Владимир Милосердов: «Не верь леопарду, нюхающему цветы»
— Владимир Васильевич, в Новосибирске начали сбор подписей против инициативы властей Забайкалья, Общероссийский народный фронт считает, что подобные акции требуют публичного обсуждения. Депутат Государственной Думы Николай Арефьев обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить намечаемую сделку на наличие в ней коррупционной составляющей. Но ведь у нас в стране около сорока пяти миллионов гектаров пашни зарастает бурьяном, кустарником. Так стоит ли возмущаться намерениями забайкальцев? Земля ведь все равно пустует.
— Эти 45 миллионов гектаров – не целина, не девственные степи. Пашни, которые веками возделывали наши крестьяне. А сегодня поля в запустении. В том же Забайкальском крае не используются около восьмисот тысяч гектаров. Пустоши накапливают сухостой, который создает благоприятные условия для пожаров. Горят леса, населенные пункты, гибнут люди.
Между тем в мире нарастает продовольственный кризис, вызванный недостатком пашни, пресной воды, энергоресурсов. У нас всего этого так много, что могли бы прокормить население половины земного шара. К сожалению, по причине «перекосов» в управлении, в аграрной политике мы не обеспечиваем продовольствием и свой народ.
Сельское хозяйство обескровлено. Устарела, износилась техника, не хватает рабочих рук. И, конечно, полная неразбериха с собственностью. В девяностые годы начали земельную реформу, хотя не было для нее ни правовой, нормативной базы, ни научно обоснованной концепции. Спешили скорее порушить «старое, отжившее»: колхозно–совхозную систему, государственную собственность на землю.
У Бориса Ельцина в этом вопросе была противоречивая позиция. Сначала он говорил что «мать», то есть землю, не продают. Тем самым выражал мнение, близкое сердцам россиян. Затем, под влиянием Запада и своих политтехнологов, согласился с ее приватизацией.
В свое время Петр Столыпин утверждал: аграрные реформы – длительная черновая работа. Наших же демократов это не устраивало. К 2000 году на федеральном уровне по вопросам землепользования было принято 32 закона, 52 президентских указа, 180 постановлений правительства, 242 нормативных акта Госкомзема. К тому времени в основном завершился земельный передел. Было приватизировано около 118 миллионов гектаров угодий колхозов, совхозов. Они разделены на паи, их собственниками стали 12 миллионов бывших членов этих коллективов, пенсионеры, работники социальной сферы села. Одни сдали свой надел в аренду, другие уступили, в основном за бесценок, предприимчивым дельцам, скупщикам. Третьи вовсе никак не распорядились доставшимся от СССР «наследством».
Минула четверть века. Главный вопрос – земельной собственности — остается крайне запутанным. Чиновники, как видно на примере того же Забайкалья, распоряжаются ею по своему усмотрению. Будучи в Свердловской области, я посетил агрофирму «Артемовский». Бросился в глаза контраст: на ее ухоженных полях зрел богатый урожай. А вокруг – необъятные пустоши, заросшие бурьяном. Агрофирма, посетовал ее директор, остро нуждается в расширении посевных площадей. Купить или взять в аренду рядом лежащие, заброшенные, из–за «ребусов» в земельном законодательстве не может. Он вынужден приобретать землю за сто и более километров от своих границ. Кимрский район Тверской области примерно в 180 километрах от Москвы, а поля тоже в запустении. И такая картина почти повсеместно.
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко предложил выкупать в госсобственность паи у крестьян. С их согласия, по достойной цене. Государство могло бы сдавать ее в долгосрочную аренду, а инвестор — вкладывать средства в сельское хозяйство. К сожалению, федеральные власти без энтузиазма отнеслись к этому, на мой взгляд, наиболее приемлемому решению земельной проблемы в сложившихся условиях. Кстати, администрация Белгородской области выкупила таким способом шестьсот тысяч гектаров земли, сдает ее в аренду. Пашня тут эффективно используется.
— К примеру, как в том же Китае?
— Там создано Государственное управление по земельным ресурсам. Соответствующие органы есть в городах и районах. В уездах и волостях – инспекторы по управлению землей. Руководители местных земельных служб входят в состав поселковых правительств. Эти структуры осуществляют учет и контроль угодий, заботятся об их эффективном использовании, выступают с соответствующими законодательными инициативами. Значительная часть средств, получаемых от аренды, идет на повышение плодородия.
Конечно, есть и у них свои «огрехи» в землепользовании. Однако китайские реформы не предусматривают изменений общественной системы, форм собственности. Какой из них отдать предпочтение, определяют специалисты и ученые с учетом замечаний и пожеланий самих крестьян. Прежде, чем вводить закон в действие, он проходит длительную, от трех до пяти лет, проверку в ряде провинций с разными почвенными, климатическими, иными условиями. Госсовет его принимает лишь после того, как эффективность доказана практикой. Причем внедряют постепенно, взвешенно.
— У нас же земельный вопрос испортил власть, по всей вертикали. Для многих ее представителей в нем – неограниченные возможности личного обогащения.
— Этому, как уже сказано, способствует крайняя запущенность законодательства. Поэтому и нарастает коррупционный оборот земли. Особенно бурно – вокруг крупных городов. В Московской области бизнесмены и местные руководители захватили около восьмидесяти процентов угодий. Иные на этой спекуляции заработали миллиарды долларов, сбежали за границу.
Солидными землевладельцами стали многие руководители регионов, правительственные чиновники, их жены, дети.
— Но парламентарии взялись за «ревизию» вышеназванных правовых актов, корректируют, приводят их в соответствие с требованиями жизни.
— Намерения благие. Государственная Дума, скажем, постоянно совершенствует закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Более прозрачным и понятным он от этого не становится. Цивилизованного оборота земли не было, и нет, в село не идут долгожданные инвестиции. Вот на Дальнем Востоке и пытаются их привлечь с помощью иностранцев.
— Законодатели Забайкальского края не поддержали инициативу губернатора. Против раздачи земли китайцам выступили и многие депутаты парламента Приморья.
— Пожалуй, поздно спохватились. По сообщениям, публикуемым в печати, власти Забайкалья уже передали им в аренду, для заготовки древесины и хлебопашества четыре миллиона гектаров площадей. По территории — примерно полтора Крыма. И работают здесь посланцы из Поднебесной. При таком «раскладе» не кажется безосновательной шутка заместителя председателя Государственной Думы Игоря Лебедева о том, что лет через двадцать губернатором Забайкалья может стать китаец. Похожая картина и в других приграничных районах Сибири, Дальнего Востока.
— Говорят, еще Мао Цзэдун просил Сталина обустроить в СССР пятьдесят миллионов китайцев. В порядке, так сказать, пролетарской солидарности. Сталин тогда отказал: мол, это было бы похоже на оккупацию советских земель.
— С тех пор прошло больше полувека, и теперь никто, по сути, не знает, сколько у нас китайцев. Чиновники в правительстве утверждают: нелегалов из КНР около двухсот тысяч. Ученые–востоковеды называют цифру пятьсот тысяч, эксперты по вопросам миграции — два миллиона. Последнее, пожалуй, ближе к истине. В одном только Благовещенске каждый десятый горожанин — китаец.
И это еще, как говорится, цветочки. Полгода назад вступил в силу закон о территориях опережающего социально–экономического развития — ТОР. В Сибири, на Дальнем Востоке отобрано свыше десятка ТОРов — для «притяжения инвестиций». Закон гарантирует им ряд преференций: налог на прибыль – не выше десяти процентов, срок подключения к электросетям – не более месяца, страховые взносы для инвесторов – 7,6 процента, и так далее. По подсчетам минвостокразвития, ТОРы обеспечат более 600 миллиардов рублей прямых инвестиций, создание 37 тысяч рабочих мест. Опыт своеобразных «точек роста» планируется затем применить в других регионах.
— Такое можно лишь приветствовать, верно?
— Да. Но закон, в частности, оговаривает: в пределах этих территорий иностранцев принимают на работу без учета соответствующих квот, по усмотрению местных властей. Если следовать букве этого документа, в Сибирь и на Дальний Восток можно переселить, к примеру, хоть весь Китай.
— Зато аренда поможет пополнить региональные бюджеты.
— Земли, о которых идет речь, власти Забайкалья хотели отдать по цене 250 рублей в год за гектар. Сумма смехотворно маленькая. Правда, китайцы обещали инвестировать в сельское хозяйство края еще 24 миллиарда рублей. Но эти деньги все равно получили бы те из них, кто осваивает нашу землю.
— Облагородили бы ее, привели в порядок.
— Пока такое не наблюдается. В Еврейской автономной области, например, 85 процентов арендованной земли китайцы занимают соей. Эта культура сильно истощает почву — если высевать ее на одном и том же поле два–три года подряд, как они и поступают. Для временщика – главное получить прибыль. А там, в буквальном смысле, хоть трава не расти. Правительство Красноярского края на будущий год не выделило квоты для овощеводов из КНР. Основная причина – грубое нарушение ими агротехники, плохое качество продукции. Из-за чрезмерного применения химикатов содержание опасных веществ в урожае, почве в десятки раз превышает предельно допустимые нормы. В Приморье, других регионах сетуют: китайцы вытесняют местных фермеров, а на работу принимают лишь соотечественников. Коренные жители села остаются не у дел.
— Китай арендует земли в Конго, Замбии, Камеруне, на Украине, в других странах. У нас же его интересуют только приграничные территории?
— Все понятно: географическая близость, геополитические интересы. Допустим, обживут Забайкалье, построят дома, производственные объекты, коммуникации. Но люди там будут не наши. Станут насаждать свои порядки, традиции, культуру. Кстати, вышеназванный забайкальский проект продвигает китайский институт международных стратегических исследований. Сфера его деятельности – не сельское хозяйство, а геополитика.
Ответственные сотрудники института дают понять: вопросы аренды решает вовсе не администрация Забайкальского края, а структуры уровнем выше. Проект, говорят они, будет интересен при условии масштабного переселения в Россию работников из КНР. Вот и в «обсуждаемых намерениях» оговаривается облегчение пограничного режима для китайцев. За всем этим видятся попытки постепенного заселения края гражданами соседней страны. В итоге мы можем получить национальное «государство в государстве»… В общем, угроза территориальной целостности.
— Подождите, КНР — дружественная нам страна, наши экономические связи только крепнут…
— В политике, говорил известный государственный деятель, нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы. На Востоке выражают похожую мысль несколько иначе: «Не верь леопарду, нюхающему цветы. Возможно, он готовится к прыжку».
Беседу вел Александр Платошкин
Специально для Столетия