Пару дней назад во Владивосток заходил огромный трансокеанский лайнер «Амадей» — ярко-белый многоэтажный дом-корабль ошвартовался у причала в лазоревой от мартовского неба бухте Золотой Рог. Пестрые иностранцы, сойдя на берег, как лунатики перемещались по центральной площади и разглядывали гигантский мост на трехсотметровых пилонах, который вот-вот соединит берега бухты. Строящийся мост — сегодня это фирменная марка Владивостока. Хотя похожие мосты есть в некоторых крупных городах за рубежом.
Самые красивые и неповторимые места Владивостока, создаваемые еще до революции, сегодня кажутся подавленными и приниженными гигантской стройкой и этим подвесным монстром. Ну, что делать, надо потерпеть, — мы интегрируемся в АТР.
Интеграция — явление конструктивное, главный вопрос только в том, на какой идее складывается эта конструкция. Пока при всех усилиях государственной власти России на дальневосточном направлении мы чаще оказываемся в русле реализации чужих идей. И, как известно, вожделенные иностранные инвестиции в дальневосточную экономику на 90% идут в сферу добычи полезных ископаемых. Никто не скрывает, что за рубежом интерес к русскому Востоку определяется в основном наличием огромного сырьевого потенциала. Надежды на то, что иностранцы помогут нам поднять наши восточные территории, скорее всего, безосновательны — опыт демонстрирует обратное.
Освоить и развить эти земли можем только мы сами. И при этом с такими колоссальными природными запасами мы должны стать ядром интеграции в АТР, а не плестись за кем-то с заискивающей улыбкой. Однако, чтобы быть ядром, надо прежде всего стать самими собой, обрести свои духовные корни, опереться на свою культуру. Глупо и нелепо смотрятся все эти попытки стать европейцами, американцами или японцами. С этих массовых подражаний чужому поведению начинаются наши превращения в сырьевой придаток.
Недавно в центре Владивостока появилась статуя «Чужого» — адского персонажа, биомеханического существа из шизофреничного голливудского кинофильма. Эта статуя возникла в подражание городам западного мира, где полно такого антикультурного хлама. Духовная деградация Запада сегодня очевидна — евро-американский социум уже почти превратился в сообщество «чужих» — биомеханизмов, функционирующих, ради собственного комфорта. Тем не менее, потребительская идея глубоко больного западного общества сильна и заразна. Многократно развенчанная она заложена и в том формате азиатско-тихоокеанской интеграции, который наблюдаем мы сегодня. В реализацию западной идеи материального комфорта давно втянуты ведущие азиатские страны — Китай, Япония, Республика Корея. Правда, принимая внешнюю сторону «американского стандарта», в этих странах, без всякой толерантности к чужому вторжению, глубоко знают, уважают и воспитывают собственную культуру.
У нас с этим намного хуже — ощущение своих корней в России, а особенно здесь на Дальнем Востоке, все больше становится каким-то бутафорным, как матрешка, которая у иностранцев по-прежнему ассоциируется с русским миром. Недавно довелось увидеть эти огромные матрешки в Русском центре на борту великолепного трехмачтового фрегата «Надежда». Корабль вернулся из похода, посвященного предстоящему саммиту АТЭС.
Какие чувства у соотечественников может вызывать заходящий в порты других государств, прекрасный парусник со столь символичным названием «Надежда»? Конечно, ностальгию, и, наверное, гордость за свою Родину — Россию. Однако русский мир за рубежом даже на этом корабле до сих пор символизируют матрешки. Русская культура, которая транслируется за рубеж, подается в каком-то развлекательно-бутафорном, придурковатом виде, типа «Бурановских бабушек», собирающихся на Евровидение. В качестве реальных образцов подражания среди русской зарубежной диаспоры предстают в основном те, кто сумел успешно встроиться в деловое пространство иного государства. «Успешный» переводчик-космополит и «успешная» владивостокская женщина, вышедшая замуж сначала за португальца, а потом за японца, — это лица «русского мира» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые смотрят со страниц декабрьского номера дальневосточной вкладки журнала «Русский мир». Эти лица знают русский язык. Но жизнь их определяется ценностями совершенно иной культуры, чужой цивилизации. И поэтому их мир уже совсем не русский. Мало знать язык и читать Достоевского, надо жить по-русски. А жизнь нормального русского человека зиждется в первую очередь на Православии, на любви к Богу, к своему народу и Отечеству. Русскому человеку «чужого» не надо.
Одна из особенностей Дальнего Востока в том, что большая часть его регионов — приграничные. Эти территории нередко называют фасадом России в АТР. Но в чем выразительность этого фасада, его отличие от соседних цивилизаций. По всей видимости, сами русские здесь на тихоокеанском берегу это не совсем понимают. Хотят быть как все, как весь мир. «Мы ведь не можем закрыться от всего мира» — говорят они, — «не то время», и стараются стать космополитами, а, по сути, никем или всем. Космополит — человек без лица, без духовного стержня. У него ведь нет осознания своих корней, своей культуры, — житель космоса, лунатик какой-то…
Дальний Восток — территория огромных богатств. В мире нарастают усилия к «распечатыванию сундука» с этими богатствами. Хотя главное богатство Дальнего Востока, Сибири и всей России давно «распечатано» — это Православие. С Крестом и молитвой русские люди пришли в эти глухие таежные земли. И сегодня это тот, с позволения сказать, «ресурс», который может дать азиатско-тихоокеанскому миру альтернативную модель интеграции.
Сейчас на центральной площади Владивостока возводится Преображенский кафедральный собор. Величественный Храм будет сиять куполами над бухтой Золотой Рог и восхищать экипажи и пассажиров заходящих кораблей. Тогда, наверное, иностранцы смогут яснее представить себе, куда они попали, что значит Россия и что такое Православие. Хотя, конечно, нам самим сначала надо осознать все это.
До революции Россия на Дальнем Востоке общалась с иностранцами не меньше, чем сегодня. Только своего образа мы не теряли. И государство все делало для этого. Даже ближайший к границе с Китаем город в русском Приморье носил имя Святого Угодника Божия Николая Чудотворца. И купол Никольского храма этого города был виден чуть не с самой границы. Разве могут быть сомнения в том, что сегодня приморскому Уссурийску должно быть возвращено его настоящее имя — Никольск-Уссурийский. Через такие, в общем-то, не очень сложные шаги мы и можем начать обретать самих себя. Здесь на тихоокеанском берегу России, окруженном другими народами, это особенно необходимо. Когда-то в начале 1870-х годов русская крестьянка в Никольске сказала пребывавшему там путешественнику Алябьеву: «Мы еще маленько поживем, так и сами здесь Россию сделаем». Вот и теперь нам надо здесь жить и Россию делать.
Игорь Романов — руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований Российского института стратегических исследований, доктор социологических наук
Опубликовано 17:54 17.03.2012
Документ: http://www.regnum.ru/news/1510885.html