Владислава Романова. Россия — экуменическая лаборатория Ватикана?

РОССИЯ — ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ

ЛАБОРАТОРИЯ ВАТИКАНА?

Визит кардинала Пьетро Паролина назначен на август 2017 года

В 2015 году госсекретарь Ватикана посетил Белоруссию, в 2016 году – Украину. Зачем он планирует приехать в 2017 году в Россию? Визит в Россию подразумевает встречу кардинала Паролина с Патриархом Кириллом и президентом России Владимиром Путиным. Кардинал сам об этом заявил католическим СМИ. Одна из главных целей визита, по его словам, – «наведение мостов». В переводе с дипломатического языка Ватикана это означает налаживание взаимоотношений с властями того государства, где католики находятся не в простом положении, где прямого контакта раньше не было, о поиске договоренностей, способствующих улучшению позиций Католической церкви в этом государстве. Образ «моста» политиками Ватикана используется давно. Папа – понтифик – т.е. дословно «мостостроитель» и ему нужны «мосты», по которым он распространит свой духовный и политический авторитет в отвергающих его странах.

Отечественные СМИ этот будущий визит (если он состоится) склонны рассматривать в первую очередь как визит духовного лица, отправляющегося на встречу с Патриархом Кириллом. В то же время, западные католические СМИ трактуют готовящуюся поездку как политическую. И видят в предстоящем визите один из важнейших шагов развивающихся с небывалой скоростью взаимоотношений светского Российского государства и Ватикана. Активность МИДа России и Ватикана ускорена личными дипломатическими взаимоотношениями папы Франциска и президента России. Нередко с позиции западных СМИ, наделавшая много шума в русском православии встреча Патриарха Кирилла с папой в Гаване 12 февраля 2016 года интерпретируется лишь как один из элементов взаимоотношений папы и президента России (американское католическое издание «Crux»).

С 2013 года, как ни удивительно, папа считается чуть ли не союзником России! Папа, который на протяжении тысячелетия был врагом православия. Развитию российско-ватиканских отношений способствовала ситуация на Ближнем Востоке. В условиях войны в Сирии и мирового давления, желания Запада устранить Б. Асада, папа поддержал Россию и ее лидера. 4 сентября 2013 г. Франциск направил послание Президенту Российской Федерации в связи с проведением в Санкт-Петербурге саммита «G20», в котором дал высокую оценку российскому председательству в этом формате, а также решительно выступил против силового варианта решения сирийского вопроса.

В Сирии проживало много католиков и униатов, перешедших из православия под власть папы в прошлые века – все они поддерживали президента Башара Асада и политику России, вступившейся за Асада. Потому католические голоса также выступили против версии ложной химической атаки в Сирии, якобы, реализованной правительством.

На Рождество уходящего 2013 года (празднуется Антиохийской Церковью 25 декабря по новому стилю) Антиохийский православный патриархат осуществлял телесвязь с папой Римским Франциском. От папы православные арабы ожидали политической помощи в условиях войны и хоть какой-то информации о пропавших без вести православных священнослужителях.

Запад засомневался в позиции папы в 2014 году, когда тот не осудил явно Россию за референдум в Крыму, не дал четких характеристик войне на востоке Украины, не назвал «агрессора». Недовольство Франциском со стороны Европы и США вызвало волну жесткой критики в его адрес. Но оно сменилось признанием его победы, когда весь мир увидел то, к чему привело своевременное молчание папы по поводу Украины – 12 февраля 2016 года в Гавану на встречу с папой римским приехал глава крупнейшей православной церкви – Патриарх Московский и всея Руси. На встрече был подписана совместная декларация, затрагивавшая многие вопросы жизни современного мира, в том числе и проблему христиан Ближнего Востока и конфликтов на Украине. В пунктах 24 и 25 говорилось о неприемлемости любых форм прозелитизма и униатизма и о согласии не созидать церковные общины там, где уже существует поместная церковь. Подписав это папа, вроде как, отказался от устаревших методов обращения православных в унию и претензий на каноническую территорию Русской церкви. Однако одновременно декларация призывала к совместной работе католиков и униатов с православными по разным вопросам. Из опыта православных стран на Балканах и в Восточной Европе известно, что такое межконфессиональное общение не низовом уровне и направление гуманитарной помощи страждущим православным братьям в ХХ веке – излюбленный ход политики прозелитизма Ватикана. Тем не менее, для Рима это была долгожданная встреча. Ее ждали со времен провозглашения автокефалии Русской церковью в 1448 году и выхода из-под власти Константинопольского патриархата, заключившего унию с Римом в 1439 году.

Западные СМИ отмечают двойные успехи папы – усилия по одному направлению дают одновременно богатые плоды по двум сложнейшим направлениям. Так, поддержка позиции России в 2013 году по Ближнему Востоку оборачивается повышением авторитета папы среди восточных христиан и мирных страдающих мусульман Ближнего Востока, хотя со времен Крестовых походов отношение к католикам в этом регионе было скептическим.

Дальнейшее улучшение отношений с президентом России дает хорошие основания для налаживания связей с Русской Православной Церковью, для которой вот уже почти 1000 лет папа – еретик и недруг Христа, а Католическая церковь – опасный враг Православной Церкви и России. Двойные успехи папы западные СМИ объясняют тем, что интересы российского руководства и РПЦ неотделимы.

Направления взаимного сотрудничества российских и ватиканских дипломатов формулируются расплывчато. Говорится о сотрудничестве в ООН, ОБСЕ, Совете Европы по важным международным проблемам: защита христиан на Ближнем Востоке, ситуация в Сирии, массовый исход мигрантов, борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом. Не смотря на размытость речей и формулировок проблем, папа, как мы видим ярче всего на примере Украины, ведет «Realpolitik» и достигает своего.

Внешне папа старается дистанцироваться от США и разорвать с имиджем предыдущих «атлантических» пап, делая упор на защиту интересов бедных и людей Третьего мира. При этом католическая община в США весьма влиятельна.

За месяц до объявления о приезде кардинала Паролина в Россию и накануне саммита «G20» в 2017 году, в Россию именно из США приезжал Г. Киссинджер, в том числе возглавляющий группу советников Ватикана по внешней политике.

На что рассчитывает дипломатия России в диалоге с Ватиканом? Дипломаты надеются на политическое влияние папы в условиях сложной для России политической и экономической ситуации. Папа – духовный глава миллиарда католиков, проживающих в мире (это в основном представители Азии, Африки и Латинской Америки). Он «непогрешимый человек» (хотя для многих других христиан он воплощение сатаны). Ему подчинены более 140 орденов во всем мире, у него масса информации обо всем происходящем на земле, он обладает структурами и рычагами влияния на политическое мнение. Он направляет в нужное русло финансовые потоки. Он организует протестные движения и революции и т.д. Поэтому умозрительно нам кажется очень важной его поддержка на закулисном политическом уровне в войнах санкций и экономического давления. Ведь у современной России не так много союзников. Наверное, таковы прагматические, рациональные доводы. И они сильно напоминают доводы Византии перед Ферраро-Флорентийским собором в XV веке.

Нужно также помнить, что в игре в «реальную политику» с Ватиканом мы – новички. Российская Федерация вступила в эту игру в 2009 году, когда были официально оформлены дипотношения.

Известно, как в начале XX века католики Польши и Остзейского края, подданные русского царя, хитро и умело обходили даже распоряжения такого крупного политика и государственного деятеля, как премьер-министр Российской империи П.А. Столыпин. Не выполняя предписанного им законами, они ссылались на такой довод: «Мало ли что требуют законы Российской империи, папа велел делать так-то…»

Ватикан приветствует те инициативы России, которые отвечают интересам папы. Реальное укрепление политических позиций нашего государства воспринимаются негативно. Так, после встречи В. Путина и Д. Трампа на встрече «G20» в Гамбурге, папа римский в интервью итальянской газете «La Repubblica» поделился своим беспокойством в связи с этим саммитом: «Я боюсь, могут возникнуть довольно опасные союзы между мировыми державами, у которых искаженная картина мира: Америка и Россия, Китай и Северная Корея, Путин и Асад в сирийской войне».

Папа начал делать такие «неосторожные» высказывания после того как Московская патриархия обратилась к нему с просьбой противодействовать принятию Верховной Радой Украины антиправославных законопроектов 16 мая 2017 года, а 19 мая делегация католического духовенства из Аппулии и города Бари уже победно прибыла в Россию с частицей мощей Святителя Николая.

Принесение мощей высоко почитаемого в России святого – то информационное событие, которое должно было смягчить шок в православной среде от готовящегося визита папского легата Пьетро Паролина – второго лица Ватикана, который по общим ожиданиям едет договариваться о посещении России римским понтификом.

Кардинала Паролина католическое издание «AsiaNews» назвало «апостолом экуменического диалога». Ватиканский дипломат Пьетро Паролин – специалист по ведению переговоров с коммунистическими и авторитарными странами. В ходе своей карьеры Паролин выполнял массу деликатных заданий в Северной Корее, Вьетнаме, Китае, Венесуэле, Израиле. Именно этот кардинал в начале понтификата Папы Бенедикта XVI восстанавливал прямой контакт Ватикана с Китаем. В коммунистическом Вьетнаме Паролин также «наводил мосты». Он много выступает на площадках ООН, ОБСЕ, экономических и политических мировых форумов, представляя политико-религиозную структуру, стремящуюся по-своему направить развитие глобальных процессов.

С 2015-го года Паролин посещает православные страны и территориальные части давнего врага Рима – «схизматической Российской империи». В 2015 году это была Белоруссия, в 2016 – Украина, в 2017 году – это Россия. И здесь от него в первую очередь может потребоваться умение налаживать экуменический диалог.

Понятие «экуменический диалог» появилось со времен Второго Ватиканского собора. 27 июня 2017 года в Москве проходила международная российско-католическая конференция «Восточная политика Ватикана, Советский союз и Русская Православная Церковь» (1958-1978), на которой был представлен один из докладов с католической стороны. Он назывался «От унианизма к экуменизму: Католическая Церковь в послевоенные десятилетия». В докладе признавалось, что путь Католической Церкви от унианизма к экуменизму «не был поспешным, а был долгим созреванием». Русский читатель может сделать вывод, что при всей сложности понятия «католический экуменизм» – это обновленная и трансформированная версия униатизма и прозелитизма. Политика и стремление к земной власти здесь традиционно стоит на первом месте и совсем немного места уделено Христу. Христос в этой концепции занимает скромное место. Он ведь, как уверены католики, «передал свою власть на земле наместнику апостола Петра», т.е. папе. А поскольку «экуменический диалог» нужно вести со всеми мировыми и малыми религиями и даже атеистами, то «излишнее обращение» к учению Христа в таком диалоге им будет только вредить.

Соответственно, «апостолы экуменического диалога» вырабатывают и продвигают некое политико-религиозное учение (отнюдь не христианское), в котором стержнем является даже не исповедание Святой Троицы, а унаследованная от католицизма ложная догма – о всемирной власти папы римского, о власти, по словам Ф.М. Достоевского, «человекобога».

В Гаване в 2016 году «непогрешимым» папой Франциском было подписано непопулярное у украинских униатов соглашение с Патриархом Московским Кириллом об отказе от методов униатизма и прозелитизма. Но по факту и униатизм, и прозелитизм процвели на Украине с 2014 года. Только называется агрессивная деятельность слуг папы теперь по-другому – «экуменический диалог». На сегодня латинские и греко-католические структуры распространены в Харькове и Запорожье. Униаты строят свои храмы в этих православных городах. Униатские капелланы окормляют военных ВСУ, убивающих своих русскоязычных и православных сограждан на Донбассе и в Луганске.

В 2016 году П. Паролин начал свой визит на Украину с Запорожья, из чего униаты сделали вывод, что папа благословляет их и дальше двигаться на восток. Папины слова и обещания перед телекамерами в Гаване – всего лишь слова, а «реальную» папину политику никто не отменял. Тем более, как можно принимать за «чистую монету» подпись иезуита на каком-либо документе? Всему миру известно о двойной морали «Общества Иисуса» и что для них обман и убийство – это и не грех вовсе. Весь католический мир, и в первую очередь Украина, понимает формальность гаванских обещаний папы.

Потому папа не против повязать и георгиевскую ленточку 9 мая 2016 года, взяв ее из рук российских депутатов ГД, не опасаясь вызвать бурю негодования на Украине, ведь там все знают, что «папа много помогает Украине, но делает это тайно».

Обратим внимание на высказывание Пьетро Паролина летом 2016 года, на встрече с представителями Украинского совета Церквей он перефразировал некогда сказанные папой Иоанном-Павлом II слова об Украине, что это своего рода «лаборатория экуменизма». То есть на традиционно православных территориях идет выработка новых для Ватикана «лабораторных» методов вовлечения восточных христиан и атеистов в унию и латинство.

Неоконченную войну на Донбассе тогда же Паролин назвал «опасной цивилизационной войной». Понятно, почему эта война опасна – она может обернуться наступлением православных сил на все волчцы, посеянные папой в винограднике, который ему не принадлежит. Потому эта война для Рима представляет угрозу, так как пока нет однозначной победы западно-христианских сил в зоне продолжающихся военных действий.

Тем не менее, нынешнее положение Католической и Греко-католической церкви на территории СНГ демонстрирует значительную победу Ватикана. Таких достижений на территории «Русского мира» у него не было никогда.

В августе 2017 года «апостол экуменического диалога», созидатель «экуменических военных лабораторий» кардинал Пьетро Паролин направляется в Москву, «выстраивать мосты» для пришествия в Россию антихриста…, простите, папы римского.

Давно известна сила «иезуитского милосердия». В условиях военных конфликтов папа Франциск, называемый некоторыми СМИ «глобальным папой», делает упор на милосердие. Милосердию была посвящена его булла от 8 декабря 2015 года «Лик милосердия». О милосердии и «мирном урегулировании конфликтов» говорит не только папа, но и Пьетро Паролин на разнообразных международных площадках. Нам стоит вникнуть в содержание акций иезуитского милосердия.

Обратим внимание на то, что папа, избранный понтификом в 2013 году, уже четвертый год своего понтификата – 2016-й объявляет внеочередным юбилейным годом, посвященным милосердию.

Традиция юбилейных годов восходит к печально завершившемуся понтификату Бонифация VIII, который заложил этот обычай в 1300 году в условиях конфликта с французским королем. Тот препятствовал сбору налогов на своей территории в пользу папы. В юбилейный год (это обычно каждый 25-й год) католики должны совершить паломничество в Рим, принеся пожертвование. Такое паломничество в современном католицизме засчитывается как индульгенция, позволяющая католику или униату «избежать кары и страданий за совершенные, но исповеданные грехи».

2016 год папа объявил внеплановым юбилейным годом милосердия. Таким образом, все представители нынешнего поколения католиков и униатов, запятнавшие себя тяжкими преступлениями или грехами смогли принести папе в Рим свое «покаяние» через это паломничество и свое «милосердие» в виде пожертвования. А также необходимую информацию о текущих делах на Украине и в других частях мира. Взамен получив гарантии, поддержку и необходимые каналы для координации дальнейшей деятельности.

Папа, поставивший свою подпись под обещанием прекратить политику прозелитизма и униатизма, воспользовавшись достижениями Гаваны, в 2016 году проводит акцию «Папа для Украины». По его призыву верующие во всех католических церквах Европы делают пожертвования. Вместе с личным вкладом папы эти суммы собранных денег достигают нескольких миллионов евро. И направляется эта помощь в те регионы Украины, которые считаются «лабораториями экуменизма» — Запорожская и Харьковская области, где перед католиками и униатами стоит сложная задача переформатировать местное население. Привезенные из Европы средства распределяет технический комитет во главе с епископом-помощником Харьковско-Запорожской епархии Римско-католической церкви.

Для получения материальной помощи православное население должно войти в тесный контакт с пастырями папы римского, оставить все свои координаты и т.д. Угроза от этой акции уже была глубоко проанализирована и оценена русскоязычной общественностью. Как сообщают американские католические СМИ, Владимир Путин этой акцией был недоволен. Очевидно, что акцией «Папа для Украины» папа расширяет пределы унии.

На сайте акции, мы видим большой портрет Франциска, почти в половину страницы. Все это сопровождается текстами на русском языке и контактами координаторов акции в Запорожье.

Русскому человеку, изучавшему историю, знающему русскую литературу, становится не по себе. Ведь католики стремятся в центры духовной силы, центры русского духа, центры сопротивления унии в XVI веке. Ведь в Запорожье находится остров Хортица, центр Запорожской сечи, где казачья вольница сопротивлялась польской унии, и где, по словам гениального Н.В. Гоголя, казаки в битвах с ляхами защищали от поругания «самого Христа и Его Святую Церковь».

Эта акция «Папа для Украины» лучше всего помогает понять, что кроется под задачами «иезуитского милосердия». Получение своей агентурной сети, влияния в регионе через постоянное присутствие католических священнослужителей, получение необходимой информации, создание своих информационных рупоров, каналов для реализации средств, которые будут поступать из Европы для достижений целей, поставленных папой или иными силами и другое. Данные последствия акции «Папа для Украины» были сразу очевидны, и многие аналитики их отметили.

Обратим внимание и на то, что в условиях наступившего внутриполитического кризиса в Венесуэле госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин также начал использовать тему милосердия. Он направил властям страны письмо с четырьмя предложениями по урегулированию кризиса. Одно из них сводилось к просьбе Ватикана о праве на предоставление гуманитарной помощи Венесуэле. Понятно, что за этим стоят конкретные задачи «реальной политики» папы.

Для нас не удивительно, почему папа и католические структуры в России с готовностью участвуют в экуменических гуманитарных акциях помощи Сирии. Ведь эти акции – часть экуменической «лабораторной» работы.

23 июня 2017 года 20 тонн продовольствия и медикаментов прибыли в Сирию и были розданы жителям Латакии и Алеппо. Эта гуманитарная помощь была собрана религиозными структурами, действующими в России: Русской Православной Церковью, Духовного собрания мусульман России и Центрального духовного управления мусульман России, Католической церковью, Армянской апостольской церковью, Союзом евангельских христиан.

Об этой акции в Сирии кардинал Пьетро Паролин намерен беседовать с патриархом и президентом России в ходе своего визита в Москву. Для католиков важно представить этот практический шаг как следствие Гаванской встречи и важное продвижение в кооперации конфессий и экуменическом диалоге.

Но за скобками остаются важные вопросы. Кто на местах будет координировать распределение гуманитарной помощи от католиков, и какие задачи они будут выполнять в Сирии? И с другой стороны, почему Ватикану так важно инициировать подобные акции в России? Неужели папа римский воспринимает Россию – великую православную страну – тоже как свою «лабораторию экуменизма»?

Романова Владислава Николаевна,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Запись опубликована в рубрике Геополитический взгляд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.