Валерий Хайрюзов — «Иннокентий» – спектакль, на котором хочется молиться…
В Москве прошёл XIV Международный театральный фестиваль «Золотой Витязь». В течение года отборочная комиссия и эксперты посмотрели около ста спектаклей, поставленных театрами из России и других славянских стран, и выбрали двадцать одну лучшую работу.
На XIV МТФ были показаны пьесы по произведениям И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, К.Н. Леонтьева, А.Н. Островского, Д.С. Мережковского и других авторов.
Главного приза театрального фестиваля – «Золотого Витязя» – за соответствие духу и букве наших национальных духовных ценностей, патриотический посыл к возрождению и укреплению России удостоен спектакль «Иннокентий» Иркутского областного театра юного зрителя имени А.В. Вампилова по пьесе писателя Валерия Николаевича Хайрюзова, в постановке заслуженного работника культуры России Виктора Степановича Токарева.
Пьеса В.Н. Хайрюзова знакомит зрителей с образом святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, великого миссионера и просветителя, церковного и общественного деятеля, проповедника и учёного-этнографа. В основу сюжета положены судьбоносные для нашего Отечества события – возвращение России правого берега Амура и обращение аборигенов апостолом Америки и Сибири в веру православную.
Однако спектакль захватывает не только своей фабулой и профессиональной игрой актёров. Со сцены театра проникновенно звучит молитва…
С автором пьесы «Иннокентий», секретарём Союза писателей России Валерием Николаевичем ХАЙРЮЗОВЫМ, мы поговорили и о его жизненном пути, и о спектакле, на котором хочется молиться.
– Валерий Николаевич, с чего всё начиналось? Почему решили взяться за столь сложную тему и выбрали образ именно Иннокентия (Вениаминова)?
– Скорее всего, это святитель Иннокентий выбрал меня. С предложением написать сценарий об Иннокентии (Вениаминове) ко мне обратился директор областного драматического театра имени Н.П. Охлопкова Стрельцов Анатолий Андреевич. Он посетовал на то, что про святителя у него лежат шесть сценариев, но ни один из них ему не нравится, и предложил мне написать пьесу про особо чтимого в тех краях апостола Америки и Сибири.
Однако так получилось, что поставлена пьеса была на сцене Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова.
– Духовное напутствие писать о святом для театральных подмостков?
– На создание пьесы про Иннокентия Вениаминова меня благословил митрополит Иркутский и Ангарский Вадим.
– Это был первый опыт обращения к духовно-исторической теме в вашем творчестве?
– Историей я интересовался всегда. Но вот пьесу о святом я писал впервые. И нынче с театральных подмостков религиозная тематика звучит пока не так часто. Я начал писать пьесу о святителе ещё одиннадцать лет назад, в 2006 году. Около пяти лет над ней работал, постоянно переделывая и меняя сюжет.
– Где черпали материал для пьесы?
– Очень помогло Православное миссионерское общество, созданное при участии святителя Иннокентия. Там я получил доступ к его книгам и его переписке с дочерьми. Изучил очерки Н.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”», где путешественник описывает свою встречу с этим православным миссионером. Чтобы напитаться духом эпохи, насытить лексику языком того времени, перечитал Островского, Гоголя, Лескова.
– А когда произошла ваша личная встреча со святителем: при изучении материала для пьесы или его житие знали и раньше?
– Когда стал читать литературу из архива Православного миссионерского общества, с огромным удивлением обнаружил, что этот святой незримо сопровождал меня всю жизнь. Мы с ним учились в одной и той же школе первоначального обучения. Ходили по одним и тем же половицам, грелись у одной печи, только я на сто пятьдесят лет позже. Будучи лётчиком, обрабатывал поля над селом Анга, где прошло детство Вани Попова, будущего митрополита Московского и Коломенского. Я ходил мимо маленького бревенчатого домика, в котором, как нам тогда говорили, родился какой-то знаменитый поп. Позже я приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, стоял у его мощей, не предполагая, что когда-то накрепко свяжу с ним свою жизнь.
– А когда вы пришли к Богу?
– Мой прадед закончил Петербургскую духовную академию. Служил архипастырем в Минусинске. Он хорошо знал Иоанна Кронштадтского. Мама была крещёным верующим человеком. Молитва сопровождала её на протяжении всей жизни, но меня к вере не подталкивала. Тогда было время воинствующего атеизма. Осознанно я возопил ко Господу, когда чуть не сгорел с товарищем в самолёте. Мне было лет двадцать пять. Тогда я серьёзно задумался, зачем живу. Начал писать. В двадцать семь мою первую повесть обсуждали на Иркутском семинаре, где присутствовали Валентин Распутин и Крупин. Так началась моя судьба литературная и духовная. Сейчас я часто бываю в храме. Мой брат служит в церкви Казанской иконы Божией матери посёлка Тельма. Храм – это красота небесная на земле.
– Когда работали над пьесой, помощь святителя Иннокентия ощущали?
– Когда писал пьесу, когда пытался поставить её на иркутских театральных подмостках, чувствовал его покровительство, и был уверен, что, минуя все искушения, «Иннокентий» дойдёт до своего зрителя.
– Двадцать семь лет провёл святитель Иннокентий среди народов Сибири и Америки, просвещая их светом Евангелия, за что и был прозван апостолом Сибири и Америки. Наверняка вам нелегко было из такого насыщенного событиями жизненного пути этого православного проповедника выбрать всего несколько эпизодов, на которых поставлена пьеса. Перед зрителем предстаёт конфликт двух противоборствующих сторон: западников, желающих установить новую границу на востоке, передав весь правый берег Амура Китаю, и сибирского генерал-губернатора Н.Н. Муравьёва, стремящегося расстроить эти планы и присоединить Амур к России. Почему основной линией спектакля выбрали именно эти исторические события?
– Во-первых, хотел показать Иннокентия Вениаминова как верного сына России и прозорливого государственного мужа, собирающего земли для родного Отечества. Именно от благословения и поддержки Иннокентием, к мнению которого прислушивался сам император, экспедиции Н.Н. Муравьёва зависел успех предприятия.
Во-вторых, старался донести до зрителя актуальность тех событий. Действие происходит во время Восточной или, как её называют, Крымской войны. Россия противостоит целой коалиции в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Если провести параллель с днём сегодняшним, то вновь наша страна держится особняком, несмотря на всевозможные западные санкции. Как два века назад на высоком государственном уровне подкупались власти предержащие, так и в нынешнее время новостями о разоблачениях высокопоставленных чиновников наполнены наши СМИ.
Но сила России в единстве государства и Церкви, в воспитании и поддержании патриотического духа нашего народа. Эта третья, пожалуй, основная мысль моей пьесы.
– Вам удалось передать свой настрой зрителю. Из зала я выходила с чувством гордости за своих предков, сопричастности к великим страницам истории страны и желанием своего внутреннего преображения.
– Думаю, этому способствовали режиссёрские находки В.С. Токарева, заслуженного работника культуры России. Над декорациями работал Юрий Суракевич, заслуженный художник, лауреат государственной премии Крыма. Их лаконичность помогает сосредоточиться на характере героев. Звуковое оформление – крики чаек, шум парусов и стук сердца святителя – создают синергетический эффект, позволяющий почувствовать накал происходящих событий. Музыка композитора Владимира Соколова органично вписывается в канву сюжета. В спектакле звучат одухотворяющие песни, текст к которым написал Сергей Кульпинов, настоятель Крестовоздвиженского храма города Иркутска.
– Пьеса «Иннокентий» предназначалась для светского театра, а вы рискнули в действо спектакля вплести молитву…
– Этот святой слыл великим молитвенником, да и Россия тогда была пропитана верой и пронизана молитвой. Поэтому для меня было естественно, что по сценарию святитель стоит на коленях и молится. А вот молитва «Во славу Иннокентия» или песня «Зову тебя, молю тебя, Господь» – это удачный режиссёрский ход Токарева.
На прогон спектакля мы пригласили студентов Иркутского и Байкальского университетов. Спектакль длится почти три часа. За это время никто из присутствующих из зала не вышел, а по его завершении подходили и говорили, что обязательно пойдут в храм и почитают духовную литературу. И тогда я в очередной раз поразился силе нашей православной веры: как она людей преображает и какие чудеса творит, если, увидев театральное действо, ребята задумались и потянулись к свету.
– Видимо, зерно попало на благодатную почву…
– Отрадно, что наша исконная вера возвращается в сердца людей. Строятся новые храмы, стало больше священнослужителей, дети с интересом посещают воскресные школы. Надеюсь, что новый министр образования О.Ю. Васильева вернёт и в общеобразовательные школы изучение Православия. По поручению Президента РФ в грядущем году состоится празднование 220-летия со дня рождения святителя Иннокентия и 40-летия его канонизации. Тогда многие россияне познакомятся с митрополитом Московским и Коломенским, великим подвижником и заступником Земли Русской.
Беседовала Елена Анатольевна ВИТВИЦКАЯ