Купола Ниловой пустыни
над «селигерским форумом»
В небе над синей водой сверкающие желто-белым светом купола. Травы заволакивают ароматом притихшего августа. Плесы, протоки, разливы среди лесистых островов Селигера. Крепкие лодки с моторами, белые катера. Волна от борта на рыжий песчаный берег. Солнце жгучее, морское. Деревянные столы с копчеными угрями, судаками, щуками, лещами. Мост из старых выцветших бревен и досок. Над протокой перед монастырем. Нилова пустынь – жемчужина русского православия, сияющая красота России. Здесь как на небесах. Большая ротонда на берегу. Каменные ступени к самой воде…
В паре километров от монастыря надоевший грохот безсмысленной музыки. Суета, крики людей. Большие белые шатры и приземистые палатки среди сосен. Охрана в черном на выматывающей жаре. Внимательный досмотр и электронное сканирование. Форум «Селигер» — большой слет молодых активистов со всей России. Три тысячи человек живут в палаточном городке. Говорят, что комары не кусают. Добротные деревянные настилы как проспекты. Полевая кухня и обычная походная еда с тушенкой. Весь день лекции, тренинги, круглые столы. Ребята, в основном студенты младших курсов, постоянно куда-то идут небольшими группами и по одному. Движение как в муравейнике. На поляне в стороне от палаток стоит бронетранспортер. Просто, как часть интерьера, настраивающего на правильные ассоциации.
Переполох на въезде в лагерь. Черные мерседесы с мигалками, грозная вооруженная охрана в нелепых офисных костюмах. Неужели Верховный главнокомандующий? Нет. Зачем-то в лагерь прибыл Абдулатипов, глава Дагестана. Сюда постоянно кто-то приезжает. С лекциями и так, попиариться.
Сам лагерь – это такое мультикультурное общество без ясной стержневой идеи, но предполагающее смешение всех взглядов, настроений и мнений. Хотя некоторые идейные начала просматриваются. Вот юноша, наклонившись, машет широкой картонкой над землей – раздувает «вечный огонь». С двух сторон от пламени стоят серьезные ребята в купальных плавках и плащ-палатках на голое тело. На головах пилотки и винтовки в руках.
Чуть затертое, замазанное и вроде бы забытое советское просвечивает в замысле селигерского форума. Правда, приходится это дело постоянно раздувать, помахивая картонкой. А так, со стороны – вполне приличный пионерский лагерь, модернизированный и технологизированный.
— Да, что Вы нам тут православие насаждаете, — возмущается черноволосая студентка выступлением лектора. В лекции речь шла о том, что основа и даже суть российской государственности – Православие. И это просто неоспоримый факт, историческая данность.
Щупловатый юноша, двигая руками в стиле рэп, тоже недоволен. – А почему Вы тут только о русских говорите?
Да, потому что речь идет о будущем России. И это будущее возможно, если русские, создатели и хранители государства, опять станут по-настоящему русскими. По-настоящему православными. Тогда будет удача и всем остальным народностям страны. Ведь как без русских-то им жить? Американцы, да и весь Запад не церемонятся с небольшими этносами. Нивелируют, форматируют, превращают в безликую трудовую социальную массу…
…Недавно одна симпатичная выпускница МГУ доказывала, что в Советском Союзе кто хотел, тот верил в Бога. И никто не препятствовал. И страна была вон какая сильная!
Но ведь какое в этих словах неосознанное лукавство! Чтобы хотеть верить в Бога, надо, чтобы об этом хоть кто-то рассказал. А кто мог рассказать в государстве, где официально утверждается, что Бога нет? Как ребенок поверит в Бога, если ему и сегодня в школе, в учебниках скажут, что он произошел от обезьяны?
И о каком русском обществе мы можем сегодня говорить в Российской Федерации? Когда недавно дикий визг вызвало всего лишь предложение внести в преамбулу Конституции строчку о Православии как государствообразующей религии.
Если называть вещи своими именами, то с революции 1917-го и до сих пор происходит настоящее предательство собственных предков, веками созидавших православную Россию. Твердят, как зомби, мол, у нас светское государство, а в церковь никто не запрещает ходить. Но ведь светское – это значит атеистическое, то есть не признающее Бога. Лицемерие на государственном уровне. Вот пришел я в церковь – здесь я православный, верующий. А вышел – все, тут уже светское государство, тут ты уже другой человек. Нет, это не лицемерие, — это шизофрения на государственном уровне. Красная площадь, Покровский собор и тут же труп вождя тех, кто уничтожал Православие и русский народ. И вечный огонь неподалеку. Вечный огонь – символ адского пламени. В России этот символ утвердили большевики…
Пока мультикультурный форум «Селигер» собирается вокруг вечного огня. Хотя с берега, где расположен лагерь, прекрасно видно купола Ниловой пустыни. Многие студенты в лагере не знают, что «это за церковь». «Если Вам нужно деньги снять, или перевести, вот здесь у нас банкомат», — показывают ребята.
В душном автобусе, возвращавшемся в Москву, один участник форума, отмеченный множеством татуировок, делится впечатлениями с соседями: «Ночью заходим в лагерь, со мной двое пьяных «зайцев». Охранник спрашивает: «Вы что, выпивали?» Естественно, — отвечаю. Ну что я мог еще делать за территорией лагеря? Молиться что ли?».
…Молиться. До революции Нилова пустынь была одним из самых посещаемых святых мест в России. Тысячи паломников проходили по деревянному мосту через протоку перед монастырской стеной. Тогда жила Россия. Тогда еще никто не догадывался, что если русские будут плохо молиться, то придут большевики.
Тихая светловолосая девочка, с четками на запястье, спросила: «Ну, что конкретно нам делать?».
Молиться, девочка, молиться, чтобы исчезли большевики, чтобы воскресла Россия и расточились врази ея…
…Ослепительны купола над древним русским озером Селигер. Темнеют перелески на островах. Глубокая вода, освященная вечной молитвой преподобного Нила Столбенского. Розово-голубое небо касается золотых крестов. И как будто бы в этом касании проступает величественный образ нашей будущей России, нашей Святой Руси.
Игорь Романов