Всем миром Россия обустраивала великий Сибирский путь
Часть 1.
Чудо мировой истории
Духовный смысл возведения одного из современных чудес света – Транссибирской железнодорожной магистрали – еще несколько лет назад был сокрыт не просто от массового общественного сознания. Не задумывались о нем и ученые специалисты, крупнейшие исследователи Дальнего Востока. На первый план выходили чрезвычайно важные проблемы исторической географии, экономики, переселенческой политики, международных отношений и конкретно взаимоотношений с восточными соседями и т.п. Даже понимая величие этого деяния наших предков (как писал академик А.Л. Нарочницкий: «Освоение северо-восточных областей Евразии русским народом и русские географические открытия принадлежат к выдающимся явлениям мировой истории». – Нарочницкий А.Л. Западные державы и государства Восточной Азии в XVI—XVIII вв. – Международные отношения на Дальнем Востоке. Кн. 1. М., 1973. С. 7), советские ученые избегали задаваться главным вопросом: во имя чего русские люди построили великий Сибирский путь? Ответ как бы подразумевался сам собой, вытекал из господствующей идеологии – все совершалось во имя мифического прогресса. Этот сугубо материалистический подход во многом унаследовала и нынешняя российская аналитика «восточного вопроса», которая при некритическом к ней отношении может завести нашу внешнюю политику в тупик.
Обратиться же к духовным истокам движения русских на Восток «встречь солнцу» – это значит встать перед дилеммой: либо признать явление пагубным, расточительным, неразумным, либо «реабилитировать» Самодержавие как вдохновителя и организатора освоения Дальнего Востока в целом и строительства Транссиба в частности.
Между этими двумя полюсами и вынуждены лавировать светские ученые: признавая очевидные факты достижений самодержавной России и попутно пеняя на неизбежные при любом масштабном начинании просчеты, они предпочитают не обращать внимание на руководящие силы государства – Верховную Царскую власть и Православную Церковь. Дело доходит до курьезов, до элементарных фактических ошибок в солидных академических исследованиях. Ну, кто, скажите на милость, пожурит маститых ученых, путающих членов Императорской Фамилии, посещавших Владивосток и закладывавших Транссиб? Кого это интересовало в советский период русской истории? Другое дело статистические данные о рыбе, угле, золоте, лесе… Так, в монографии А.И. Алексеева и Б.Н. Морозова (Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение русского Дальнего Востока. Конец XIX в.-1917 г. М., «Наука», 1989) честь закладки Великого Сибирского рельсового пути вместо Наследника Цесаревича Николая Александровича приписана Великому князю Алексею. Авторы утверждают: «19 мая 1891 г. во Владивостоке великим князем Алексеем был положен первый камень при закладке вокзала» (С.65).
Действительно, Владивосток и раньше, еще до визита Наследника Цесаревича в 1891 году, посещали члены Императорской Фамилии. В 1873-м, а не в 1891-м году, город встречал Его Императорское Высочество Великого Князя Алексея Александровича, возвращавшегося из кругосветного путешествия. Восточная Сибирь тогда впервые была удостоена посещения представителя Династии Романовых. В 1886 году на корвете «Рында» во Владивосток прибыл Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович. В 1887 году он вторично побывал во Владивостоке. Но в 1891-м году город ждал будущего Самодержца Всероссийского, связывая с его приездом определение дальнейшей судьбы форпоста православной веры на Дальнем Востоке.
(продолжение следует)