Наследие Цесаревича
В Москве состоялся вечер, посвященный 125-летию восточного путешествия Великого Князя Николая Александровича
Из всего изобилия плодов царствования святого Государя Николая II Александровича выделяется своим значением и целеустремленностью в будущее путешествие на Восток 1890-91 годов. В нынешнем году отмечается 125-летие этого грандиозного события. Почитатели памяти святого Царя-страстотерпца Николая из разных стран и многих мест России весь период стремились по мере сил отметить эту дату. Своеобразным итогом их деятельности стал вечер, состоявшийся 15 декабря 2016 года в Московском доме национальностей.
Организаторами выступили созданный по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви Юбилейный комитет к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА 1890/91-2015/2016 гг. совместно с Фондом содействия возрождению православных духовно-нравственных ценностей и традиций имени Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского (председатель О.А. Тюрина).
Благословение митрополита Вениамина из города,
«владеющего Востоком»
После предначинательной молитвы, открывая собрание почитателей памяти святого Царя Николая, ведущая д.ф.н., профессор И.В. Бугаева огласила Обращение митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря), в котором, в частности говорится:
«Радостно приветствовать всех, кто пришел на этот замечательный вечер в честь 125-летия Восточного путешествия Цесаревича!
Событие, которому посвящена эта встреча, достойно того, чтобы о нем всегда с восхищением и радостью вспоминал русский народ. Ведь Восточное путешествие Цесаревича, замысленное и благословенное Государем Александром III, стало поистине апостольским путем для будущего Царя Мученика Николая Александровича Романова. Путь на Восток, по которому Россия с новой силой двинулась после посещения Цесаревичем своих восточных пределов, стал апостольским и для всей нашей страны.
Мы вспоминаем Восточное путешествие, говорим о его геополитическом, культурно-историческом, даже об экономическом значении. И не всегда с должным вниманием и пониманием относимся к глубочайшей духовной сути этого великого события.
Конечно, пройдя множество стран, морей и три океана и потом всю Россию из Владивостока до Санкт-Петербурга, будущий Государь существенно укрепил внешнеполитические, дипломатические связи нашей страны, показал своей эскадрой мощь России, сам обогатился новыми знаниями и политическими знакомствами для дальнейшего успешного управления нашим государством. Во Владивостоке Цесаревич заложил начало Великого Сибирского рельсового пути, что прочно связало восточную и западную части страны, соединило берег Тихого океана и Атлантику. Но, самое важное то, что по этому рельсовому пути с новой силой двинулись на восток русские переселенцы, которые понесли азиатско-тихоокеанским народам Свет Православия. Быть Благовестником, нести миру Евангельскую Истину, знание о Христе – вот призвание русского народа и всей нашей России. И всем своим сердцем чувствовали это наши цари – Александр III и Николай II. Глубокое осознание духовной задачи Русского царства устремляло взоры наших правителей на восток. И вот сын Помазанника Божьего Цесаревич Николай Александрович после долгого путешествия сходит с корабля на русскую землю во Владивостоке. Посмотрите, с какой радостью, с каким ликованием встречает его наш народ. Народ — от простых крестьян до генералов чувствуют Божие Благословение, которое передается через юного Цесаревича самым дальним берегам России. Это Благословение мы чувствуем и сейчас. И когда в мае этого года во Владивостоке проходили Царские дни, посвященные 125-летию посещения Цесаревичем нашего города и Южно-Уссурийского края, во время молебна у Триумфальной арки многие заметили в себе необыкновенную радость и духовный подъем, словно сам Государь незримо стоял рядом.
К молебну во Владивосток была принесена чудотворная икона Царя Мученика. А 18 декабря этого года будет освящаться памятник Государю Николаю II, установленный напротив входа в Покровский кафедральный собор Владивостока. Этим событием мы продолжаем отмечать Царские дни, которые, конечно, проходят не только у нас, но и по всей России. Но здесь во Владивостоке особое отношение к визиту Цесаревича. Ведь отсюда он начал свой путь через всю Россию, как бы указав на сакральное значение наших мест для страны. Владивосток – Владеть Востоком во Христе. Цесаревич по воле своего державного отца пребыванием во Владивостоке свидетельствует о вседержавном значении города и Южно-Уссурийского края.
Представители всего Дома Романовых особенно заботились о Дальней России, о Южно-Уссурийском крае. Они посещали эти места. Но из государей или цесаревичей никто, кроме Наследника Престола Николая Александровича, не бывал в наших краях. Прибытие Царского Сына на далекие окраины России тогда сравнивали с лучами живительного солнца. Полюбив эту русскую землю у Тихого океана, в дальнейшем Царь Николай II явил особое попечение об укреплении здесь Русской Православной Церкви. Он, как и его державный отец, глубоко осознавал, что наша Православная церковь является основой, мощью и живительной силой России в ее движении на восток, в государственном укреплении страны. Как только Николай Александрович взошел на престол, первым его Указом, касающимся монастырей в России, стало распоряжение об учреждении в Южно-Уссурийском крае Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. А через небольшое время, в соответствии с распоряжением Царя, была образована Владивостокская епархия.
Визит Цесаревича вдохновил местных тружеников на дальнейшие подвиги и вызвал новые потоки переселенцев в эти края. Владивосток, встречавший в мае 1891 года Цесаревича, еще долго жил этим событием. Каждый год впоследствии в городе совершался молебен, и проходили торжества в память о Высочайшем посещении. И до 1922 года Владивосток жил по законам Российской империи. Здесь была восстановлена монархия и Романовы на Царском престоле.
На сегодняшней встрече вам будет представлена небольшая книга «Царские дни на берегу Тихого океана». Эта книга подготовлена недавно открывшимся в нашей епархии Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус». В работе впервые публикуется отрывок из дневника Цесаревича, который он вел во время Восточного путешествия. Отрывок посвящен дням пребывания во Владивостоке и Южно-Уссурийском крае. Читая строки, написанные юным Цесаревичем, будущим Государем, чувствуешь, с какой любовью он относится к нашим благодатным тихоокеанским местам. Он видит Владивосток и весь Приморский край своей Родиной. Даже наш влажный океанский климат кажется ему «совершенно российским». И какое внимание к укреплениям Владивостока и устройству города, к людям, живущим в нем!
С любовью встречает русский народ на берегу Тихого океана царского сына, будущего Всероссийского императора! Листая страницы представляемой здесь книги «Царские дни на берегу Тихого океана», мы чувствуем эту любовь русских к своему Царю. Это прекрасное чувство пропитывает обращения к Цесаревичу встречавших его в 1891 году чиновников, священников, простых людей. Эта любовь и в словах современных авторов, чьи тексты были написаны в 2016 году по поводу 125-летия визита Цесаревича во Владивосток.
Отрадно, что это великое событие сейчас обращает на себя внимание многих авторитетных людей, патриотов нашей страны. Об этом свидетельствует и сегодняшняя встреча, где собрались те, кто уже внес немалый вклад в восстановление памяти о святом Государе Николае Александровиче Романове и его Восточном путешествии, которое он совершил еще будучи Цесаревичем.
В советское время о Восточном путешествии Цесаревича предпочитали молчать. Одним из первых эту тему смело поднял российский писатель Андрей Юрьевич Хвалин, для которого наши тихоокеанские берега являются родными.
Уже сейчас начинается подготовка празднования юбилейной даты – 130-летия Восточного путешествия Цесаревича. Еще есть время, чтобы достойно подготовиться к этим дням. Осмысляя причины и результаты этого большого события, для нас очень важно постараться увидеть Божий Промысл о России, русском народе и его последнем Царе.
С берегов Тихого океана посылаю вам Божие благословение на священный труд по восстановлению памяти о великих делах святого Царя Николая II и его державного отца Александра III! И желаю, чтобы сегодняшний вечер и вся работа Юбилейного комитета были пропитаны любовью ко Христу и Его святому Помазаннику!
Истинная Россия, вечная Россия, наша Святая Русь любит своего Царя! Аминь».
Свои благословения и приветствия участникам вечера также направили заместитель председателя Издательского совета Русской Православной Церкви о. Феоктист (Игумнов), первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), настоятель храма преподобномученицы Елисаветы посёлка Великодворский Гусь Хрустального района Владимирской Епархии о. Сергий (Баженов) и др.
Два крыла державного орла
В выступлении писателя А.Ю. Хвалина об истории восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича особо отмечалась актуальность его уроков для современной государственной политики российского государства.
Путешествие Великого Князя Николая Александровича 1890/91 годов стало уникальным событием в летописи Отечества. Путь на восток будущего Всероссийского Самодержца есть ключ к пониманию имперской политики данного периода истории страны и верному российскому домостроительству в азиатско-тихоокеанском регионе в настоящем и будущем.
По своей обращенности путешествие было эмблематично российскому гербу. При внешней разнонаправленности (Европа-Азия) его основной, духовный смысл был един, направленный на воспитание будущего правителя России обоедесноручным, т.е. одинаково правым признавался путь Императорской России, как на европейский запад, так и на азиатский восток. И внешняя политика объявлялась равнозначной внутреннему движению русской цивилизации на восток «встречь солнцу». Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, стоял у истоков православного Русского мира.
Программа Восточного путешествия Цесаревича, которая обсуждалась на совещаниях у Державного Отца – Императора Александра III несколько месяцев, главной целью, как это ни парадоксального сегодня звучит, ставила поклонение святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Святой Земли. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Иерусалима Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование.
Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно: образовательные – приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания: — на военно-морском судне с условиями флотской службы; а также знакомство с государствами, которые Его Императорское Высочество еще не посещал. Другими целями были: показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры. Осмотр казачьих войск по пути следования по России, по званию Атамана. Изучение на месте важного вопроса «об устройстве сплошного рельсового пути в Сибири для облегчения снабжения европейской части России, с этой щедрой, одаренной природой окраины, считающейся по неисчерпаемым богатствам, заключающимся в ее недрах, золотым дном», как сообщают летописцы путешествия Э.Э. Ухтомский и М.М. Денисьевский. А также совершение во Владивостоке по воле Государя Императора Александра Третьего закладки за счет казны Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, вопрос о постройке которого был очень важен как для правительства, так и для общества. Рассматривалась и проблема заселения страны вглубь как одна из основных задач первостепенной важности. И надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства.
Путешествие продлилось с 23 октября (4 ноября) 1890 года по 4 (16) августа 1891 года, то есть заняло более 9 месяцев. За время путешествия было пройдено 51 000 вёрст, из них 15 000 — по железной дороге, 5 000 — в экипаже, 21 900 — по морям, 9 100 — по рекам.
Путешествие началось в Гатчине после молебна. В Варшаве путешественники лишь пересели в заграничный императорский поезд. Однако в Вене пришлось задержаться. Но уже через сутки их встречал Триест — город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. В Триесте 19 октября путешественники пересели на фрегат «Память Азова». Погостив в монаршей семье в Афинах (у крёстной матери Цесаревича Королевы эллинов Ольги Константиновны и её мужа Короля Греции Георга I), путешественники двинулись дальше.
Эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, в Александрию, где путешественники сделали остановку. C 10 (22) ноября по 27 ноября (9 декабря) крейсера стояли на рейде в Порт-Саиде и Измаилии, и две недели Цесаревич Николай со свитой знакомились с Египтом – спускались по Нилу до современного Асуана и обратно, посетили Каир и его окрестности, осматривая памятники Древнего Египта, взбирались на пирамиды.
От Суэца русские корабли через Аден последовали в Индию, куда прибыли 11 (23) декабря в Бомбей, где их встретили салютом.
Маршрут пешего путешествия по Индии (с частичным сплавом по Гангу) включал в себя: Бомбей, Дели, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Коломбо (Цейлон).
31 января (11 февраля) корабли «Память Азова» с «Владимиром Мономахом», покинув Цейлон и соединившись с Тихоокеанской эскадрой, через Сингапур (18 февраля) и Батавию на острове Ява (23 февраля) следуют до Бангкока (7 марта).
В Бангкоке Цесаревич Николай в течение недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна.
Попрощавшись с гостеприимным королем, Великий Князь Николай Александрович 13 (25) марта последовал в Нанкин через Сайгон (15 марта), Гонконг (23 марта) и Шанхай. Из Нанкина он совершает путешествие по реке Янцзы на пароходе Русского добровольческого флота «Владивосток» в сопровождении канонерских лодок до города Ханкоу.
15 (27) апреля 1891 года в сопровождении шести кораблей русского флота, возглавляемая флагманским крейсером «Память Азова», эскадра под брейд-вымпелом Цесаревича вошла в Нагасаки.
23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и, зайдя на день в Кагосиму, затем 27 апреля прибыла в порт Кобэ. Из Кобе Цесаревич с сопровождающими лицами по суше добрался до Киото.
29 апреля (10 мая) Цесаревич Николай с принцем Георгом в сопровождении принца Арисугава отправились на колясках, которые везли джан-рикши, из Киото в город Оцу (Отсу), где и произошло печально известное покушение на Великого Князя Николая Александровича, вошедшее в историческую литературу как «инцидент в Оцу».
Как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд, покушение на Цесаревича сплотило Русский мир – и отечественный, и иностранный. Во время оставшейся части пути Великий Князь получал обращения и письма поддержки не только с родины, но и других стран. Чуткое православное сердце прекрасно понимает, что значит молитва всего русского народа за Наследника Цесаревича.
После покушения несколько дней Великий Князь приходит в себя, принимая на борту крейсера «Память Азова» депутации японцев с извинениями и соболезнованиями. Свой день рождения, 6-го Мая, Великий Князь Николай Александрович встречает далеко от дома в японском порту Кобэ.
По распоряжению Государя Императора Александра III после «инцидента в Оцу» программа пребывания Наследника в Японии была спешно свернута. Не состоялось даже участие в освящении собора святителя Николая в Токио, специально приуроченное к визиту Царского Сына. Отплыв 7 (19) мая из Кобэ, Цесаревич 11 (23) мая прибывает во Владивосток.
В целом во Владивостоке Великий Князь пробыл 11 суток: с 11 по 21 мая (23 мая — 2 июня по новому стилю) 1891 года. Этот визит оставил неизгладимый след в истории Приморья. В дни пребывания в городе будущий Государь заложил железнодорожную станцию «Владивосток», начало железнодорожной ветки, сухой док, памятник адмиралу Г.И. Невельскому и др. День 25 мая ежегодно отмечался во Владивостоке как городской праздник.
Из Владивостока Августейший путешественник продолжил свой маршрут по родным просторам. 21-го мая был назначен отъезд Цесаревича в Хабаровск, затем далее через Сибирь в Петербург. Двигаясь по родной земле, путешественники посетили следующие города и прилегающие земли: Хабаровск, Благовещенск, Чита, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Томск, Тобольск, Омск, Оренбург, Уральск, Самара, Пенза, Рязань, Москва, Санкт-Петербург.
4 (16) августа 1891 г. царский поезд подошёл к станции Тосно под Санкт-Петербургом, где Великий Князь Николай Александрович был встречен Августейшими родителями. Уникальное по тем временам путешествие закончилось. Его итоги до сих пор имеют важнейшее значение для нашей страны.
За время поездки по восточным странам и азиатской России Цесаревичу было преподнесено несметное число даров, многие из которых по-своему уникальны. Значительная их часть сохраняется в Кунсткамере.
Предметы, привезённые Великим Князем Николаем Александровичем, в течение двух лет хранились в Аничковом и Зимнем дворцах, а зимой 1893/94 года экспонировались на благотворительной выставке, устроенной в залах Эрмитажа от имени Императорского Общества спасания на водах.
В 1895 году Императорским Российским Обществом спасания на водах в С.-Петербурге был выпущен «Фототипический альбом Выставки предметов, привезенных из путешествий на Восток в 1890-91 гг. Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем ныне благополучно царствующим Императором Всероссийским Николаем II».
Результатом поездки стала и открывшаяся в 1898 году в Петербурге выставка буддийских древностей, куда также вошли многочисленные подарки, преподнесённые Цесаревичу во время путешествия. Одним из устроителей выставки был князь Э.Э. Ухтомский, автор книги о путешествии Наследника на Восток.
В 1897 году по распоряжению Государя Императора Николая II этнографическая часть коллекции была передана в МАЭ (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого), а остальные остались в Императорских дворцах и после революции попали в Музейный фонд. В 1930-е годы часть из них была распределена между Государственным Эрмитажем, Этнографическим отделом Русского музея, музеями-дворцами пригородов Ленинграда. Какая-то часть, в основном предметы из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, по-видимому, были проданы. В 1998 году, в год 130-летия со дня рождения и 80-летия убийства святой Царской Семьи, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого предпринял попытку вновь объединить в одних залах сохранившиеся вещи. В перспективе надо продолжить традицию знакомства российских граждан с плодами восточного путешествия в лучших музеях страны.
В настоящее время уроки Восточного путешествия Наследника Цесаревича активно усваиваются российским общественным сознанием, церковными и государственными структурами. Его значение служит делу укрепления международного сотрудничества нашей страны с государствами, которые посетил Великий Князь Николай Александрович в ходе своего восточного путешествия. Например, сегодня развиваются мемориальные отношения с княжеской династией японского города Кагосима, региона Сацума. Представители этого исторического японского региона составили основу Организации «СацуРо» — Совет по поддержке Сацумо-Российских связей (Satu-Ro Exchange Promotion Council (SREPC). Члены «СацуРо» помимо прочего ставят перед собой цель сохранения доброй памяти об Императоре Николае Втором, его посещении г. Кагосима и встрече с Князем Симадзу Тадаёси, правителем земель Сацума. Ныне представители «СацуРо» принимают у себя посланцев России, активно посещают нашу страну, что укрепляет дружественные связи между нашими народами. Все это хорошо укладывается в программу «По пути Цесаревича», которая поддержана Посольством Российской Федерации в Японии.
Владивосток стал первым русским городом на родной земле, куда ступила нога Наследника Цесаревича. И ныне приморцы бережно сохраняют память об этом важном историческом событии. В рамках ежегодных «Царских дней», 25 мая 2016 года, на Корабельной набережной прошли торжества по случаю 125-летия посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Южно-Уссурийского края. В 1891 году, 25 мая Цесаревич Николай (будущий Государь Николай II) сошел в этом месте на берег бухты Золотой Рог. Сегодня, спустя 125 лет, жители и гости Владивостока прошли от места высадки Цесаревича к Триумфальной арке, установленной в честь памятного события.
Торжественным шествием к Николаевской арке была принесена чудотворная икона святого Царя-страстотерпца Николая, доставленная во Владивосток специально к празднованию 125-летнего юбилея Войсковой Православной Миссией.
В середине октября 2016 г. во Владивостоке вышла книга «Царские дни на берегу Тихого океана», подготовленная к печати Игорем Анатольевичем Романовым и Владиславой Николаевной Романовой, создателями Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус». Небольшая книга посвящена великому духовному и геополитическому событию в истории России – посещению в 1891 году Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, будущим Императором Всероссийским, города Владивостока и Южно-Уссурийского края. Издание будет представлено на сегодняшнем вечере.
Буквально через несколько дней, 18-го декабря 2016 года, в канун тезоименитства Царя-страстотерпца Николая, митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин освятит установленный перед входом в кафедральный Покровский собор бюст Государя Императора Николая Второго.
В Тюмени в Музейном комплексе им. П.Я. Словцова в 2016 году прошли образовательные лекции на тему «По пути с Цесаревичем». Лекция очень заинтересовала музейных работников, тюменских учителей истории, мировой художественной культуры и литературы. Искусствовед Наталья Александровна Паромова рассказала слушателям о путешествии Цесаревича по России в 1891 году. В Тобольской губернии Великий Князь Николай Александрович посетил Тюмень, Сургут, село Демьянское, Самарово и Тобольск. Слушатели лекции узнали о том, как встречали Царственного Гостя, как готовились к его приезду, какие дары преподносили и что имели в ответ от будущего Императора Николая II. В завершении экскурса в историю гости Музея изобразительных искусств посетили экспозицию «Тюмень – врата Сибири». В течение сентября-октября лекция проходила на базе выставки «Тюмень — врата Сибири», в ноябре-декабре — в зале русской живописи XVIII века в постоянной экспозиции «АРТ-коллекция».
В первопрестольной, в храме святителя Николая п. Дружба в октябре 2016 года состоялась встреча прихожан с писателем Андреем Хвалиным, рассказавшим о восточном путешествии Цесаревича. И наконец, в Москве режиссером Валерией Валерьевной Ловковой при поддержке Министерства Культуры РФ создан прекрасный документальный фильм о путешествии на восток Наследника Цесаревича. На вечере фильм будет представлен его создателями и участниками.
Таким образом, в этом году силами почитателей памяти Царя-страстотерпца Николая при поддержке Владивостокско-Приморской митрополии во главе с владыкой Вениамином, русской диаспоры в Японии, энтузиастов в Тюмени, московских священников и православно-патриотической общественности было отмечено 125-летие исторического путешествия на восток Наследника Цесаревича Николая Александровича. В результате проведенных мероприятий обнаружились хорошие перспективы нашего начинания.
Исторические кадры и страницы прошлого
указывают путь в будущее
Гости вечера с огромным интересом просмотрели замечательный документальный фильм «Восточное путешествие» (http://archive-khvalin.ru/film/), созданный кинокомпанией «Мегафильм» при финансовой поддержке Минкультуры РФ. Картину представили автор сценария и режиссер Валерия Ловкова и оператор Александр Зайцев. Лента, талантливо и с любовью снятая, никого не оставила равнодушными. В обсуждении участвовали и благодарили создателей председатель Монархической партии России Д.Н. Меркулов; президент Международной ассоциации «Природа и творчество» при ООН, член Совета НПО при Межпарламентской группе Российской Федерации Л.А. Милованова; научный сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви Э.Л. Михайлюк, член Совета Союза православных граждан и Императорского русского исторического общества Е.В. Марьянова; представитель мемориального музея-квартиры академика Н.Д. Зелинского В.Г. Носов и другие.
Затем состоялась презентация вышедшей совсем недавно во Владивостоке книги «Царские дни на берегу Тихого океана» (2016). Издание представила Е.Ю. Студнева, журналист МИД России, обозреватель и член редколлегии журнала «Международная жизнь». В частности Елена Юрьевна сказала:
«Мы хотим поделиться с вами радостью: в городе Владивостоке Издательство «Русский остров» опубликовало тиражом 500 экземпляров маленькую книжечку, цены которой нет. Она называется «Царские дни на берегу Тихого океана». Книга посвящена 125-летию великого духовного и геополитического события в истории России – посещению в 1891 году Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, будущим Императором Всероссийским, города Владивостока и Южно-Уссурийского края. Это путешествие, на подготовку которого ушло три года, было задумано царствующим Императором Александром III и сыграло для России – без преувеличения – великую геостратегическую роль. Здесь Наследник Престола положил начало Великому Сибирскому рельсовому пути. «В этих местах, — пишут авторы – движение России к берегам Тихого океана было окончательно утверждено державным благословением…»
Авторы – доктор социологических наук Игорь Анатольевич Романов и Владислава Николаевна Романова, кандидат политических наук — ставили цель – осмыслить значение Восточного путешествия Наследника Цесаревича, увидеть и показать глубину замысла русских государей в движении России на восток. Результаты путешествия были масштабны и ощутимы, они сыграли свою историческую роль, как мы можем оценить это сегодня, — и свою стратегическую роль, как это стало ясно уже в ближайшие годы по окончании путешествия – и в период войны с Японией, и Первой мировой войны, и далее каждый раз, когда накалялась обстановка на восточных рубежах страны.
Книга состоит из двух частей. Хотелось бы подчеркнуть, что впервые вообще публикуются страницы из дневника Наследника Цесаревича, который он вел во время своего Восточного путешествия, и в частности — в дни пребывания во Владивостоке, куда прибыл из Японии. Страницы дневника подготовил к публикации писатель историк Андрей Юрьевич Хвалин. Лаконичные дневниковые записи Августейшего Наследника дают, тем не менее, обширнейшую информацию. Вот, например: 12 Мая. Воскресенье.
«После обедницы и молебна на фрегате съехал на берег, в первый раз после семимесячного плавания, на русскую землю. Встреча была весьма радушная. … Очень красивая арка в виде часовни, расположена была против пристани. Налево от нея выровнен был великолепный караул от 1-го Восточно-Сибирского линейного батальона дяди Алексея. Пропустив его в гору церемониальным маршем, сел с Джорджем в тройку и поехал в собор. По Светланской улице стояли шпалерами войска и Сибирский экипаж. Радостно было видеть так много русских лиц и слышать настоящее ура! За мною ехал конвой уссурийских казаков – все молодцы!».
Из Владивостока путь Цесаревича Николая Александровича лежал через всю Россию в Санкт-Петербург. Здесь он прощался с российским императорским флотом, шесть кораблей которого сопровождали его в путешествии по таким странам, как Греция – Египет – Индия – Цейлон – Сингапур – о. Ява — Бангкок – Китай – Япония. Вторая часть книги — о том, как торжественно было отмечено 125-летие Восточного путешествия Цесаревича во Владивостоке, но, увы, не на государственном уровне. Завершает книгу статья-размышление руководителя проекта «Берег России» Игоря Анатольевича Романова, которая называется «Царский путь России». В ней автор пишет: «Царский путь России – путь срединный, мудрый. Путь за Христом. Путь, по которому шли русские цари. И наш последний государь Николай II. Вся наша государственность и государственная политика до революции 1917 года находилась в русле Царского пути».
И завершу презентацию этой замечательной книги словами её авторов:
«В движении на восток Царь Николай II видел одну из главных задач своего царствования. В этом он отчетливо чувствовал христианскую миссию Российской империи»., — завершила свое яркое выступление Е.Ю. Студнева.
После официальной части состоялся неформальный обмен мнениями за чашкой чая. Все отмечали удивительно радушную атмосферу вечера, в чем огромная заслуга председателя Фонда имени Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского Ольги Алексеевны Тюриной – ей особая благодарность. Да и все собравшиеся царелюбцы – молодцы!
Учитывая большое значение для России итогов путешествия на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича, будущего святого Царя Николая Второго, группа почитателей его памяти организовала Юбилейный комитет к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА 1890/91-2020/21 гг. с целью придания грядущим юбилейным торжествам общероссийского и международного масштаба. Уже первые отклики показывают, что начинание привлекло к себе внимание общественности (http://archive-khvalin.ru/vecher-k-125-letiyu-vostochnogo-puteshestviya-naslednika-cesarevicha/; http://mdn.ru/report/fond-sodejstviya-vozrozhdeniyu-pravoslavnyh-duhovno-nravstvennyh-tsennostej-i-traditsij-imeni-svyatogo-blagovernogo-velikogo-knyazya-andreya-bogolyubskogo-vecher-posvyashhennyj-125-letiyu-puteshestvi).
Список помощников и деятелей, готовых идти по пути Наследника Цесаревича, святого Царя-страстотерпца, открыт. Уверен: к нему присоединятся еще многие и многие, чающие победы и спасения! Бог даст, 130-летие путешествия на Восток Наследника Цесаревича отметим на общем церковно-государственном уровне. Да поможет нам Бог по молитвам святых Царственных страстотерпцев!
Андрей Хвалин,
председатель Юбилейного комитета
к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя
Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
1890/91-2020/21 гг.