Андрей Хвалин, «Имперский архив». «Нормальный учебный план» для министров

«Нормальный учебный план» для министров

Нынешним «эффективным менеджерам» не помешало бы пройти ликбез по учебниками для низших училищ царского времени…

Замучили русскую аграрную науку и высшую сельскохозяйственную школу министры сельского хозяйства Российской Федерации. Они поднимались чередой, как исполины, из глубин страны со всеми многочисленными помощниками, шоферами, любовницами, одним словом, – челядью и рассаживались в министерстве и подведомственной ему «Тимирязевке» – Российском государственном университете — МСХА им. К.А. Тимирязева, по нынешнему официальному наименованию, «на кормление». Дело дошло до того, что «варяги» хотели уже распродать исконные земли академии, где проводились уникальные, мирового значения сельскохозяйственные эксперименты, под коммерческое строительство элитного жилья. И только вмешательство верховной власти остановило беззаконие. Видимо, оно потребуется и для того, чтобы спасти уникальные научные кадры и всю сложившуюся исторически систему подготовки специалистов в МСХА им. К.А. Тимирязева от погрома зарвавшихся провинциальных «образованцев», все достоинства которых исчерпываются верностью очередному министру сельского хозяйства. Чтобы спасти знаменитую «Тимирязевку», ее необходимо изъять из ведения министерства сельского хозяйства и передать в полное подчинение министерства образования и науки РФ.

Помню, как провел один из апрельских предпасхальных субботников прошлых лет в известной на весь мир «Тимирязевке», созданной по воле Государя Императора Александра II. «Чтить день субботний» трудами праведными – хорошая русская традиция. Пели птицы, лопались почки на деревьях, зеленела трава на полях для гольфа, устроенных бывшим ректором. Студенты и преподаватели разных стран и национальностей приводили в порядок территорию и аудитории «альма матер», готовясь к праздникам. И радостно было на сердце.

Проходя по коридору одного из корпусов, издалека увидел стенд с броским названием большими буквами: «Вредители». Ёкнуло что-то в груди, в памяти всплыла незабвенная фраза булгаковского поэта Ивана Бездомного: «Здорово, вредитель!» И подумалось: «Началось!», — и поверилось на миг, что тьма, пришедшая со стороны Средиземного моря и накрывшая новый Иерусалим, готова с треском разорваться, как древняя храмовая завеса, снизойти на землю очистительными молниями и дождем, чтобы омытая водой, кровью и слезами вечная Москва с ликованием встретила Победителя Христа и русских воинов-победителей. Грешным делом подумал, что началась борьба с коррупцией и вредительством, а на стенде вывешены материалы, обличающие хотя бы бывших министров образования и сельского хозяйства. Но нет, подойдя ближе, увидел, что речь идет о насекомых-вредителях сельскохозяйственных культур. Да, хватает всевозможных вредителей на святой русской земле. И каждому из них свой «дуст», и свой суд. Все – Божии твари.

нормальный-учебный-план_обложкаПо окончании субботника нежданно-негаданно декан одного из факультетов академии подарила замечательную книгу с длинным названием: «Нормальный учебный план и программы преподавания для низших сельскохозяйственных училищ по положению 26 мая 1904 года». План и программы были составлены Совещанием по организации низших сельскохозяйственных училищ 1912 г. при Департаменте Земледелия и одобрены Господином Главноуправляющим Землеустройством и Земледелием для временного применения в этих училищах. Отпечатана книга в Санкт-Петербурге в типографии В. Киршбаума (отделение), Новоисаакиевская, 20 в том же 1912 году и включает в себя 110 страниц.

Придя домой, зачитался этой великой книгой! И сегодня хочу поделиться с читателем своей радостью о реальной царской России, которая триста лет жила под скипетром Династии Романовых так, как нам и не снилось; воспитывала и учила своих хлеборобов так, как нам уже никогда не приснится.

Не стану вдаваться в профессиональные тонкости. Скажу только, что они изучаются и берутся на вооружение современными специалистами в области сельского хозяйства. Для лучшего понимания ситуации кратко остановлюсь на главных тенденциях в сельскохозяйственном образовании и системе образования Российской Империи в целом. Это особенно важно в год, когда весь Русский мир от океана до океана празднует столетие явления иконы Божией Матери «Державная» – Местоблюстительницы Всероссийского Царского Престола (2/15 марта 1917 г.). По добрым плодам и свершениям запоминаются правители России.

В 70-е гг. XIX века от земских учреждений стали поступать многочисленные ходатайства о разрешении открытия низших сельскохозяйственных школ. Идя навстречу этим ходатайствам, царское правительство приняло «Нормальное Положение о низших сельскохозяйственных школах», Высочайше утвержденное 27 Декабря 1883 года Государем Императором Александром ΙΙΙ. Согласно этому положению, сельскохозяйственные школы имеют целью «распространение в народе основных познаний по сельскому хозяйству и необходимым для него ремеслам, преимущественно путем практических занятий». Школы могут открываться частными лицами, обществами или земствами и пользоваться пособиями от казны в размере до 3500 руб. Курс обучения в этих школах трехлетний. Они делятся на два разряда: в школы 1-го разряда принимаются лица, окончившие курс двухклассных сельских училищ, а в школы 2-го разряда окончившие курс народных училищ. Однако лишь земство становилось главным посредником в открытии данных школ. В итоге к 1 января 1898 г. в Российской Империи данных школ было 36 (к 1 января 1899 г. — 41), из них 5 устроены казной, 16 — земствами, 4 — разными обществами и 11 — частными лицами, как утверждают исследователи (Положение о сельскохозяйственном образовании и его применение / Сост. И.И. Мещерский. 2-е изд. СПб., 1911. 170 с.)

Опыт был обобщен и подытожен. И вот, согласно Высочайше утвержденному 26 мая 1904 г. Государем Императором Николаем II Александровичем «Положению о сельскохозяйственном образовании» все учебные заведения (кроме высших) разделялись на следующие группы: средние сельскохозяйственные училища с курсом от 4 до 6 лет; низшие сельскохозяйственные училища с 3-летним курсом (о которых ведем речь); низшие сельскохозяйственные школы 1-го и 2-го разрядов с курсом от 1 до 3 лет; практические сельскохозяйственные школы. Наблюдалась положительная динамика открытия новых учебных заведений и расходов на их содержание.

С 1909 по 1914 г. расходы на содержание сельскохозяйственных заведений возросли в 2,58 раза, в том числе за счет государственной казны — с 1929,5 до 6835,9 тыс. руб., или в 3,5 раза. Число учебных заведений Департамента Земледелия за период 1895-1913 гг. увеличивается с 82 до 360, число учащихся — с 4 до 18 тыс. человек. Число сельскохозяйственных чтений и курсов возросло с 11 в 1901 г. (1232 слушателей) до 868 в 1912 г. (57900 слушателей). К началу XX века в России существовали 105 низших сельскохозяйственных школ 1 и 2 разряда с 4-летним и 2-летним курсами, а также низшие лесные школы (в 1896 г. — 23) для подготовки помощников лесничих. Среднее сельскохозяйственное образование получали в училищах, таких училищ к началу 1898 г. было около 11 единиц.

В начале 1910-х гг. общественно-агрономическая картина Российской Империи представляла собой следующую структуру: в самом низу были многочисленные участковые агрономы, тесно сотрудничавшие с кооперативами, с крестьянскими сельскохозяйственными обществами, с общинами и земскими сельскохозяйственными школами. Помощь участковым агрономам оказывали агрономические старосты, помощники агрономов, заведующие сельскохозяйственными складами.

На уровне уезда имелся уездный агроном, который координировал действия участковых агрономов, составлял сметы, отчеты, заведовал мероприятиями уездного масштаба (курсами, опытными полями, выставками и пр.), представлял уездную агрономическую организацию на губернском уровне. Губернская агрономическая организация (агрономическое совещание) состояла из представителей уездов. Она разрабатывала мероприятия губернского уровня, осуществляла посреднические функции в снабжении населения машинами, орудиями, семенами через сеть складов, распределяла местные и правительственные средства, выделявшиеся на агрономическую помощь. Численность правительственного и земского агрономического персонала выросла с 522 чел. в 1906 г. до 2296 человек в 1910 г. и до 7725 чел. в 1914 г. К 1913 г. в 93% уездов в земских губерниях имелись участковые агрономы, а в неземских губерниях сходные функции выполняли правительственные агрономы. Словом, низшее сельскохозяйственное образование приносило свои добрые плоды, делает вывод современный ученый (П.Н. Алешин. Исторический анализ развития начального сельскохозяйственного образования и агрономической помощи в России XIX — начала XX века. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 86. 2008. С. 62).

Император-Александр-Второй
Император Александр Второй. Фото: www.aminpro.ru

Успехи в начальном сельскохозяйственном образовании были бы немыслимы без развития и совершенствования всей образовательной системы царской России в эпоху правления Государей Александра Третьего и Николая Второго. Интересующихся отсылаю к чрезвычайно глубокому исследованию Д.Л. Сапрыкина «Образовательный потенциал Российской Империи» (М.: ИИЕТ РАН, 2009. — 176 с.). Как гласит аннотация, в монографии предпринято системное исследование образовательного потенциала Российской Империи и структурных особенностей дореволюционной научно-технической и образовательной политики. Предпринятый опыт междисциплинарного исследования включает изучение концепции образовательной политики, исследование истории российского образования и науки с теоретико-методологической, социологической, правовой и экономической точки зрения. Проведено структурное сопоставление системы образования Российской Империи и других ведущих стран мира. Особое внимание уделено развитию механизмов государственно-общественного управления образованием в царствование Императора Николая II.

Читал сапрыкинскую монографию с истинным восторгом и восхищением перед мужеством ученого, не убоящегося в наш лукавый век разрушить устоявшиеся западные и советские мифы о малограмотности и отсталости царской России. Нынешние «эффективные менеджеры» по управлению образованием нашей страны, транжирящие огромные бюджетные деньги на дурацкие реформы, слияние-разлияние «неэффективных» вузов, в подметки не годятся царским министрам и чиновникам.

Да, насчет пресловутой «эффективности» и бюджетных средств на образование. Автор монографии Д.Л. Сапрыкин, проведя сверку по бюджетным росписям, убедился, что данные прежних советских и иностранных работ далеки от действительности и значительно приуменьшены. Долю образовательных расходов в консолидированном бюджете Российской Империи в последние десять лет царствования Императора Николая II можно оценить в 15-17 % и она превосходит соответствующие доли расходов, как в советских бюджетах, так и в бюджете Российской Федерации и вообще является очень высокой по мировым стандартам.

По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-ых годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным. Хотя по мере выправления ситуации в советской экономике бюджетные ассигнования на образование в относительных и абсолютных цифрах росли. По оценке экономиста Андрея Илларионова, доля всех расходов на образование в консолидированном бюджете СССР в последние десятилетия составляла 9-10 % (вместе с расходами на науку — около 12 %). Доли в 8-9 % от имперского бюджета и в 15-17 % от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны, никогда не достигались ни в СССР, ни в Российской Федерации. (Для сравнения в 2000 году расходы на образование по всем ведомствам составляли 4,09 %, а в 2004 — 4,43 %, в 2008 — 4,7 % федерального бюджета. Расходы на образование в консолидированных бюджетах Российской Федерации составляли 11-13%). Как говорится, почувствуйте разницу. Нам не надо догонять и перегонять Америку, догнать бы царскую Россию!

Разруха нашего сельского хозяйства и образования началась в головах министров и их чиновников. Если бы они прошли обучение по «Нормальному учебному плану» для низших сельхозучилищ Российской Империи, сколько благоглупостей удалось бы избежать! Но, увы, они учились по другим учебным планам и программам. Поэтому не грех внимательнее изучить «нормальный учебник».

Как сообщается в предисловии к «Нормальному учебному плану» для низших сельхозучилищ, в апреле 1912 г. при Департаменте Земледелия было образовано особое Совещание для разработки различных вопросов, касающихся организации низших сельскохозяйственных училищ, учреждаемых на основании Высочайше утвержденного 26 мая 1904 г. Положения о сельскохозяйственном образовании. В состав этого Совещания вошли как управлявшие названными училищами и преподаватели разных предметов в этих заведениях, так и специалисты центрального управления по сельскохозяйственному образованию и другие приглашенные лица.

Совещание выработало проект нормального учебного плана и программ теоретических и практических занятий с объяснительными записками, причем выразило пожелание, чтобы программы эти были введены с 1912/1913 учебного года в действие во всех низших сельскохозяйственных училищах, в виде опыта, на три года.

Низшие сельскохозяйственные училища, с целью приспособления их к современным требованиям местной сельскохозяйственной жизни, должны иметь направление профессиональное и преимущественно общественное. В соответствии с этою целью, низшие сельскохозяйственные училища должны служить нуждам местного сельского хозяйства и стоять, по возможности, близко к местным общественным учреждениям, рядом с которыми они работают и для которых готовят работников.

Дабы придать училищу профессиональный характер, главное внимание в учебном курсе должно быть сосредоточено на сельскохозяйственных предметах. Однако, по состоянию народного образования в настоящее время, в учебный план училищ должны быть введены и общеобразовательные предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, география и русская история, а также и естествознание. По мнению Совещания, общеобразовательные предметы в курсе низших училищ необходимы, как фундамент для усвоения специальных предметов и как средство воспитания и развития учащихся, причем преподавание их, по возможности, должно иметь служебное значение при изучении специальных предметов.

Оставим в стороне нюансы специальной подготовки низшего звена сельскохозяйственных кадров Российской Империи. Посмотрим на общеобразовательные предметы, которые важны для воспитания молодого поколения во все времена. И главный из них, стоящий первым в нормальной учебной программе — Закон Божий. Программа по нему специально разрабатывалась Святейшим Синодом.

Особый интерес, с моей точки зрения, вызывают программы по русскому языку и русской истории. Привожу их полностью для сравнения с нынешними не только школьными, но и вузовскими соответствующими курсами.

 

Русский язык

  1. Грамматика.

Повторение этимологии.

Синтаксис простого предложения. Простое предложение (распространенное и нераспространенное). Главные части его: подлежащее и сказуемое. Второстепенные части предложения: определение, дополнение и обстоятельства. Обращение. Вводные слова. Полное и неполное предложения. Личное и безличное предложения. Вопросительные и восклицательные предложения. Слитное предложение. Согласование частей предложения.

Синтаксис сложного предложения. Сложноподчиненное предложение из главного и придаточных. Придаточные: определительные, дополнительные, обстоятельственные, условные и уступительные. Сокращение придаточных предложений.

Приложение и виды его. Вносная (чужая) речь. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Сложносочиненные предложения, или соединение самостоятельных предложений и знаки препинания. Вводные предложения и знаки препинания.

  1. Ознакомление с образцами произведений русских писателей

О литературных произведениях. Повествование. Отрывки из «Иcтории государства Российского» Карамзина (напр. «Минин», «Куликовская битва»). Биография. Александр II, Ломоносов, Крылов, Кольцов, Шуберт и др. Характеристика. (Петр Великий и Мазепа в «Полтаве» Пушкина). Типы. (Пимен в «Борисе Годунове» Пушкина, «Старосветские помещики» Гоголя). Описание и его виды. «Чернолесье» Аксакова, «Сингапур» из «Фрегат-Паллады» Гончарова, «Лес» Кольцова и «Днепр» Гоголя. Признаки поэтических произведений в сравнении с прозаическими.

Разсуждение и его составные части. Из Карамзина — «О любви к отечеству». Письмо Шуберта о пользе травосеяния и другие.

Речь стихотворная (размер и рифмы). Образцы.

Былина: «Илья Муромец», «Святогор» и «Микула Селянинович».

Сказка: «Норка-зверь» и «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина.

Песня: Песни народные и песни Кольцова.

Пословицы и загадки.

Баллада. «Светлана» Жуковского, «Василий Шибанов» Алексея Толстого.

Басня. Басни Крылова: 1) о труде («Трудолюбивый медведь», «Пруд и река», «Белка», «Камень и червяк», «Скворец»); 2) о воспитании («Дерево», «Червонец»); 3) против невежества («Свинья», «Свинья под дубом», «Осел и соловей») и другие.

Поэма. «Полтава» и «Кавказский пленник» Пушкина.

Роман. «Евгений Онегин» Пушкина и «Князь Серебряный» А. Толстого.

Повесть. «Капитанская дочка» Пушкина.

Разсказ. «Бежин луг» и «Бирюк» И.С. Тургенева.

Ода. «Бог» Державина и «Клеветникам Poссии» Пушкина.

Элегия. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина, «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова.

Трагедия. «Борис Годунов» А. Пушкина, «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого.

Kомедия. «Женитьба» Гоголя и «Лес» Островского.

Драма. «Гроза» Островского.

Практические упражнения.

Диктанты.

Разбор литературных произведений со стороны плана с выделением основной мысли в прочитанном.

Письменные упражнения, классные и домашние: пересказы и изложения прочитанных образцов, составление планов прочитанного, составление разсказов и описаний и разного рода сочинений на доступные темы, преимущественно относящиеся к сельскому хозяйству.

Учебники:

1) Абраменко. Этимология и синтаксис (по 40 к., издано в Киеве), или

2 К. Ф. Петров. Русский язык. Опыт практического учебника русского языка. Этимология и синтаксис (по 40 к., изд. в Петербурге).

Пособие для учеников.

1) Ф. Абраменко. Орфографический словарик. Ц. 10 коп.

Все изложено просто, четко и ясно. Уверен, что сегодня не всякий министр или чиновник сдаст экзамен по русскому языку по программе низших сельскохозяйственных училищ Российской Империи. Стихотворные размеры и рифмы, признаки поэтических произведений в сравнении с прозаическими, «Смерть Иоанна Грозного» Алексея Константиновича Толстого!.. Да, нынешние власть предержащие и знать не знают, что это такое. Про Закон Божий уже не говорю. В лучшем случае осилили (если за них это не сделали другие) аспирантский экзамен по билетам Института философии РАН, в которых Православие задвинуто на третий план и уравнено с научным атеизмом.

В Объяснительной записке к программе по русскому языку «нормального учебного плана» говорится, что в низших сельскохозяйственных училищах русскому языку, в ряду других общеобразовательных предметов, придается служебное значение, и потому задача преподавателя его состоит, главным образом, в том, чтобы дать ученикам возможно полную грамотность в смысле правописания, а также научить простому, ясному и правильному изложению своих мыслей как устно, так и письменно. В то же время изучение русского языка должно быть и средством воспитания (выделено мной — А.Х.).

В соответствии с этими задачами, преподавание русского языка должно состоять в практическом изучении грамматики и в ознакомлении с литературными формами словесных произведений путем чтения образцов русской литературы и разбора их в классе со стороны плана, содержания, идеи и изложения, с отнесением изучаемых образцов по характерным их признакам к определенным видам прозы или поэзии.

Не предполагая в учениках, поступающих в I класс училищ, достаточно твердых знаний по грамматике и правописанию (сейчас таковы абитуриенты в вузы — А.Х.), необходимо провести в этом классе повторительный курс грамматики (этимологии и синтаксиса) с диктантами, чтобы вполне закрепить в учениках правила правописания.

Изучению синтаксиса должно предшествовать краткое повторение этимологии в главных ее основаниях, касающихся правописания. Постановка же изучения синтаксиса должна быть такова, чтобы ученики не были затрудняемы большим количеством определений, в особенности тех, которые относятся к деталям синтаксиса. Главнейшие определения должны выводиться из примеров и на них же закрепляться, для чего рекомендуется обставлять урок возможно большим количеством примеров.

Ознакомление с главнейшими формами литературных произведений надо давать на избранных образцах. Правила словесности должны быть выводимы из разбора этих образцов, не обременяя учащихся определениями и вообще теорией. Такое знакомство с литературными произведениями желательно обосновать, главным образом, на внеклассном чтении учениками литературных произведений. Чтение это должно быть устроено таким образом, чтобы классные занятая велись, по возможности, на готовом уже материале, более или менее знакомом ученикам, и чтобы на уроках в классе прочитывались только такие произведения или отрывки из них, которые представляют серьезные трудности в стилистическом отношении или по своему содержанию. Для облегчения чтения необходимо иметь в каждом училище достаточное по числу учеников количество экземпляров указанных в программе произведений. Ученикам каждого класса, начиная с первого, дается перечень образцов произведений, которые необходимо прочитать в течение года. Ученики читают эти образцы под руководством преподавателя, при чем для облегчения учеников преподавателю следует предупредить их, какие произведения он будет читать в классе на уроке или в другое, свободное для учеников, время. Само собою разумеется, что по прочтении рекомендуемых образцов, ученики могут затем читать и другие произведения; желательно даже приохочивать учеников к такому чтению.

При малом числе уроков, назначенных на русский язык, и при недостатке времени для внеклассного чтения, нет необходимости в том, чтобы исчерпать всю намеченную программу ознакомления со всеми формами и видами литературных произведений. Равным образом нет необходимости строго придерживаться указанного в программе порядка изучения образцов и видов литературных произведений. Гораздо важнее, чтобы ученики возможно больше упражнялись в изложении мыслей. Устные ответы учеников должны быть излагаемы точно, ясно и правильным языком, без многословий и повторений.

Письменные упражнения должны прежде всего состоять в большом количестве диктантов в классе. При этом нужно различать диктанты двух родов: а) поверочные, которые читаются преподавателем дома и возвращаются ученикам в исправленном виде (с подчеркнутыми ошибками), и б) диктанты предупредительные, которые исправляются самими учениками в классе после соответствующего совместно с учениками разбора и объяснений, сделанных преподавателем. Поверочных диктантов должно быть возможно меньше и предпочтение надо отдавать диктантам предупредительным. Эти последние выполняются так: или сначала указывается определенное правило правописания, после чего ученики пишут фразу, или написанная уже фраза подвергается разбору и объяснениям и тогда уже исправляется; необходимо, чтобы диктуемая фраза писалась на доске одним из учеников.

К письменным работам относятся также сочинения учеников: разсказы из пережитого, виденного, слышанного, прочитанного; описания виденного и сочинения на доступные темы разного рода и преимущественно на темы из сельского хозяйства. Вообще преподаватель русского языка не должен упускать из виду профессионального назначения низших сельскохозяйственных училищ и при обучении в них русскому языку, по возможности, должен подбирать примеры из области сельскохозяйственной жизни. Задачи, даваемые ученикам, должны быть просты и легки для исполнения, но самое количество домашних внеклассных работ должно быть не менее 5-6 в год в каждом классе, не считая диктовок и других работ во время уроков.

При намеченном выше чисто практическом направлении преподавания русского языка, не следует обременять учащихся заучиванием учебников, а еще менее — чтением особых и подробных руководств и пособий. Следующие руководства и пособия, рекомендуемые лишь для преподавателей, могут быть предлагаемы ученикам только с большою осмотрительностью:

Пособия и руководства:

1) «Наш мир». Книга для занятий родным языком, составленная кружком преподавателей Московского коммерческая училища: Реформатским, Сидоровым и друг, ч. I и ч. II, по 1 руб. 45 коп., изд. Думнова. Москва.

2) В. А. Самсонов. Родные писатели. Биографии с вопросами к литературным произведениям. 1912 г. изд. Карбасникова. СПб. Цена 40 коп.

3) Бунаков. Народная поэзия. Былины.

4) Воскресенский. Народная поэзия.

5) Бураковский. О Пушкине.

6) Бураковский. О Гоголе.

7) Бураковский. Разбор «Записок охотника» И. Тургенева.

8) Ветринсюй. О Кольцове.

9) Острогорский. О Лермонтове.

10) Покровский. А. Толстой.

11) Золотарев. Теория словесности.

12) «Из родной литературы», сост. Городецким, Дворниковым и др. для старшего возраста, ч. I и II. Москва.

13) Русская классная библиотека под редакц. Чудинова. Отдельные выпуски, напр. «Народная литература в ХШ веке»; Кольцов, Крылов, Жуковский и др. (С. 1-6).

Знание русского языка и литературы обязательно предопределяет знание родной истории. В вузах Российской Империи для изучения этих предметов даже факультеты были объединенными — историко-филологическими. И в низших сельхозучилищах давали прекрасную, по нынешним меркам, подготовку по русской истории. «Нормальная» учебная программа была составлена применительно к элементарному курсу, проходимому в двухклассных училищах, причем новые, сравнительно с упомянутым курсом, вопросы напечатаны курсивом.

История России

Как жили восточные славяне до образования Русского государства.

Славяне. Главные группы славян. Восточные или русские славяне: разселение их и главные племена.

Природа страны, занятой русскими славянами и влияние ее на занятия жителей.

Образование Русского государства. Летописный разсказ о призвании князей. Варяжские князья в Kиeве и Новгороде. Деятельность первых русских князей: объединение Руси, поддержание торговли и защита границ от кочевников.

Торговые сношения Киевской Руси с Византией. Предметы торговли — медь, воск, меха и рабы.

Святослав и его походы. Княжеская дружина. Владимир Святой. Религия славян (почитание природы и душ предков). Принятие христианства. Летописное предание о крещении Владимира Св. и киевлян.

Славянская письменность. Заслуги свв. Кирилла и Мефодия. Ярослав Мудрый. Русская Правда.

Монастыри. Св. Антоний и Феодосий. Основание Киево-Печерского монастыря.

Порядок княжеского владения после Ярослава.

Разделение Русской земли между несколькими княжескими линиями и раздробление на уделы. (Земли Чернигово-Северская, Владимиро-Суздальская, Волынско-Галицкая и др.).

Борьба князей за Киевский старший великокняжеский стол и за старейшинство в отдельных землях.

Владимир Мономах. Борьба его с кочевниками. Стремление мирить князей. Съезды. Поучение его к детям. Двор удельного князя (картина).

Упадок Kиeвa

Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Заселение Суздальской земли русскими славянами и образование великорусской народности. Занятия населения — земледелие и лесной промысел. Князь Андрей Боголюбский.

Новгород Великий. Переход к нему торгового значения Киева. Торговые пути. Предметы торговли. Устройство и управление Новгорода. Новгородские владения. Нашествие татар и подчинение им Русской земли.

Св. Александр Невский. Борьба со шведами (Невская битва). Борьба с немецким орденом Меченосцев (Ледовое побоище). Борьба с литовцами. Отношение к татарам.

Образование Литовского княжества. Собирание русских земель Литвою. Возвышение Московского княжества. Причины возвышения Москвы.

Великий князь Иван Калита и его сыновья.

Собирание русских земель Московскими князьями.

Дмитрий Донской и Куликовская битва.

Св. Сергий Радонежский. Основание Троице-Сергиева монастыря.

Великий князь Иван III Васильевич. Подчинение Новгорода и присоединение всех его владений к Москве. Присоединение других уделов. Прекращение подчинения татарам. Начало самодержавия («Государь и Самодержец всея Руси»). Брак с Софьей Палеолог.

Боярство и потомки удельных князей при дворе Московского государя. Их притязания. Местничество. Люди служилые и тяглые.

Поместья и отбывание с них военной службы. Прикрепление крестьян к земле.

Царь Иван IV Васильевич Грозный. Детство и юность Ивана Грозного. Самостоятельное правление. Женитьба на Анастасии Романовне. Принятие царского титула и венчание на царство. Первый период царствования Грозного. Завоевание Казани и Астрахани. Болезнь царя. Разрыв с прежними советниками. Второй период царствования. Опричнина и казни.

Ливонская война. Завоевание Сибири. Смутное время. Царь Федор Иванович и Борис Годунов. Убиение царевича Димитрия. Прекращение Московской династии со смертью Федора Ивановича. Царствование Бориса Годунова.

Самозванец Лжедмитрий. Царь Василий Иванович Шуйский. Смута при нем. Свержение Шуйского. Избрание на престол польского королевича Владислава.

Стремление польского короля Сигизмунда III занять Московский престол. Недовольство в Московском государстве. Ополчения против поляков. Деятельность патриарха Гермогена и Троице-Сергиевской лавры. Козьма Минин и Пожарский. Освобождение Москвы от поляков. Избрание в цари Михаила Феодоровича Романова. Новая династия. Царствование Михаила Феодоровича. Последствия смуты. Борьба с врагами. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Волнения в Московском государстве в его царствование из-за несправедливых судов, из-за медных денег, налога на соль и прикрепления крестьян. Законодательная Деятельность. Уложение. Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Начало церковного раскола. Литва и Польша в XVI-XVII в.

Люблинская уния 1569 г. Церковная уния 1596 г. Возстание казаков и крестьян. Богдан Хмельницкий. Возстание Малороссии против поляков и присоединение к Москве. Борьба Москвы с Польшей за Малороссию.

Петр Великий и образование Российской Империи. Детство Петра. Избрание его в цари после смерти Феодора Алексеевича. Правление царевны Софии и свержение ее. Первые годы царствования Петра. Потешные. Азовские походы. Знакомство с немцами. Путешествие за границу. Первые преобразования по возвращении. Великая Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Окончание Северной войны и ее значение. Преобразования Петра Великого. Войско и флот. Финансы. Промышленность и торговля. Просвещение. Управление.

Преемники Петра Великого. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович. Период временщиков (кн. Меньшиков, Долгорукие, Бирон). Царствование Елизаветы Петровны. Дела внутренние. Сочувственное отношение ее к Петровским преобразованиям. Удаление иноземцев от дел управления и возвышение русских людей (выделено мной — А.Х.). Шувалов. Ломоносов. Любовь к ней подданных. Дела внешние. Война со Швецией и присоединение части Финляндии. Участие в 7-летней войне. Петр III Феодорович.

Царствование Императрицы Екатерины II Великой. Дела внутренние. Комиссия для составления нового уложения. Реформы 1775 и 1785 г.г. (губернские реформы, жалованные грамоты дворянству и городам. Положение крестьян). Пугачевский бунт.

Внешние дела: 1-я и 2-я турецкие войны. Присоединение Новороссии и Крыма. Румянцев, Потемкин, Суворов.

Польские разделы. Присоединение Русско-Литовских земель к России (Белоруссии, Волыни, Подолии, Литвы и Курляндии).

Падение Польши. Павел I. Поход Суворова в Италию.

Александр I Благословенный. Внутренние дела в первые годы царствования. Государственный Совет. Министерства. М. М. Сперанский.

Внешние дела: войны с Наполеоном в союзе с Австрией и Пруссией.

Отечественная война 1812 года.

Причины войны. Начало войны. Переход Наполеона через Неман. Две русские армии под начальством Барклая-де-Толли и Багратиона.

План Наполеона — разделить русские армии. Геройская защита Смоленска. Соединение русской армии и отступление к Москве. Назначение Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Оставление русскими Москвы.

Отступление русской армии сперва по Рязанской, потом по Калужской дороге.

Занятие Москвы Наполеоном. Пожары в Москве. Недостаток в припасах.

Отступление французской армии из Москвы по Смоленской дороге. Деятельность партизанских русских отрядов. Народная война. Полное разстройство и гибель французской армии. Бегство Наполеона. Освобождение Императором Александром I Европы от Наполеона и свержение Наполеона. Венский конгресс 1814-15 г.г. Присоединение герцогства Варшавского к России. Конец царствования Императора Александра I. Аракчеев.

Николай I. Воцарение. Декабристы. Внутренние мероприятия. Составление полного собрания законов и свода законов. Заботы об улучшении быта крестьян. Присоединение униатов и усмирение польского мятежа. Внешние дела. Война с Персией 1826 г. Война с Турцией 1828-29 г.г. Война с Турцией и ее союзниками или Восточная война 1853-56 г.г.

Оборона Севастополя.

Александр II Освободитель. Окончание Восточной войны. Парижский мир.

Реформы Александра II.

Крестьянская реформа (1861 г.).

Судебная реформа, земская и городская реформа. Всеобщая воинская повинность. Усмирение польского мятежа.

Покорение Кавказа и Туркестана. Присоединение Амурского края. Война с Турцией за освобождение Болгарии.

Берлинский конгресс 1878 г.

Император Александр III.

Император Николай II.

Учебники

1) Ефименко А. Элементарный курс русской истории, стр. 180, ц. 75 коп.

2) К. Иванов. Учебник русской истории, ц. 1 р. 40 коп.

Поcoбия

1) В. Ключевский. Краткое пособие по русской истории. Ц. 60 коп.

2) Платонов. Учебник русской истории.

3) Атлас к учебнику Платонова.

4) Картины по истории. Изд. Думнова и Гроссмана и Кнебеля.

5) Карта Российской Империи, изд. Добрякова.

В Объяснительной записке указывалось, что Программа русской истории предполагает предварительное знакомство учащихся, окончивших ранее двухклассные народные училища, с элементами данного предмета и разсчитывает не столько на расширение, сколько на повторение и закрепление в памяти учащихся усвоенных ими ранее важнейших событий Отечественной истории.

Возраст и развитие учащихся в сельскохозяйственных училищах выше, чем в двухклассных училищах, и потому учитель, даже при двух часах в неделю, отведенных на историю, может несколько углубить предмет.

При прохождении истории необходимо остановиться на природе русской равнины и влиянии ея на образ жизни и занятия населения; на торговых сношениях древней Руси с Византией, предметах торговли и культурном влиянии Византии на Русь (выделено мной — А.Х.).

Если богатство и значение Киева зависело, главным образом, от торговли с Византией, то падение этой торговли, которой мешали кочевники, должно было сопровождаться упадком благосостояния Киева и перемещением исторических центров в другие места. Отсюда переход к возвышению Новгорода, Владимиро-Суздальской земли и Московского княжества. При этом следует обратить внимание учеников на изменение в характере хозяйства Северной Руси: на преобладающую роль земледелия и сельской промышленности (расчистка лесов под хлебопашество, производство всех продуктов хозяйства у себя дома). Земля с того времени давала главные средства к жизни населенно, земля же долгое время (до Петра Великого) давала и значительную часть доходов государственной казне, так как налоги взимались с обрабатываемой, или тяглой земли; с земли же отбывалась и военная служба (поместная). Говоря затем о времени Петра Великого, также следует обратить внимание на развитие и покровительство фабрично- заводской промышленности и внешней торговле.

Затем, в каждом периоде Русской истории необходимо указывать, как постепенно расширялись границы Русского Государства: завоевание Поволжья, Сибири; присоединение Малороссии и других русских областей от Литвы и Польши; завоевание Новороссийского края, Кавказа и Туркестана. Следует указывать при этом на важность каждого присоединения для развитая земледелия, торговли, укрепления и ограждения границ Государства от набегов и т.п.

Вместе с тем учитель не должен забывать и другой важной цели проходимого им курса — возобновить и укрепить в памяти учащихся выдающиеся события и имена Отечественной истории, которыми отмечается в разные эпохи государственный, национальный и культурный рост нашего Отечества. Кроме событий Русской истории, учителю придется иногда касаться и событий из истории других государств Европы, с которыми России приходилось сталкиваться с мирными или враждебными целями. В этих случаях учитель, по необходимости, должен давать лишь самые краткие и необходимые сведения и ограничиваться лишь устным сообщением, чтобы только дать возможность ученикам более правильно представлять и понимать события из Русской истории.

В видах лучшего и более сознательного усвоения учащимися сообщаемого материала и в видах наглядности преподавания, при прохождении курса Русской истории необходимо пользоваться наглядными пособиями — картами и картинами.

Карта должна помочь ученикам твердо усвоить, как постепенно складывалось Русское Государство и в каких климатических и природных условиях находились и находятся различные местности обширного нашего Отечества.

Картины должны облегчить запоминание, дополнить и нагляднее представить сведения, касающиеся бытовой и общественной жизни наших предков. Такие картины, как «Суд в Древней Руси», «Двор удельного князя», «Монастырь», «Царь и Самодержец всея Руси», «Святейший Патриарх» и др. (из собрания картин Думнова, Сытина, Гроссмана и Кнебеля и др.), лучше помогут представить известные исторические явления, чем учебник, или, по необходимости, краткий рассказ учителя (С. 9-16).

Так готовили в России просвещенных крестьян-христиан = этот становой хребет державы. Поэтому-то и нужны были революции, продразверстка, раскулачивание, варварская коллективизация, уничтожение «неперспективных» деревень, разрушение колхозов, фермерская перестройка, удавка ВТО, чтобы сгубить основное русское сословие. И если не убить в одночасье, то вызвать разруху в крестьянских головах. Русская земля так свята и плодородна, потому что обильно полита христианской кровью. И ложимся в нее, и становимся ею, потому и зовем так свободно своею (А. Ахматова), как написал совсем не крестьянский поэт и по другому поводу, но очень верно. Нет на русской земле сто лет Хозяина, каким был святой Царь Николай. Расплодились менеджеры и управленцы – волчье семя, вредители русских полей и нив. Они пришли, как лавина, как черный поток, они нас просто смели и втоптали нас в грязь, но до последнего своего вздоха русская земля будет рожать сынов землепашцев-победителей. Грянет гром, мужик перекрестится, сойдет с небес благодатный огонь и прольется очистительный ливень. И как всегда мы скажем друг другу: «Христос Воскресе в России!». Значит надо жить, учиться, воевать и побеждать, растить хлеб и детей.

Андрей Юрьевич Хвалин

ИМПЕРСКИЙ АРХИВ

2013-2017 гг.

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.