«Русская весна» впервые за многие десятилетия подняла на самый высокий уровень тему государствообразующей нации в современной России. Впервые за более чем 90 лет глава государства заговорил о русском мире, исторической памяти и духовных скрепах.
Заметным событием в День России 2014 года стал выход в эфир «Первого канала» документального фильма Леонида Парфенова «Цвет нации», посвященный пионеру цветной фотографии в России Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому и столетию 1913 года – года наивысшего подъема Российской Империи. Цветущая Россия в цветных фотографиях первых десятилетий ХХ века. Спустя век автор фильма отправился по следам экспедиций выдающегося мастера светописи. Центральная Россия, Урал, Закавказье, Средняя Азия… в цвете оживают лица и памятники навсегда исчезнувшей Империи.
Из «Цвета нации» получилась не биография фотографа, а история того, как изменилась наша страна за сто последних лет. Например, если мечети и мавзолеи Бухары, запечатленные Прокудиным-Горским, сегодня находятся практически в идеальном состоянии и являются символом национальной идентичности современного Узбекистана, то красоту многих храмов в сердце России теперь можно созерцать только с вековых фотографий. Столь масштабны были потрясения 1917 года. Весьма характерно, что треть уникальной коллекции негативов уцелела только благодаря тому, что Сергей Михайлович вывез ее с собой в эмиграцию. То, что осталось в России – безвозвратно утрачено.
На могиле мастера на знаменитом русском эмигрантском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, Парфенов сказал главные слова фильма: «Здесь ходишь, читаешь, как письмена ацтеков и майя. Все по-русски, но: действительный статский советник, потомственный почетный гражданин, князь, купец первой гильдии… можно, конечно, прочитать в энциклопедиях, что все это значит, но внутренний смысл этих слов утрачен. Нет той цивилизации, которая так оценивала вклад в себя. Ну, вот, были древние греки, а нынешние не от них произошли, и древние египтяне и нынешние не от них. И вот мы, нынешние русские, а мы не от этих. Сто лет: не велик вроде срок, а случился разрыв цивилизаций и они для нас – древняя Россия. Мы не от нее, а от советской». Среди моих знакомых эта фраза вызвала самую разную реакцию, но никого она не оставила равнодушным. Парфенов провоцирует зрителя на то, чтобы он огляделся вокруг себя и сделал выводы: «Кто мы? Откуда мы?».
Ненависть к «проклятому прошлому» стала одной из главных парадигм политики большевиков. По некоторым оценкам за несколько десятилетий ХХ в. они уничтожили или избавились от половины культурных и исторических ценностей России. И это было естественной потребностью новой маргинальной элиты, которая вслед за свержением и истреблением элиты легитимной, стремилась девальвировать её заслуги и достижения. Большевики сразу же после революции начали разорять монастырские и церковные ризницы и библиотеки, дворянские усадьбы, купеческие особняки и дворцы аристократии, в которых были собраны бесценные сокровища мирового значения. Многое из того, что не сгорело в огне и не удалось спасти тем же энтузиастам, было продано за рубеж. Достаточно окунуться в историю формирования русских коллекций библиотеки Конгресса США, или заглянуть в Хилвудский музей русского искусства в пригороде Вашингтона, чтобы понять масштаб происходившего. Потоком уходили за рубеж иконы, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства, произведения живописи, библиотеки, колокольные звонницы…
Помимо утраты движимого наследия, следы которого еще можно найти в разных частях мира, за годы Советской власти Россия навсегда утратила десятки тысяч памятников истории и архитектуры. Интернациональная бездуховная идеология большевизма была непримирима с традиционными ценностями тысячелетней русской цивилизации. Все, что было создано за сотни лет по заказу церкви и «класса эксплуататоров», было объявлено чуждым и враждебным элементом и подвергнуто массовому уничтожению. Следует отметить, что это были не просто потери отдельных архитектурных памятников, а сознательное уничтожение исторического облика России, ее культурного ландшафта.
Одним из самых эффективных средств большевистской пропаганды было присвоение улицам, городам, поселкам, предприятиям имен идеологов, вождей мирового пролетариата, писателей-демократов, масонов, бандитов-борцов с царизмом, маргиналов, палачей и психопатов.
В этом ландшафте выросло не одно поколение современных граждан постсоветского пространства, которое ещё раньше было постимперским. Так и живём на развалинах двух империй – Православной и Советской.
Саратовская область, пожалуй, лидирует по числу городов, названных в честь известных русофобов, бандитов и палачей. Маркс, Энгельс, Пугачев, Калининск… Не прошло и века с того времени, когда эти города были хранителями подлинной исторической памяти России. Екатериненштадт – о Государыне-императрице, основавшей Саратовское наместничество, и многие современные города области, Покровск – о православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы, Николаевск – об императоре Николае I и его небесном покровителе Николае Угоднике, Баланда – о рыбной реке (с древнетюркского).
Год назад, когда нам в Хвалынске удалось вернуть площади Карла Маркса историческое название – Соборная, в массе флегматичных и равнодушных к своей национальной истории и культуре людей находились и те, кто агрессивно противился переменам, утверждая, что Маркс – великий ученый и очень достойный человек. Скорее всего, этим людям не ведомо почему в СССР не было опубликовано полного собрания сочинений ни Маркса, ни Энгельса… Были просто собрания сочинений, в которые не вошли работы содержавшие немыслимое презрение и ненависть к России и славянам.
Оценка деяний Емельяна Пугачева тоже вполне объяснима с точки зрения новой власти – он, как тогда утверждали, являлся борцом с царским режимом, а, следовательно, годился на статус нового (как теперь бы сказали) героя Антироссии.
1 декабря 1934 года именно Михаил Калинин подписал постановление ЦИК и СНК СССР, максимально упростившее судопроизводство и вынесение смертных приговоров.
По Саратову же можно водить пешеходные экскурсии: кто и как уничтожал Россию и русскую цивилизацию. Начать можно прямо с вокзала, где на площади стоит памятник Дзержинскому на постаменте разрушенного монумента Государю-освободителю, реформатору Александру II. Ниже, по Московской, на углу с Рахова – памятник С. Кирову, который, будучи председателем Астраханского революционного комитета, отдал приказ о расстреле крестного хода, а так же курировал арест и расстрел епископа Леонтия и Митрополита Митрофана. Главная пешеходная улица самопровозглашенной столицы Поволжья также носит имя знатного палача. На Театральной площади целый кластер мемориалов – и борцам революции 1905 года, и Ленину, и даже часовня на площади построена в честь избавления царя Александра II от покушения уроженца Саратовской губернии Дмитрия Каракозова. Отношение к масону-Радищеву достаточно неоднозначное, но его личность так же органично вписывается в общий контекст: улица, музей, памятник – в шаговой доступности. Рядом памятник еще одной жертве террора – премьеру-министру П.А. Столыпину, в квартале от которого в задумчивой позе стоит «наше все» – Н. Г. Чернышевский. Тут же и парк «Липки», обхватывает стадион, обустроенный на месте разрушенного храма-памятника Отечественной войне 1812 года – собора Святого Александра Невского.
Историческая память – первооснова национальной культуры, её стержень, без которого все остальное лишено созидающей силы. Глубокий духовно-нравственный кризис нашего общества, упадок образцовых морали и облика государствообразующей нации, продолжающей уничтожать свое историко-культурное наследие, осквернять могилы предков, расхищать бюджеты, продаваться и покупаться, приводит к необратимым процессам саморазрушения и отчуждения от русской цивилизации малых народов.
Окружающая нас среда, включая культурный ландшафт, во многом и формирует национальную идентичность. Сегодня в прессе появляется множество предложений о том, чтобы переименовать города и улицы. Мнения разные.
На мой взгляд, существование на территории Саратовской области городов Маркс, Энгельс, Пугачев, Калининск – это символы глумления над своей историей. Их не нужно переименовывать – им нужно вернуть исторические названия!
Покровск и Николаевск уже есть на духовной карте Саратовской митрополии (существует Покровско-Николаевская епархия), но их возвращение в географическое пространство области и России – в руках общественности и чиновников. Думается, что правящие элиты региона, в пример федеральным, вернувшим Крым, проявят в этом вопросе волю и истинный патриотический порыв. В Год культуры – сам Бог велел.
Алексей Наумов,
писатель, кинорежиссер