Нераскаявшаяся Япония
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в своём заявлении по случаю 70-летия со дня окончания Второй мировой войны заявил, что современные японцы не должны бесконечно нести бремя вины за действия японской армии.
Это заявление является весьма символичным. Дело в том, что нынешний премьер считается сторонником восстановления былой мощи Японской империи. Именно с его именем связано проталкивание двух важных законодательных инициатив. Первая – идея возврата власти императору. Согласно действующей Конституции 1947 года, продиктованной победителями-американцами, микадо остаётся «символом государства и единства народа» и не имеет статуса главы государства. Предлагается вернуть ему этот ранг и расширить полномочия. Сейчас император может действовать только с согласия Кабинета министров.
Но главная идея Абэ – позволить японским силам самообороны действовать за рубежом. В соответствии с «мирной» 9 статьёй Конституции, Япония отказалась от войны как способа решения межгосударственных конфликтов. А также от создания Вооружённых сил. Вместо них действуют силы самообороны, впрочем, отличающиеся от армии только названием. Теперь предлагается начать их использовать за пределами японских границ. Это станет означать, что ограничения, которые американцы возложили на побежденную Японию, будут сняты.
Может быть, Японии действительно следует перестать каяться за Вторую мировую войну? Сколько можно? Однако, в отличие от Германии, Япония всерьез и не каялась.
Император Хирохито, военный союзник Гитлера и Муссолини, отделался лёгким испугом. Гитлер покончил с собой, итальянского премьера повесили. Покровительствовавшую ему Савойскую династию изгнали из Италии без права возвращения (соответствующее положение отменено лишь недавно). Но Хирохито сохранил трон и умер в своей постели 7 января 1989 года.
Японские политики до сих пор посещают храм Ясукуни, в котором символически захоронены души японских солдат, в том числе и главных военных преступников Второй мировой войны. Почти для всех японских премьеров посещение храма было делом чести. Несмотря на протесты со стороны Китая и обеих Корей, главных пострадавших от действий Японии, политики страны Восходящего Солнца продолжают поклонение обожествленным душам погибших японских солдат.
Но главное даже не это. В Японии поражает специфическое отношение к политике памяти. Во время недавнего пребывания в Хиросиме автор этих строк осмотрел музей, посвящённый ядерной бомбардировке города. Душераздирающее зрелище. У несчастных людей, попавших под ядерный удар, плавилась кожа, слезали ногти…
И во время «обычных» бомбардировок Токио, в которых участвовали 300 бомбардировщиков, погибло несколько сотен тысяч человек. Многие – в огне пожаров.
Однако в современной Японии вам никогда не расскажут две вещи. Первая – кто сбросил бомбу на Хиросиму и Нагасаки. Тут – молчание.
На дорогих американских союзников никто пальцем не показывает. Часть общества благодаря подобной политике даже уверена, что бомбы сбросил Советский Союз.
Японцы много говорят о страданиях мирных жителей, но ни словом не упоминают о том, кто был виновником этих страданий. Ответственность США и принявшего решение о бомбардировке президента Трумэна не обсуждается.
Вторая зона умолчания – вопрос о том, кто начал войну. Это ведь именно Япония напала на США. Какова ответственность правившего императора Хирохито? Какова ответственность политической элиты за принятие решения о начале этого конфликта?
По этой теме молчат ещё громче, ещё недвусмысленней, чем по вопросу бомбардировок. Тишина стоит такая, что кажется – пробежит мышь, услышишь. Я спрашивал ведущих российских японистов, почему Япония была столь уверена, что победит США? В ответ специалисты отвечали, что японцы надеялись на «дух Ямато», то есть на свою абсолютную сплочённость вокруг императора и готовность умереть во имя него. «Сто миллионов умрут как один», – таков был лозунг времён Второй мировой войны. Он отражал готовность японцев сопротивляться возможному вторжению американской армии на острова.
Япония напала на многократно превосходившие её США, обуреваемая милитаристским духом и культом расового превосходства японцев над всеми остальными народами. Но об этом на официальном уровне в Японии не услышишь.
Существует замечательный классический мультфильм «Могила светлячков», о страданиях и гибели двух сирот, брата и сестры, во время Второй мировой войны. Там проводится та же идея – велики страдания простых людей от голода и бомбардировок. Хочется искренне сочувствовать простым японцам, но… Ответа на вопрос, кто же начал войну и кто бомбил японские города, нет.
Японское правительство внедряет в мировое общественное мнение жалость к несчастным жертвам Второй мировой войны. Но совсем не ставит вопрос о мере ответственности своего государства в её развязывании.
Так что Японии не пора прекращать каяться. Ведь она, в сущности, и не каялась. Японские верхи отделались гораздо дешевле, чем их германские собратья. И они, похоже, совсем не извлекли уроков из результатов. Похоже, решили что это так, «временные трудности»…
В 1989 году, когда к власти пришёл нынешний император Акихито, ему вернули божественный статус. Американцы заставили Хирохито отречься от него. В Декларации императора говорилось: «Связи между Нами и Нашим народом всегда строились на взаимном доверии и привязанности и не зависят от каких-то легенд и мифов. Они не определяются ложным представлением о том, что император будто бы обладает божественной природой, а японский народ превосходит прочие расы и предназначен для мирового господства».
Против возврата микадо религиозного статуса «потомка Аматэрасу» никто не возражал. Прошло 25 лет и речь идёт уже о возвращении императору политической власти, а Японии – статуса великой державы.
Всё бы ничего, но сумеет ли Япония воспользоваться этим статусом, не раскаявшись в грехах прошлого? Не вернётся ли она к прежней политике?
В этом нет уверенности. Именно это обстоятельство делает важной сохранение политики памяти. Нужно помнить о результатах Второй мировой, о её причинах и следствиях. Да, конечно, легко сказать, что новые поколения не должны каяться за грехи отцов. Может, и не должны. Но они должны помнить их ошибки. И не повторять их. В противном случае мы можем вновь увидеть обострившимися старые конфликты. Снова увидим жажду реванша со стороны прежде побежденных держав. Снова увидим попытки передела мира.
Поэтому японцам, прежде чем говорить, что им не в чем каяться, полезно было бы ответить не только на вопрос, кто сбросил бомбу на Хиросиму, но и на вопрос, кто начал войну против США. Без ответов на эти вопросы история может повториться. Причем не по Марксу. Вторая мировая война была трагедией. И она может повториться не как фарс, а как ещё одна трагедия.