Русский мир у Океана
Золотое солнце разлито, растворено в океанской глубине. От этого утренние воды бухты кажутся серо-голубым простором с миллиардами светлячков. Мерцают золотистые светлячки – живет в солнечном свете океан. Скалистые мысы-сопки, похожие очертаниями на китов в заливе. Сопки в темной зелени — контрастно прорисованы в бледно-голубоватом небе. Горизонт размыт – небо сливается с океаном, образуя безконечный простор. Вдали большие корабли и остров-скала с маяком. Ночью маяк вспыхивает ярко-красной точкой. С кораблями и маяком океан уютный и приветливый. Штиль наполнен свежими запахами моря, цветущей груши и увядающей сирени. Чайки изредка, неспешно планируют над краем песчаного берега…
Близость Океана создает иной мир, вроде бы мало похожий на привычную Россию. На те места, где городской пейзаж сменяется травянистыми равнинами, лесными просторами, озерами, небольшими реками. И полями до горизонта. Там как будто другая жизнь. Прекрасная русская жизнь. От стен Кремля по Остоженкам, Пречистенкам, Рождественкам и Якиманкам… До калужских луговых трав, тульских лесов и тверских рек. До волжских степей и предуральских камней…
И, наверно, тому, кто живет у самого Океана, эта жизнь покажется немного пресной.
Милые подмосковные березы и старые липы в пушкинской усадьбе. Маленькие белые ромашки в горячих травах июня под Можайском. Синие в ярком луговом солнце озера. И купола, кресты, сияющие во весь простор православной России. Соль этой жизни – Православие. И здесь в русских равнинах жизнь совсем не пресная. Какой вкус русской жизни среди сергиево-пасадских лесов? Как в Лете Господнем у Ивана Шмелева. Сладостный от благодати Небесной. От благоухания православной молитвы. От звона лаврских колоколов. От любви Божией. Любит Господь свое творение – человека. А что такое Россия? А это собор человеков, народ, который любит Господа. Семья наша — русская, народ наш – он, конечно, православный.
Народ – это не только те, кто сегодня живет в России и имеет российское гражданство. Русский народ – это все наши, по всему миру разбросанные. Русский народ – это все-все поколения от Великого князя Владимира. Русский народ – это океан. Настоящие русские – это светлячки, вспыхивающие духовным светом во тьме американо-европейского безбожия.
А как стать русским, если ты родился в Германии в семье немецких родителей? Конечно, можно оставаться немцем. У немцев тоже свое призвание, свое дело на Земле. А если ты как святая Царица Александра Федоровна Романова призвана Богом стать русской? Нужно полюбить Бога, и будешь русским.
Есть такая шутка. Крестьянину в старой России, который почему-то не любил евреев, объясняют, мол, как же ты не любишь евреев, если сам Иисус Христос был из еврейского народа, сама Пречистая – из евреев. «Так это когда было!» — говорит крестьянин, — «Тогда ведь евреи еще русскими были».
Русскость – она не в теле человеческом, не в плоти. Русскость – это духовное. С каждой Литургией в русских монастырях рождается Россия. Русские монастыри – скалистые острова с маяками в океанском просторе. Монашеский дух, Иисусова молитва – начало русской культуры. В монастырях рождалась Божественная идея, названная «Москва – Третий Рим». Эта идея – плод многолетних богословских трудов, плод богословской мысли самой духовной и просвещенной части русского народа. Мысли, воплощенной в словах старца Филофея.
Москва – Третий Рим. Москва в духовном понимании. Москва как Русское православное царство с Иоанном Грозным во главе. Святая столица с тысячами святых мощей, с тысячами золотых крестов над куполами. Русская столица с истинно московской культурой. Московское богословие и московские божественные песнопения – истоки русской церковной культуры. Москва – это вся Россия.
…Кажется, что здесь у Океана иная жизнь. Как будто по-солонее, чем в Москве. Просторнее, насыщеннее, гуще. Здесь больше красок, больше ароматов. Здесь больше воздуха. Тому, кто приезжает сюда из Москвы, из Тамбова или из Белгорода может показаться, что здесь меньше русской культуры. Меньше русскости. Какая-то наносная американщина, желто-красная китайщина… Так может лишь показаться тому, кто еще не успел или не захотел вглядеться в духовное начало этих мест. Это начало — исконная Россия. Та Россия, которая шла сюда из центральных и северных мест страны, перебиралась с южно-русских, малоросских просторов. Дух Святой Руси превратил эти места в одно живое пространство от Тихого океана до Москвы, Дона и Балтики. Цветет, благоухает пушкинская, гоголевская и шмелевская Россия в таежных сопках Никольск-Уссурийского края. Удивительно, что именно здесь у края океанского прибоя, среди тайги была выстроена вновь и дарована России русская православная монархия. Как апостолы, уходили русские люди в далекое зарубежье из поруганной нерусской властью России. Уходили, чтобы нести русскую православную культуру всему человечеству. Уходили, чтобы сохранить русское слово, основанное на евангельской истине, для нас, ныне живущих в возрождающейся России. Уходили, оставив России монархию, восстановленную Земским Собором во Владивостоке. Монархию, которая ждет своего монарха.
Стоит Третий Рим у берегов Тихого океана. Стоит и четвертому не бывать.
…Колокольный звон Свято-Серафимовского монастыря на острове Русский. Монашеские клобуки и благоухания смолистого ладана. Золотые кресты над Русским океаном. Над Русским островом в небесно-океанских просторах. Русский остров – русский мир. Православие – соль Земли русской. От него и Земля наша свежа и здорова. От него и вкус благодати чувствуется. Пресная жизнь – это в Европе или в Америке. А здесь в России, на берегу Тихого океана, в Москве или в Тамбове – русская жизнь, соленая, вкусная. Жизнь со вкусом. Со вкусом благодати Святаго Духа.
Берег России