РУССКОЕ ПРИМОРЬЕ — СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ПРИЗВАНИЯ РОССИИ

РУССКОЕ ПРИМОРЬЕ — СВИДЕТЕЛЬСТВО

ПРАВОСЛАВНОГО ПРИЗВАНИЯ РОССИИ

i

Устремленность за экономической идеей в государственной политике уже не раз подводила государства. В итоге этой устремленности государства исчезали, разваливались, продавались…

Исконная Россия, к ее образу мы все чаще обращаемся сегодня, убедившись в полной несостоятельности множества чуждых для нашего народа идей. Настоящая Россия главной своей целью видит не экономические достижения, не мировое господство. Русь устремлена в Царство Небесное.

Истинная Россия с Царем, с Самодержцем, с Помазанником Божиим. Это не пустые слова – это реальная, самая настоящая жизнь многих-многих поколений нашего народа. Закон Русского Царства зиждется на вечном фундаменте Закона Божьего. Коль Господь дал власть Царю, Царь осознает, что властью этой он обязан распространять славу Божью в своем народе и во всем человечестве. Главная забота Царя в том, чтобы его подданные устремлялись к Богу. Чтобы шли они за Христом, а не за идолищами и козлищами. Власть Государя пребывает в симфонии, в тесном переплетении с властью церковной.

В этой церковно-государственной симфонии, славя Бога, русский народ осваивает новые территории. В Православии Русь Христова утвердилась на берегах Тихого океана. В XVII веке возник ряд городов, которые стали вехами православного пути России на восток. Тобольск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Охотск… Все эти грады увенчаны куполами и крестами церквей, в них или поблизости возрастали монастырские обители. Всякий город, возникавший в Сибири, становился духовным и миссионерским центром для всего окружающего населения. Вспомним просветительские труды святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, или святого преподобного Макария (Глухарева), Алтайского просветителя.

С обретением правобережья Амура вплоть до берегов Тихого океана, Россия полнее осознает свою просветительскую миссию в истории человечества. Христианство – вот главная, вечная идея, которая движет Россией на протяжении веков. Движет в освоении новых территорий.

Утверждение на черноморском побережье, на Балтийских берегах, освоение Кавказа – все это мощные шаги православного народа и его великих царей, ярко свидетельствующие о христианском миссионерстве великой Державы. Даже имена городов на новых землях часто имели христианское значение. Город Креста у предгорий Кавказа – Ставрополь. Или город Владикавказ в православной Осетии – Владеть Кавказом во Христе.

Но гораздо масштабнее, длительнее и полнее миссионерскими событиями движение на восток, к Великому океану. Это движение главенствует над любыми другими направлениями, в которых расширялась Русь Христова.

Кульминация миссионерского пути России – это утверждение Православия у самых границ с Азией – с Китаем, Японией, Кореей. Здесь Россия встречается с огромными народами, занимающими значительную и еще малознакомую часть земной суши. Перед Русью встают грандиозные задачи – рассказать этим новым народам о Христе. Рассказать не только словесным обращением, но и своей жизнью христианской, своей культурой, воздвигаемой пред лицом могучей Азии. Богатства Сибири и Дальнего Востока нужны России как средство, способное помочь укрепить державную мощь. Мощь, которая необходима, чтобы твердо держать Крест и Евангелие, чтобы удерживать мир от впадения в беззаконие, в безнравственность, в аномию.

С великого Царя Иоанна IV Грозного утверждение православия на востоке обретает характер государственной политики. Взятие Казани открывает России путь в Сибирь и к далеким восточным окраинам. Путь, который благословляет Господь и Его Пречистая Матерь новым чудотворным образом Своим, обретенном в покоренном граде Казани.

Священномученик Иоанн Восторгов пишет: «Господь чудесно являет в Казани образ Богоматери, под покровом Которой совершилось и самое завоевание её, — образ, данный свободной России, знак небесного благословения русскому народу в историческом просветительном шествии его к Востоку, в глубь Азии, в его служении своему мировому призванию.»

Все последующие за Иоанном Грозным правители земли Русской вносят вклад в дело укрепления Церкви и государства на восточных рубежах нашего Отечества, продвигая эти рубежи все дальше и дальше на восток.

Наступает время, когда Русь и ее лучшие сыны с наибольшей силой и глубиной осознают высочайшее духовное призвание русского православного народа в новых землях. Об этом много пишут русские мыслители, на это полнее указывают государственные деятели и устроители русской государственности на просвещаемых окраинах.

Русская мысль конца XIX- начала XX века все ярче показывает, что наши Приамурье и Приморье – это территории, с которых Россия призвана непосредственно решать всемирные задачи Православия.

Вот что пишет знаменитый отечественный мыслитель Лев Александрович Тихомиров: «Я говорю о приобщении Дальнего Востока к миру христианскому, вне которого он до сих пор находился. Это приобщение есть для нас такая обязанность, которая лежит на России по преимуществу как на Церкви, то есть нации, объединенной в своей Церкви.»

Тихомиров глубоко осознавал высоту подвига русского народа в его движении к Океану. Он писал: «И смело можно сказать, что ни в 1812 году, ни при защите Севастополя русские люди не работали с большим вдохновением, увлечением и самоотверженностью, чем на берегах Амура и Уссури.»

Позднее, в 1909 году священномученик Иоанн Восторгов, много потрудившийся ради укрепления Церкви на восточных рубежах, произнесет во Владивостоке вдохновляющие слова: «мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа.»

Среди всех правителей Руси наиболее масштабно, системно и последовательно утверждением Церкви и государства у берегов Тихого океана занимаются Император Александр III и его сын Император Николай II. Похоже, они видят в этом деле наиболее перспективное и вместе с тем обязательное движение всей России.

Глубоко понимая свою державную ответственность, Государь Александр III принимается за реализацию великого замысла – открытие больших духовных и геополитических ворот в Азию. Царь начинает безпрецедентное строительство на востоке страны. Он приступает к грандиозному делу – созданию Великого Сибирского рельсового пути. И для закладки великой магистрали отправляет во Владивосток своего Сына – будущего Престолонаследника — Цесаревича Николая Александровича. Духовное, политическое, военное и экономическое значение путешествия Цесаревича на Восток нам еще предстоит осмыслить полнее. В наши дни мы вновь обращаемся к этому событию, и в Москве уже создан Юбилейный комитет по подготовке празднования 130-летия Восточного путешествия Цесаревича. Тогда в 1890 году будущий Государь Николай Александрович Романов, по благословению и замыслу своего державного отца Императора Александра III, отправляется из Санкт-Петербурга на восток, через Атлантику и Индийский океан к родным берегам океана Тихого. Двадцатитрехлетний Цесаревич в городе Владивостоке закладывает начало Великого Сибирского рельсового пути. По этой железной дороги через несколько лет двинется мощный поток переселенцев – созидателей Православной России на Тихом океане, у самых границ с Китаем. Самое главное – Цесаревич своим посещением Владивостока и Южно-Уссурийского края благословляет эти места, указывая на их особую роль в дальнейшей жизни России. Еще задолго до державного визита во Владивосток, Южно-Уссурийский край привлекает внимание всей страны. В первую очередь Церкви и государства. Айгуньский и Пекинский договоры с Китаем, установившие государственную границу, дали возможность России выйти на совершенно новый, более масштабный уровень миссионерства. Речь далеко не только о миссионерстве отдельных выдающихся церковных деятелей, таких, как, например, святитель Николай (Касаткин) в Японии. Россия всем своим церковно-государственным устройством, всем православным народом обращается с проповедью Христовой к лежащим в языческой тьме азиатско-тихоокеанским державам.

В 1860 году на берегу бухты Золотой Рог появляется военный пост Владивосток, ставший в дальнейшем городом-крепостью. В названии этого города уже содержится просветительская идея – Владеть Востоком во Христе. Святителем Иннокентием, митрополитом Московским, а тогда еще архиепископом Камчатским, подписывается антиминс в первую владивостокскую церковь. Город еще только-только намечается, а владыка Иннокентий уже прозорливо видит появление первого храма, которым стала в 1862 году Успенская церковь Владивостока.

За два года до возникновения Владивостока с благословения святителя Иннокентия основывается на Амуре город Благовещенск. Город Благой Вести, посвященный великому событию в истории человечества. В иркутском храме в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии начинал свое служение будущий святитель Иннокентий. Появление города Благовещенска – это тоже плод церковно-государственной симфонии. Ведь мы знаем, что генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский духовно окормлялся у святителя Иннокентия (Вениаминова). Святитель дал немало добрых советов в государственном деле генерал-губернатору. И даже сам принимал участие в знаменитых Амурских сплавах.

Правобережье Амура, осваиваемое русским народом – это, пожалуй, самое яркое свидетельство миссионерского христианского призвания России. За довольно короткое время – менее полувека — церкви, часовни и кресты ставятся вдоль всей границы с Китаем и по всей территории новых приамурских и приморских владений Руси. И на всех этих еще диких, еще языческих просторах возносится святая молитва ко Христу. И каждый генерал-губернатор давал отчет Государю и Священному Синоду о том, сколько храмов выстроено, как укрепляется Православная Церковь, как ведется борьба с сектантами.

Продолжая великое дело своего отца Императора Александра III, Николай Александрович Романов, по восхождении на Российский Престол, сосредотачивается в своей государственной политике на восточных территориях России. Петр I – прорубил «окно в Европу», а Царь Николай II строит прочные духовные и культурные ворота в Азию.

Первым указом Государя Николая II, касающимся монастырей в России, становится Указ об учреждении Свято-Троицкого Николаевского монастыря близ южно-уссурийской станции Шмаковка. Богатая история этой обители ярко свидетельствует о том, что живительной силой утверждения Руси на ее восточных рубежах являлось Православие.

Сейчас прозападные издания нередко пытаются представить нам такую картину, будто бы Владивосток и весь Южно-Уссурийский край созидали «свободные» предприниматели, хлынувшие к берегам Золотого Рога, как когда-то старатели и мойщики золота, ринувшиеся в Калифорнию. Царское правительство, действительно, давало возможность селиться и трудиться на востоке людям предприимчивым, среди которых было немало иностранцев. Но это был лишь эпизод государственной политики. Саму политику эти люди вовсе не делали, да и на стратегический замысел превращения Южно-Уссурийского края в миссионерскую опору России влияли незначительно. Среди бизнесменов, увеличивавших свои капиталы на приморских и приамурских богатствах, были американцы, финны, датчане, немцы. И все они большей частью радели о своих карманах, принося, однако, некоторую пользу и государству.

История показывает, что Русь на Тихом океане создавали, в первую очередь, не Кунсты и Альберсы, не финские сектанты во главе со шкипером Геком, пытавшиеся устроить свободную республику близ современной Находки, и даже не знаменитые Янковские, мывшие золото на острове Аскольд и безщадно бившие тигров и леопардов в уссурийской тайге. Россию на востоке строил русский православный народ – казаки и крестьяне, солдаты и матросы. Строили монахи и все самоотверженное духовенство Русской Православной Церкви. Создавали Русь на Тихом океане наши православные Цари и преданные им люди. Создавал Дух Святой, являвшийся в молитвенной симфонии Церкви и государства.

Выстраивая Приморье, как православный фасад Российской Империи на востоке, государство являло в этих землях глубочайшую заботу о Церкви. В 1899 году Указом Государя Николая II была учреждена самостоятельная Владивостокская епархия. Вот как писали в марте 1900 года «Приамурские ведомости» о назначении созданной епархии: «Монаршею волею в 1899 году открыта на отдаленной окраине нашего обширного отечества Владивостокская епархия. Находясь на границе государства в составе с языческими, не просвещенными светом веры Христовой странами – Кореей, Китаем и Японией, посещаемая ежегодно многочисленными иностранцами-иноверцами молодая епархия таким положением призвана к особенной просветительской деятельности, к преимущественному пред другими епархиями распространению Православия и нераздельных с ним русских народных основ.»

С западной части России посылались на восток большие пожертвования от русских людей самых разных сословий на строительство храмов и монастырей. За жизнью на востоке, у Тихого океана следила вся Россия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский жертвовал немалые суммы, на которые строились в Южно-Уссурийском крае церкви. Один такой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы до сих пор стоит недалеко от города Находка в селе Владимиро-Александровское – создан на пожертвования великого Кронштадтского пастыря.

Денежный взнос сделал всероссийский пастырь на возведение прекрасной церкви в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя на острове Русском. В советское время храм уничтожен, сегодня есть лишь фундамент, свидетельствующий о том, как Русь и ее святые отцы утверждали православие на тихоокеанских берегах.

Русские боголюбивые люди стремились внести свой вклад в созидание Святой Руси в таежных приамурских просторах. Неподалеку от Уссурийска, в селе Алексеевка стоит церковь в честь преподобного Тихона Калужского. Построена в 1916 году на пожертвования одной московской благодетельницы, отправившей в далекий край десять тысяч рублей.

Большие пожертвования делал сам Царь Николай II. Он вносил суммы на строительство Покровского собора во Владивостоке, выслал 5 тысяч рублей на возведение большого кафедрального собора, который не успели возвести до революции. И лишь сегодня с невероятным трудом пытаются реализовать задуманное великими предками в главном порту России на Тихом океане.

К 1917 году только на территории современного Приморья было выстроено более полутора сотни храмов!

Множество храмов появилось на средства Фонда имени Александра III при комитете Сибирской железной дороги, возглавляемого долгое время самим Государем Николаем II. Фонд создавался с целью утверждения православия и русской государственности на востоке России, на рубежах с языческой Азией.

Одним из самых крупных частных меценатов, оказавших помощь в укреплении православия на Тихом океане, был золотопромышленник Иннокентий Сибиряков. На его средства в Свято-Троицком Николаевском монастыре в Шмаковке выстроен храм в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. И весь монастырь получил существенную поддержку – 25 тысяч рублей — от Иннокентия Сибирякова, проживавшего на тот момент в Санкт-Петербурге. Позднее Иннокентий Сибиряков принял монашеский постриг на Святой Горе Афон. И сегодня почитается святогорскими монахами как святой.

Уссурийский монастырь близ станции Шмаковка, в строительстве которого принимал участие Иннокентий Сибиряков, стал мощнейшим духовным, просветительским и даже хозяйственным центром Приамурья. В 1910 году впервые состоялся многотысячный Крестный ход из Владивостока в монастырскую обитель на берегу реки Уссури. Потом эта традиция установилась, и крестные ходы уже совершались ежегодно. Для этого даже организовывался специальный поезд из Владивостока. Всего восемь лет просуществовала эта традиция. В 1918 году монастырь был разорен большевиками. Также как и женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, близ села Линевичи.

Рождество-Богородицкий монастырь появился на несколько лет позже Свято-Троицкого в Шмаковке. Уже незадолго до начала Русско-японской войны.

Война с японцами еще больше сосредоточила взоры России и русского народа на востоке. Московские и питерские газеты были переполнены сводками с фронта. Почитайте «Московский листок» за 1904 год. В каждом выпуске сводки и письма с фронта, рассказы военных корреспондентов, размышления и оценки публицистов и аналитиков о ходе военных событий. И в каждом номере мощный патриотический настрой, который был силой, питающей не только русских солдат, но все наше население, поселившееся на востоке страны, в Приамурье и Маньчжурии.

Как всколыхнула, взволновала православный народ Руси явленная накануне Русской-японской Порт-Артурская икона Божией Матери. Святыня, через которую Богородица указывала на свое заступничество. Царица Небесная с распростертым платом, на котором Лик Христа, стоит на скалистом берегу синего залива, попирая сломанные самурайские мечи. Своим Порт-Артурским образом Пречистая словно завещала России быть миротворцем во Христе, попирая всякие военные поползновения в открывающейся для православия Азии.

По окончании Русско-японской войны укрепление России и выполнение ей миссионерских задач на востоке продолжается с новой силой. В 1909 году в Приамурье начинает работу Амурская экспедиция, устроенная по Высочайшему повелению. Экспедиция, в составе которой несколько лет трудились более сотни специалистов, изучала возможности широкого освоения и заселения территорий вдоль Амурской железной дороги и Южно-Уссурийского края. Отчеты экспедиции свидетельствуют, что помимо хозяйственных, инфраструктурных возможностей освоения нового пространства, важнейшими являются позиции Православной Церкви на восточных рубежах. По результатам экспедиции разработан долгосрочный план освоения приамурских и приморских земель. Мирный диалог с Азией и просвещение ее Светом Христовым – вот стержневая идея этого плана. Вся инфраструктурная мощь должна была служить задачам христианского просвещения новых народов. В этом и есть миссия любой православной империи, глубоко осознанная еще византийскими императорами. Россия – наследница Византии – наиболее полно явила себя Третьим Римом на берегах Тихого океана. И главной опорой этого Третьего Рима стал Южно-Уссурийский край, город Владивосток. Да разве не об этом свидетельствуют византийские имена: бухта Золотой Рог и пролив Босфор Восточный?! Нам нужно хорошо осознавать, что Русское Приморье – это не «Богом забытый край». И не «новая Калифорния», «столица АТР, ДВР» и «Тихоокеании». К 1917 году Приморье — это место, где Русь достигает кульминации в осуществлении своего мирового миссионерского призвания. Может быть не хватило всего несколько десятков лет, чтобы глубже пустили здесь свои корни наши православные переселенцы, чтобы мы научились по-христиански общаться со своими соседями, сохраняя свое державное достоинство, чтобы обрели опыт возделывания богатой и плодородной приморской почвы… Возделывания не в губительных колхозах и совхозах, а в любви к земле родного Отечества.

…Весь молодой Южно-Уссурийский край, все-таки не успев развернуться в своей миссионерской силе, к 1918 году был охвачен Гражданской войной. Самый молодой край Руси, только-только обжитый, только узнавший свое призвание, свои приграничные задачи на Тихом океане…

Но не постижим человеческим умом Промысел Божий. В самом молодом краю нашего Отечества, в городах Владивостоке и Никольск-Уссурийском на короткое время вдруг возрождается в начале 1920-х годов поруганная и уже захваченная большевиками Россия. В городе Владивостоке в июле 1922 года произошло великое церковно-государственное событие – здесь состоялся Приамурский Земский Собор. В соборе участвовали архиереи и множество рядовых священников, присутствовали представители дворянства и казачества, Русской армии и флота, государственные деятели Царской России. Это случилось тогда, когда уже были зверски убиты Государь со Всем Своим Святым Семейством. Когда во всей стране уже господствовала советская власть.

Русское Приморье стало последним державным оплотом Отечества. Владивосток и Приамурье возродились для жизни с Богом и Царем. Приамурский Земский Собор, получивший благословение Патриарха Тихона (Белавина), будущего святителя, восстановил монархию в России и Дом Романовых на Престоле. Собор состоялся при большом подвижническом труде царского боевого генерала Михаила Константиновича Дитерихса. Генерал Дитерихс стал Верховным правителем Приамурского земского края.

Современный российский писатель и исследователь Андрей Юрьевич Хвалин так пишет о событиях во Владивостоке в 1922 году: «Проходивший в июле-августе 1922 г. во Владивостоке под почетным председательством святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, Приамурский Земский собор официально признал факт злодейского убийства Императора Николая II со всею Семьею и восстановил Династию Романовых на Российском Престоле, что стало важным шагом к покаянию русского народа в грехе Бого и цареотступничества и возвращению Отечества на исторический путь Христов. Впервые за годы гражданской войны аморфное, стоявшее прежде лишь на отрицании советской власти, Белое Движение оформилось как сугубо религиозное (в первую очередь, твердо православное) и открыто монархическое, утвердив на огромных просторах русской тихоокеанской Окраины национальную Державную Власть под Скипетром Романовых, чего не знали ни Крым, ни Дон, ни Сибирь».

Приамурский Земский Собор, восстановивший монархию в России, стал, вероятно, той главной причиной, по которой большевики в дальнейшем так яростно уничтожали Церковь в Приморском крае.

Советская духовная зима заморозила виноградник Православия на берегу Тихого океана. Но ее ледяной холод не коснулся православных корней плодоносных лиан. С начала 1990-х годов зазвучала в звоне церковных колоколов весенняя капель над Русским Приморьем, ароматы ладана поплыли над синими водами Тихого океана.

Восстановлены многие храмы, выстроены новые монастыри. Теперь их уже пять. Вновь обретена утраченная с началом кровавой смуты на Руси Порт-Артурская икона Божией Матери. И вновь обретен прежний духовный смысл названия главного порта России на Тихом океане. Владеть Востоком во Христе.

Не утратить бы нам сегодня этот смысл, который порой едва проглядывается за большими мостами и коммерческой активностью нашего общества. И который мы порой забываем за обилием сект и их лоббистов, утверждающих, что, например, баптисты или адвентисты закладывали духовный, политический и экономический фундамент Дальней России. Какой бы ни была глупой и смешной эта ложь, молодые поколения порой соблазняются на нее.

Вспомнить бы нам, на чем стояла Русь Христова веками, что привело ее к Тихому океану. Вспомнить бы, что истинная Россия возможна только в прекрасной симфонии духовной и светской власти, в симфонии Церкви и государства, в симфонии Христа и всего православного народа Святой Руси. Вспомнить, что геополитика России – это несение Света Христова миру.

А еще нам нужно вспомнить, что наш Дальний Восток, наше Приморье – не только богатый экономический участок страны. Это место, откуда Русь громко обращается ко всем азиатским народам с вечными словами: «Христос Воскресе!»

Игорь Анатольевич Романов,

доктор социологических наук,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.