К святыням Нового Света
Игумен Антоний (Каменчук) в Сан-Францисско
Клирик Покровского кафедрального собора Владивостока, помощник проректора и преподаватель Духовного центра подготовки церковных специалистов игумен Антоний (КАМЕНЧУК) вернулся из поездки в США и рассказал о своих впечатлениях журналисту «Приморского благовеста» Тамаре СТУПИНОЙ.
– Мысль о паломнической поездке в США возникла после принесения в ноябре 2013 года во Владивостокскую епархию древней чудотворной святыни — Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Мне довелось возить на машине сопровождавшего икону архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского (РПЦЗ) Кирилла (Дмитриева), секретаря Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Оказывается, в Америке потомки мигрантов, покинувших Россию много лет назад, сохранили Православную веру в том виде, в каком она была на нашей Родине до 1917-го. Я очень захотел побывать там, пообщаться с этими людьми, посмотреть, как они живут, узнать, о чём они думают, о чём говорят. И, конечно, поклониться православным святыням и святым. Сопровождали меня люди, свободно владеющие английским языком, поэтому трудностей в общении и при перемещении по стране не возникло. Получили визу, купили билеты и с благословения архиерея отправились в паломничество. Поездка получилась очень насыщенной, хочется подробно поделиться всем, что увидел и услышал.
— Батюшка, расскажите, в каких местах удалось побывать?
—Целью поездки было встретиться с представителями эмиграции, посмотреть, как протекает их духовная жизнь. Планировали посетить Нью-Йорк, Вашингтон, Майами, побывать в Аризоне, посетить Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк); Сан-Франциско и Платину (штат Калифорния). Взглянуть на США через Православие. Узнать о судьбах русских людей, которые, оказавшись за океаном, продолжали жить Православием. Первым местом посещения стал Нью-Йорк, где удалось посетить службу в храме Курской-Коренной иконы Божией Матери. Сама икона была в поездке, в храме был её список. Служил Божественную литургию владыка Николай (Ольховский). Когда он привозил эту икону к нам, то был ещё иеромонахом и хранителем иконы; сейчас он уже епископ Манхэттенский. Вместе с клириками храма и иеромонахом Амвросием (Мацегора), ключарём Екатерининского храма г. Рима, находившемся в США, как и я, в паломнической поездке, мы сослужили владыке Николаю. В Нью-Йорке, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, после сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине.
— Все знают мужской монастырь в честь прп. Германа Аляскинского в Платине (штат Калифорния), а женские обители в Америке есть?
— По дороге в Вашингтон мы посетили женский Ново-Дивеевский Успенский монастырь в местечке Нануэт, в 30 км к северу от Манхэттена. Это русский монастырь, главной его святыней является икона преподобного Серафима, перед этим образом в 1903 году, когда преподобный был прославлен в лике святых, молилась Царская семья. Когда Дивеевский монастырь был закрыт советскими властями, икона проделала долгий путь через Киев и Берлин, прежде чем прибыть в США. Ныне святыня находится в монастырской Успенской церкви. В другом храме обители — Свято-Серафимовском — хранится Владимирская икона Пресвятой Богородицы, подаренная в своё время старцами Анатолием и Нектарием Оптинскими Киеву.
На кладбище в Ново-Дивеево захоронены многие значимые для Российской истории личности — князья рода Голицыных, Родзянко, Врангель, внучка графа Толстого. С потомками некоторых из них нам даже довелось встретиться! Приветствовал нас замечательный батюшка — протоиерей Александр Федоровский, старший клирик обители; ему под 80, но он очень подвижный и активный, всё рассказал о Ново-Дивеево. Мы с ним служили Божественную литургию два дня.
— Сослужа со священниками Русской Зарубежной Церкви, общаясь с прихожанами, заметили ли вы какие-то отличия между православными в Америке и в России?
—Наверное, всё-таки они смогли сохранить некую доверчивость друг к другу. Наш комплекс советского человека, когда брат предавал брата, сосед писал донос на соседа, и каждый боялся сказать лишнее,— это печальная реальность недавнего советского прошлого, которая въелась в наш менталитет.
Нам от родителей передались недоверчивость, внутренняя зажатость, молчаливость. Даже если вокруг нас творятся беззакония, мы боимся об этом говорить… А у них как раз этого страха нет, а есть открытость, доверчивость, отсутствие этого внутреннего страха — пожалуй, это главные их отличительные от нас черты.
Еще есть «комплекс потерянной Родины». На них заметна неуловимая печать печали о том, что они живут не у себя дома… Мы молимся на ектении «о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Для нас какая бы ни была эта земля — она наша. Но, конечно, это не значит, что у них жажда всё бросить и ехать в Россию, они понимают, что жизнь продолжается и нужно жить там, где живешь. Но печаль о потерянной Родине остается.
— Какое осталось самое яркое впечатление от поездки?
—Встреча Иверской иконы Божией Матери в Сан-Франциско. Самую обычную Софринскую глянцевую икону на оргалите канадский священник Русской Зарубежной Церкви подарил одной благочестивой семье, живущей на Гавайях. И в 2010 году эта икона начала мироточить. Хозяин иконы, столкнувшись с этим явлением, показывал образ священникам храма Знамения в Гонолулу, чтобы убедиться, что это действительно чудесное явление. Главу семьи попросили стать хранителем иконы, путешествовать с ней, чтобы другие люди тоже могли прикоснуться к благодати. И вот, нам посчастливилось совершить Божественную литургию в присутствии этой иконы в Сан-Франциско, в арабской Православной общине, где службы ведутся на арабском и на греческом. У нас там получился собор духовенства: арабы, американцы (РПЦЗ), еще был румын и я, русский. Служба была на всех этих языках. Икона настолько обильно источает миро, что, когда ее положили на аналой — чистенькую, блестящую (под стеклом, конечно, в ризе),— то во время службы прямо на поверхности стекла стали появляться капельки мира. Мы служили молебен, прикладывались к иконе, и миро даже на губах оставалось после этого, настолько обильно оно источается. После службы настоятель всем желающим раздал кусочки ваты, пропитанные миром от этой иконы. Это было самое яркое впечатление от поездки!
— В России знают и любят святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца. Удалось почтить его память, посещая Сан-Франциско?
—Да. Приложились к мощам чудотворца…
— Расскажите, пожалуйста, о Платине. В этом монастыре в Калифорнии сейчас нет электричества, как это было при о. Серафиме (Роузе)?
—В Платине, в монастыре преподобного Германа Аляскинского, электрическое освещение имеется только в трапезной и в храме, а во всех остальных местах используют свечи, да еще электрические фонарики на аккумуляторах — по виду они как керосиновая лампа, но с электрическим светильником от аккумулятора.
— Жаль, что в коротком интервью невозможно рассказать обо всех впечатлениях от поездки. Я знаю, что вы рассказываете владивостокцам об американском паломничестве на встречах в Покровском кафедральном соборе.
—Да, кстати, следующая такая встреча запланирована на воскресенье, приглашаю всех желающих! В целом же Америка мне напомнила бушующий клокочущий океан, в котором есть маленькие тихие островки Православия — их нам и довелось посетить…