Игумения Варвара: жизнь в монастыре начинается до рассвета
В сентября, в праздник Рождества Богородицы паломников из разных уголков Приморского края, в том числе и из Владивостока, принимали сестры Богородице-Рождественского женского монастыря. Как и чем сегодня живет женская обитель, рассказала ее настоятельница игумения Варвара корреспонденту сайта храма Успения Божией Матери г. Владивостока
23 года тому назад вновь открылся Богородице-Рождественский женский монастырь в селе Линевичи (Уссурийского городского округа), тогда же прошла первая литургия и состоялся крестный ход. Сейчас здесь проживает 26 насельниц и еще 5 сестер несут церковное послушание в зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви. Это монахини, инокини и послушницы. Игумения Варвара родом из Верхнего Поволжья, — поэтому и фамилия у нее в миру — Волгина такая — родилась под Селижаровым в селе Селище. Она взяла на себя нелегкий крест по восстановлению обители.
– Вы трудитесь в монастыре посвящённом Царице Небесной. Ощущаете Её помощь и Покров?
– Как сказал митрополит Вениамин – Она наша Мать. Вы слышали молитву «Царица моя преблагая»? Так вот она нас и наставляет, и учит, и кормит, и утешает. А всё остальное от нас, как будем трудиться. Если мы не будем слушаться Её и её Сына и Бога нашего Иисуса Христа, жить духом времени, то Она будет нас вразумлять.
Наш монастырь наглядный тому пример. Если бы вы побывали в монастыре 23 года тому назад, стало бы ясно, как мы жили и как шли к тому, что сейчас имеем. А в каком состоянии храм был? А сейчас видите, с Божией помощью мы восстановили первый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Столько лет мы молитвенно просили Божию Матерь дать нам средства и возможности начать строительство и терпеливо ждали. И вдруг всё закрутилось. Кто-то перечислил деньги, подчеркнув, что средства исключительно на храм. Это такая маленькая лепта! Но с неё началось строительство. Сейчас я просто закрываю глаза, и вижу, что это промысел Божий, когда всё что нужно жертвовали на сооружение нового храма.
Вот и сейчас вы видите, сколько прибыло паломников в монастырь, порой их бывает более 1000. Мы приготовили угощение для всех. Хотя иногда ощущаешь, что не в силах приготовить столько, сколько надо, чтобы накормить всех – нет ни сил, ни продуктов. Ведь я математик, и рассчитываю, к примеру, сколько надо всего на 600, 800 или 1000 паломников. Глаза страшатся, но с Божией помощью у нас всех накормят, и даже ещё остаётся, а мы потом неделю доедаем. А вы спрашиваете, как мы чувствуем покровительство Богородицы. Вот так в жизни всё и выходит с Её помощью.
– Что сегодня представляет монастырское хозяйство, за счёт чегоживут монахини?
– Чем кормимся? Это правильный вопрос. Городские храмы посещают прихожане, приносят пожертвования, а мы живём в глуши, паломники у нас бывают редко, уповаем на помощь Пресвятой Богородицы. Она нас просит, чтобы мы трудились, жили от трудов своих. У нас есть возделанные поля, на которых сеем пшеницу, овес, ячмень; в хозяйстве – коровы и овцы. Овечек содержим, чтобы стричь шерсть. Из неё делаем одеяла. По архивным данным наши сестры очень славились по всей России именно одеялами. А еще работаем на огородах, трудимся в садах, ухаживаем за курами, содержим пасеку.
Главное в монастырской жизни – каждый день – Богослужение, молитвенное правило. Мы живём по строгому уставу. Только раньше наши предшественницы начинали свой день в 2.30, а мы встаём в 3.30. И ложимся пораньше.
– Помогают ли монастырю прихожане?
– Да. Навещают. В том числе и из Успенского храма Владивостока, но особенно любят нас жители Уссурийска. Они сохраняют верность и любовь монастырю. Они нам хорошо помогают. Вот и сегодня их более 50-ти человек.
– Сколько паломников на сегодняшнем празднике? Вы считаете?
– Затрудняюсь сказать точно. Не каждый год Рождество Божией Матери выпадает на воскресный день. В 2014 году было 1200 человек, в прошлом – около 1000. Сейчас точно не смогу сказать, когда всех покормим, то после трапезы подведём итоги и узнаем.
Мы булочки заказываем для каждого паломника. По количеству розданных булочек и определяем количество гостей, посетивших монастырь. Я так рада каждому, что нашли время и приехали к нам.
– Рождество Богородицы престольный праздник восстановленного монастыря, а тот монастырь, который был основан на этом месте тоже был посвящён этому празднику?
– Да. Первый храм, построенный 116 лет тому назад, был наречён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Потом он был разрушен. На его же фундаменте мы возвели новый, только несколько измененный. И первая игуменья – матушка Павла – похоронена за этим храмом.
А ныне существующий храм был домовым и зимой не отапливался. Сначала построили жилой корпус и домовой храм Нерукотворного Образа Спасителя. Мы первым делом восстановили этот храм и домики, чтобы можно было жить.
Как мы ожидали новый храм! Сначала фундамент укрепили и продолжали ждать возможность строительства.
– Кем вы были в мирской жизни?
– Учителем математики.
– То есть работать с цифрами вам не привыкать.
– Да. Я – и прораб, и агроном… Учусь потихоньку, с Божией помощью. Жизнь учит всему, любого хозяина. Я – плохая хозяйка, но Матерь Божия исправляет и вразумляет. Порой я даже удивляюсь, почему я то или иное дело знаю или догадываюсь, как лучше его выполнить и понимаю, что это не я, а Пресвятая Богородица помогла вникнуть, направила учиться и запомнить.
– Матушка, как вы попали в Приморье?
– У нас, у монахов, как у военных – нас сюда послали. 24 года тому назад меня направили в Приморье на восстановление этого монастыря.
– Можно ли провести сравнение между вашей жизнью в Западной части России и на Дальнем Востоке.
– Можно, но первый месяц я плакала. Ведь я лишилась своего родного монастыря, монашеской семьи, где привыкла жить. Со временем мне понравились приморцы, добродушные и дружелюбные люди. Теперь у меня много хороших друзей в крае.
– Сложно ли привлечь людей к монастырским работам?
– Все хорошо откликаются на наши просьбы.
– Многие спрашивают, чем же вам можно помочь?
– Когда задают такой вопрос, то я отвечаю – всем, чем можете, так как хозяйство всегда во всём нуждается.
– А сами, лично, чем занимаетесь?
– Я люблю шить. С удовольствием шью монашеские одежды.
– Сколько лет вы живете в Приморье?
– 24 года. Но в монастырь прибыла не сразу. Пока оформляли документы, я жила во Владивостоке при Свято-Никольском храме. А на открытие монастыря приехала в Линевичи.
– Страшно было начинать?
– Это были 90-е годы прошлого века. Ничего страшного не было. Сейчас я вспоминаю, и говорю сёстрам, чтобы они не жаловались на жизнь. Мы начинали, когда ничего не было, а нам было радостно. Мы не печалились о том, где будем жить и что есть. Начинали в разрухе и не печалились. Нам Господь даровал радость и спокойствие, и нам не было тревожно. Мы никого не осуждали и не жаловались.
– Задело ли монастырские угодья наводнение или всё обошлось?
– А как же, задело и нас. У нас практически половина овощей сгнили. Урожай собрали маленький, но сестер я успокаивала и призывала не печалиться. Ведь в крае в некоторых местах люди лишились всего, а значит им надо помочь. Так и надо жить: откликаться на чужую беду, тогда мы и будем едины и в горе, а потом и в радости.