Национальная безопасность — какие проблемы?

Власть не знает, как бороться с межнациональными конфликтами

KM.ru

Романов Александр

Конфликты на бытовой почве, вспыхивающие между представителями разных национальностей, наконец-то озаботили власти, и случилось это аккурат после недавней массовой драки в Кисловодске. Они признаны межэтническими, и с ними решено усилить борьбу.

В связи с этим правительство намерено разработать меры по совершенствованию работы госорганов, направленной на предотвращение межнациональных конфликтов, сообщают «Известия». Их заключительный вариант будет обсуждаться на заседании кабинета министров 4 октября. Источник издания в Белом доме признался, что пока власти не понимают, как нужно бороться с межнациональными конфликтами.

Заметим, что в прежние времена в этом знали толк, и конфликтов практически не было. Власти СССР неустанно пропагандировали дружбу народов, а также умело комбинировали поощрения с ограничениями, что в совокупности давало очень неплохие результаты. Но с тех пор навыки такой работы утеряны полностью. Ее заменили другие подходы: закрывать на всё глаза, надеяться, что «рассосется само» и задабривать малые народы щедрым финансированием из центра. Последнее средство позволило погасить большие конфликты, но малые остались, и меньше их не становится. Что делать?

«Мы размышляем на эту тему. Идет рефлексивный процесс. У нас еще нет готового рецепта. Думаю, его сейчас нет ни у кого в стране», – говорит чиновник. Он считает, что невозможно создать универсальную систему предотвращения конфликтов на национальной почве. «На Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, в Москве нужны дифференцированные подходы», – говорит он.

В самом деле? А нам кажется, что все гораздо проще. Если коренное население так усиленно размывать пришлым, как это делается сейчас, оно, чувствуя, что от него ничего не зависит, будет выражать свое раздражение, и межнациональных конфликтов не избежать. Но если ограничить миграцию, выслать нелегалов, навести элементарный порядок в этой сфере – все образуется.

В Минрегионе считают, что выстраиванием национальной политики должны заняться заместители министров регионального развития, которых назначат курировать федеральные округа. Для этого им могут расширить полномочия: замминистров будут отвечать за политический климат в регионе.

Ну, вот, кажется, потихоньку начинается возврат к старой схеме работы в сфере межнациональных отношений, хотя еще недавно Дмитрий Медведев, будучи президентом, говорил, что никакие новые органы для этого создаваться не будут, и старые реанимироваться – тоже. Конечно, это еще не реанимация, но уже, хочется надеяться, первая подвижка.

«Нужно усиливать связь с региональными и местными уровнями. Мы сделаем систему более эффективной, чтобы видеть эти проблемы на ранних подступах, а не разруливать горячие конфликты. Нужна будет профилактическая работа, чтобы своевременно реагировать на предпосылки конфликтов и устранять их. А потом, во многих стычках – не национальная подоплека, а бытовая», – полагает источник в правительстве РФ.

А чтобы придать программе весомости, ответственными за разработку мер по противодействию межнациональным конфликтам помимо Минрегиона назначены МВД и ФСБ России. «Без силовых органов невозможно эффективно наладить эту работу. Конфликты, которые нельзя профилактически потушить, должны гаситься с помощью правоохранительных органов», – говорит чиновник.

Самое интересное, что раньше у нас уже было ведомство, занимающееся межнациональными отношениями, – министерство по делам национальностей. Но его зачем-то ликвидировали в 2004 году. Межэтнические отношения перешли в ведение институтов гражданского общества, говорит последний глава Миннаца Владимир Зорин. Иными словами, пущены на самотек, поскольку институты гражданского общества в массовом сознании прочно ассоциируются с десятком-другим профессиональных говорунов, не имеющих никаких полномочий, кроме подготовки каких-то там докладов.

«Государственное присутствие здесь обязательно. Межнациональная стабильность – это равнобедренный треугольник, где одна из сторон – исполнительная власть, другая сторона – законодательство, а третью представляет гражданское общество. Выбросьте одну из сторон, и вы получите угол, о который все время будете спотыкаться», – считает Зорин.

Основываясь на данных Института этнологии и антропологии РАН, Зорин, работающий в нем заместителем директора, утверждает, что наиболее слабым звеном в межнациональной сфере являются органы местного самоуправления. «Во многих муниципалитетах даже не определены чиновники, ответственные за состояние межнациональных и межконфессиональных отношений. Пора перестать кивать на Москву и федеральный центр, – говорит он. – Места на рынке, разрешения на торговлю, на строительство мечетей дают не в пределах Садового кольца. Все это решается конкретным главой региона или местного самоуправления». Зорин полагает, что если власти будут снимать с себя ответственность за межэтническую сферу, то «мы будем получать события, подобные Кисловодску».

Кажется, слепая вера российских властных либералов раннего периода в магическую силу рынка распространилась не только на экономику, но и на межнациональные отношения. Этот великий волшебник, считали они, должен был наладить все там и там, национальности должны были возлюбить друг друга и зажить в мире и дружбе на вечные времена, не ведая, что такое конфликты и даже трения. Но – не получилось.

Что представляет собой любой межнациональный конфликт в максимально очищенном виде? Столкновение разных менталитетов и ощущение, что «наших бьют». Вот для приведения менталитетов к единому знаменателю и обеспечения всеобъемлющей справедливости и нужно государство, и никакое козлобородое «гражданское общество» тут его не заменит. Мир и согласие между национальностями не наступят сами по себе – ими нужно заниматься. Хорошо, что власти начали склоняться к такой точке зрения.

Источник: KMnews

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.