Благодатные плоды «поновленного» самодержавия
Выступление председателя Юбилейного комитета
писателя Андрея Хвалина на IV Калязинских чтениях
15 февраля 2017 года
Промысл Божий не имеет сослагательного наклонения. Что свершилось, то свершилось. От нашей человеческой воли зависит, что мы увидим в прошлом и отпразднуем в дне нынешнем: или столетие февральско-октябрьского клятвопреступного бунта 1917 года или столетие явления иконы Божией Матери «Державная» в подмосковном селе Коломенское в день отречения от престола Царя-страстотерпца Николая II Александровича. От этого выбора зависит будущее страны. Ибо Никто не может служить двум господам (…). Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24).
И хотя за прошедшие со дня Крещения Руси столетия правления Рюрико-Романовской династии царско-имперская позолота государства изрядно потемнела, но в русской истории есть подвиги и деяния всех ее граждан, от правителей до самого последнего верноподданного, которые служат нам примером для подражания.
Как сказал в своем докладе на Международных Рождественских Чтениях 2017 года Святейший Патриарх Кирилл: «…главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога».
Прославлением святой Царской Семьи в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской ХХ века на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году было принесено покаяние за православный народ в грехе Бого и – цареотступничества. Это есть главный положительный урок событий столетней давности.
Напомню, что буквально через несколько дней после того, как советские газеты сообщили об убийстве Государя Императора Николая II, умолчав при этом, что вместе с ним были зверски без суда и следствия замучены Его Августейшая супруга и Его невинные дети, Святейший Патриарх Тихон осудил это убийство уже не политического лидера страны, а в первую очередь человека и Помазанника Божьего, коим оставался и после насильственного отречения Царь Николай II. Устами своего первосвятителя Православная Церковь призвала народ русский к покаянию в грехе Бого и – цареотступничества, потому что знала и из Священных Писания и Предания, из многовекового исторического опыта, и из пророчеств русских святых и прозорливцев, что малая кровь безвинных царских мучеников повлечет за собой уже реки крови людей всех российских сословий.
Добровольная Царская жертва и уже тогда начавшееся в душах многих людей покаяние привели к тому, что Россия не погибла окончательно, но ценой неимоверных народных жертв и страданий смогла сохранить в себе, как таинственный град Китеж, саму возможность грядущего возрождения.
Со 2 марта 1917 года Местоблюстительницей Всероссийского Престола стала Пресвятая Богородица, о чем свидетельствовала явлением Своей иконы «Державная» в селе Коломенское. Именно эта икона шла во главе Крестного хода участников Владивостокского Приамурского Земского собора, восстановившего в августе 1922 года Династию Романовых на Всероссийском престоле. Семя грядущего возрождения «поновленного» единовластия было брошено. Точно также «поновленной» была явлена и икона Божией Матери «Державная». Но время прорасти и дать благодатные плоды еще не наступило. Впервые в своей истории Россия прожила сто лет с Патриархом, но без Помазанника Божия под непосредственным водительством Царицы Небесной.
За советский период бытования Российской Империи вольно или невольно собирались крупицы положительного опыта, оплаченные кровью сонма мучеников Церкви Русской во главе со святой Царской Семьей. Как и завещал Царь-страстотерпец Николай, «не зло победило зло, а только любовь». Главный плод любви нашего народа к своему Отечеству – великая Победа в Великой Отечественной войне. Возрождение страны из пепелища, созидательный порыв в космос, к лидерству среди ведущих наций мира.
После празднования 1000-летия крещения Руси, когда стало возможным возрождение православной веры в нашей стране, стало расти и шириться почитание Царственных Мучеников во всех слоях современного российского общества. На этом подъеме народных чувств Русская Православная Церковь 16 июля 1993 года – к 75-й годовщине убийства Царской Семьи – принесла покаяние в грехе попустительства цареубийства и призвала всех граждан России последовать ее примеру. В Покаянном Послании, в частности, говорилось, что «грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим нераскаян. Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора».
На заседании Священного Синода 9 июня 1998 года было принято новое Покаянное послание теперь уже к 80-й годовщине убиения Императора Николая II и Его Семьи, в котором был повторен призыв пятилетней давности и сказано, что покаяние в грехе цареубийства должно стать «знамением единства наших людей…»
Понятно, сколь велика может быть роль различных ветвей власти, религиозных и общественных лидеров в достижении такого общегражданского единства «не по форме, а по духу», тем более в год столетия явления иконы Державной Божией Матери, Правительницы России со 2-го (15) марта 1917 года после свержения иноверцами Русского Царя – Помазанника Ея Сына.
Прискорбно, что примеру Русской Православной Церкви, не последовали пока ни правительство, ни Государственная Дума, ни служивые люди, ни Армия, получающая штандарты с царскими орлами, ни реестровое казачество, ни корпорации промышленников и товаропроизводителей, ни все иные сословия и народы, среди которых особое место принадлежит выходцам из «черты оседлости», принесшим в ритуальную жертву Белого Царя для разрушения государства, о чем они и сообщили всем народам. Именно об этом гласит надпись на стене подвала Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где приняли мученическую смерть Царственные страстотерпцы. Возможно, инициатива начнется снизу, с местных органов власти, национальных общин, воинских частей, а затем уже получит поддержку в федеральном центре. И это станет еще одним добрым плодом покаяния, творящего чудеса обновления страны.
Из всего изобилия плодов царствования святого Государя Николая II Александровича выделяется своим значением и целеустремленностью в будущее путешествие на Восток 1890-91 годов. Путешествие Великого Князя Николая Александровича 1890/91 годов стало уникальным событием в летописи Отечества. Путь на восток будущего Всероссийского Самодержца есть ключ к пониманию имперской политики данного периода истории страны и верному российскому домостроительству в азиатско-тихоокеанском регионе в настоящем и будущем.
Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, стоял у истоков православного Русского мира.
В настоящее время уроки Восточного путешествия Наследника Цесаревича активно усваиваются российским общественным сознанием, церковными и государственными структурами. Его значение служит делу укрепления международного сотрудничества нашей страны с государствами, которые посетил Великий Князь Николай Александрович в ходе своего восточного путешествия.
Учитывая большое значение для России итогов путешествия на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича, будущего святого Царя Николая Второго, группа почитателей его памяти организовала Юбилейный комитет к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА 1890/91-2020/21 гг. с целью придания грядущим юбилейным торжествам общероссийского и международного масштаба.
Юбилейный комитет приглашает к сотрудничеству помощников и деятелей, готовых идти по ПУТИ ЦЕСАРЕВИЧА. Бог даст, 130-летие восточного путешествия Великого Князя, будущего Государя Императора Николая II Александровича Русский мир отметит на обще церковном и обще государственном уровне. И во благовремение царские крестоходцы пройдут по Пути Цесаревича, чтобы почтить память святого Царя-мученика Николая Александровича и помолиться о возрождении «поновленного» русского единовластия.
В канун Рождества Христова 2017 года автор помолился в русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре святым Царственным страстотерпцам, всему собору святых Великих Князей и Царей нашего дорогого Отечества. В 2013 году, в год 400-летия воцарения Дома Романовых, в обители было установлено празднование Собора всех святых русских Государей в связи с освящением храма в честь всех прославленных Князей и Царей Руси: от князя Владимира до Царя Николая Александровича. Это пока единственный в мире храм, посвященный всем святым русским Государям. В Собор святых русских Государей входят 150 представителей двух Династий, правивших на Руси — Рюриковичей и Романовых. В русской святогорской обители считают, что совокупное почитание их является еще одним фактором, не только сближающим, но и духовно сплачивающим Святую Русь. На Святом Афоне надеются, что освящение первого в истории храма Всех святых русских Государей станет примером, за которым последует создание подобных храмов и в разных уголках Русского мира. И тогда Господь спошествует доброй воле наших царелюбцев, даст нам силы окончательно сбросить оковы иноземного и иноверного ига, и дарует нам не успешного менеджера, а исконного Царя русского, которому Богородица Державная вручит прародительский Престол. Да поможет нам Бог по молитвам Царственных страстотерпцев и собора всех святых русских Князей и Государей!
Андрей Юрьевич Хвалин