действующую власть и мигрантов. И чаще мы сталкиваемся с этим извращенным национализмом. В здоровом русском национализме должен быть здоровый русский дух. А какой дух присутствует в «национализме» какого-нибудь зороастрийца Крылова с бегающими глазками? Или тот же Просвирнин, желающий России поскорее стать «новой Америкой»? Удивительно, что даже лица и выражение глаз этих упомянутых товарищей сильно напоминают какое-то совмещение физиономий двух известных русофобов Гайдара и Новодворской.
У всех этих «русских» националистов обязательно есть большой геополитический план. И особое внимание в этих планах уделяется Арктике, Сибири и Дальнему Востоку. Понимают, какие возможности открывают эти просторы.
Движение России на восток – это великое русское дело. Вот как выразился об этом деле русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров, глубоко осознавая высоту подвига русского народа в его движении к Океану: «И смело можно сказать, что ни в 1812 году, ни при защите Севастополя русские люди не работали с большим вдохновением, увлечением и самоотверженностью, чем на берегах Амура и Уссури».
Это и есть истинный русский национализм. Трудиться во славу своего Отечества, с «вдохновением, увлечением и самоотверженностью».
Вспомните, как писал великий Иван Александрович Ильин: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его многообразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божьем саду».
Только в таком понимании национализма возможно воплощение большого русского дела. Дела несения Света Христова иным народам. И впереди не Европа, впереди — Азия, едва только тронутая лучами православия. И в этих сияющих лучах нам, русским, нужно идти к Великому Океану, идти в Арктику, в Сибирь, идти к нашим азиатским соседям. Идти по новым дорогам, с новыми ледоколами, с возрожденными деревнями и городами, сверкающими куполами церквей и соборов. Иди с любовью ко Христу, с любовью к своему Отечеству, с русским сердцем.
Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук
Запись опубликована в рубрике
Геополитический взгляд. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.