Казахи переедут на север?
В республике ожили старые страхи по поводу возможной потери населенных русскими северных областей
Александр Шустов
На фоне присоединения Крыма к России в публичном пространстве стали обсуждаться идеи массового переселения на север титульного населения страны. Однако, такая политика отнюдь не является для Казахстана новой. Более того, она уже дала вполне ощутимые результаты, хотя кардинально изменить этнический состав населения северных областей казахским властям пока не удалось.
20 марта, практически сразу после крымского референдума и начала процесса юридического присоединения полуострова к России, казахстанское интернет-издание «Матрица.Kz» сообщило о планах переселения в северные регионы республики 300 тыс. казахов. Новость была опубликована со ссылкой на казахскоязычное издание shyn.kz, которое, в свою очередь, ссылалось на китайский ресурс tieba.baidu.com. «… В связи с последними событиями в Украине, Казахстан в трех северных областях усилит сотрудничество с КНР в сельскохозяйственной отрасли, — говорилось в сообщении, — … для этого большого проекта необходимо около 200 000 рабочих рук. А общая потребность в людях составляет около 300 000 человек. И в связи с этим, Казахстан может использовать избыток рабочих сил на юге страны, а Китай, в свою очередь, может направить избыточную рабочую силу из Синьцзяна».
Схема предполагаемого сотрудничества Казахстана и Китая, изложенная в этом сообщении, выглядит следующим образом: «1. Казахстан дает Китаю право на аренду и использование земель; 2. Избыток рабочих ресурсов из Южного Казахстана перебрасывается на север; 3. Избыток рабочих сил из северного Синьцзян-Алтая, Тарбагатая, Илийского региона Китай направляет в Казахстан; 4. Производимая продукция будет реализовываться на казахстанском рынке, излишки — на китайском; 5. Китай берет на себя вопросы финансирования и обеспечения техникой». Высказываются предположения, что главная цель проекта заключается отнюдь не в экономическом освоении северных областей, которые и без того являются основным промышленным и зернопроизводящим регионом Казахстана, а в том, чтобы путем массового иммиграции населения из Южного Казахстана и восточных районов КНР не допустить «русской реконкисты» в северных областях Казахстана.
Казахстанские власти наличие таких планов вскоре опровергли. Глава Министерства труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова 28 марта в ответ на вопрос казахстанского интернет-ресурса Tengrinews.kz заявила, что это неправда. «Дело в том, что такого понятия нет, — отметила она, — Есть постановление правительства по расселению оралманов по отдельным регионам. Если прибывают оралманы, то тогда им предоставляется больше льгот и трудоустройство в северных регионах. А того, что 300 тысяч человек переселяют – нет».
Примечательно, что идея переселения в северные регионы населения южных областей обсуждались еще в октябре 2013 г. когда до событий на Украине и в Крыму было далеко.
Ее выдвинула сенатор Светлана Джалмагамбетова, обеспокоенная отнюдь не угрозой сепаратизма, а введением подушевого финансирования бюджетных учреждений, поставившего их в сложные условия. «Просто у меня создается впечатление такое, что на севере или надо закрыть тогда все села и сказать, или давайте переселять с юга на север людей, — заявила она, — Если в селе нет школы, если в селе нет населенного пункта, почты – никто там жить не будет. Столицу Президент переселял, чтобы здесь население было. Но все вокруг Астаны, а там дальше — никто не хочет жить».
Стоит напомнить, что к переселению казахов в северные регионы Казахстан приступил сразу после распада СССР. На момент обретения независимости большую часть населения его северных и северо-восточных областей составляли русские и другие европейские народы, что вызывало у казахстанских властей скрытые опасения по поводу возможного роста сепаратистских настроений. По данным всесоюзной переписи 1989 г. русские составляли большинство жителей Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Целиноградской, Кустанайской и Кокчетавской, а также значительную часть — Семипалатинской и Джезказганской областей, большинство жителей которых были казахами. В южных и западных областях Казахстана, напротив, преобладало титульное население. Особенно заметным его доминирование было на западе республики, где казахи составляли от 1/2 до 2/3 жителей.
С точки зрения казахстанских властей такая ситуация создавала угрозу территориальной целостности страны. К тому же в начале 1990-х гг. очень свежим еще был опыт Молдавии, фактически потерявшей в результате конфликта с Приднестровьем 1992 г. значительную часть своей территории.
Для того, чтобы устранить этнодемографические диспропорции, власти предприняли три группы мер: перенесли столицу из Алма-Аты в Астану, изменили административно-территориальное деление северных областей и приступили к переселению казахов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Наиболее заметным, безусловно, оказался перенос столицы. Ее официальными причинами стали удаленность Алма-Аты от географического центра республики, плохая экологическая обстановка, повышенная сейсмическая опасность, затрудненность строительных работ, а также необходимость создания второго центра экономического роста. Реально же главными причинами было стремление изменить национально-этнический состав населения в пользу казахов. В июле 1994 г. Верховный Совет Казахстана принял постановление о переносе столицы в областной центр Акмолу. В декабре 1997 г. президент подписал указ, окончательно закрепивший статус столицы за Акмолой, спустя полгода переименованной в Астану, что в переводе с казахского означает «столица». Осенью 1997 г. начался перевод в Астану центральных органов власти. В результате численность казахов в Астане начала быстро расти. К 1999 г. она выросла в 2,7 раза (с 49,8 до 133,6 тыс.), а русских — сократилась на 14,8% (с 152,1 до 129,5 тыс.).
Административно-территориальная реформа второй половины 1990-х гг. была направлена на объединение преимущественно «русских» областей с «казахскими». Так, Восточно-Казахстанская область в 1997 г. была объединена с Семипалатинской, Карагандинская – с Джезказганской, Кокчетавская область разделена между Северо-Казахстанской и Акмолинской, а Тургайская – между Акмолинской и Кустанайской областями. Во всех этих регионах русские к концу 1990-х гг. составляли менее половины населения, и их преобладание в рамках отдельных областей стало не столь очевидным.
Но главным способом устранения этнотерриториального дисбаланса стало переселение в северные и северо-восточные области республики этнических казахов из стран СНГ и дальнего зарубежья.
По разным оценкам за пределами республики в 1990-е гг. проживало от 4 до 5 млн. казахов — более половины численности титульного этноса в самом Казахстане. Наиболее многочисленными были казахские диаспоры в Китае (около 1,3 млн.), Узбекистане (870 тыс.), России (660 тыс.) и Монголии (157 тыс.). Кроме того, этнические казахи проживали в Туркмении, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Турции, Иране, Пакистане и других странах. Самой многочисленной была казахская диаспора в КНР, которая, по-видимому, и должна была стать основной демографической базой для переселения 300 тыс. казахов на территорию Северного Казахстана.
В 1992 г. в Казахстане был принят закон «Об иммиграции», предоставивший казахам, переселявшимся в республику в связи с «преследованиями, притеснениями, ограничениями прав и свобод, обоснованными опасениями подвергнуться им», а также «желанию вернуться на историческую родину», статус беженцев, а тем, кто покинул территорию Казахстана в ходе массовых репрессий, преследований, военнопленным и их потомкам – беженцев-репатриантов. В декабре 1997 г. был принят новый закон «О миграции населения», в соответствии с которым репатриантом (оралманом) считалось «лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины… в силу массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки». По закону переселенцы имели право на широкий набор льгот: бесплатное перемещение через границу, проезд к месту жительства, провоз имущества, содействие в трудоустройстве, повышении квалификации и изучении государственного языка, получение образования, медицинской помощи, пенсий и пособий, выделение земельных участков и долгосрочных ссуд. На практике, однако, получить можно было далеко не все из них.
С 1991 по 2011 г. на территорию Казахстана вернулись 221,3 тысячи казахских семей общей численностью около 860 тысяч человек. Большинство из них прибыли из Узбекистана (60,5%), Китая (12%), Монголии (10,4%), Туркмении (8%) и России (5,3%). При этом большинство оралманов (казах. «переселенец») размещалось в северных регионах. Так, из 12,5 тыс. казахских семей, иммигрировавших в Казахстан на протяжении 1991-1996 гг., 44,7% были размещены в Карагандинской, Павлодарской, Кокчетавской и Семипалатинской областях. По квоте на 2003 г. в Северо-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской и Карагандинской областях планировалось расселить почти половину из 5 тыс. семей переселенцев.
В апреле 2012 г. репатриация оралманов была неожиданно приостановлена до особого распоряжения правительства и пока не возобновлена.
Адаптация переселенцев, оказавшихся в непривычных экономических, социокультурных и природно-климатических условиях, происходила с большими сложностями. Нередко это провоцировало их повторную миграцию в южные области и страны прежнего проживания. При этом «качественный» состав оралманов оставлял желать лучшего. Если покидавшее Казахстан европейское население отличалось высоким уровнем образования и профессиональной квалификации, то многие иммигранты вообще не умели читать и писать. Весомую часть эмигрантов составляли промышленные рабочие и специалисты, а репатрианты нередко отказывались работать в индустриальном секторе. Испытывая трудности с жильем, поиском работы, социальной и языковой адаптацией, оралманы превратились в головную боль для властей. В октябре 2011 г. руководитель государственного холдинга «Самрук-Казына», зять президента Н.А. Назарбаева Тимур Кулибаев на встрече в связи с забастовкой нефтяников в Мангистау, заявил, что «сейчас в Жанаозен оралманы из Туркменистана и Узбекистана переезжают целыми селениями. В своих странах они были, будем говорить, на вторых ролях». При этом «у бастующих есть свои неформальные лидеры, которые вместе приехали из Каракалпакии». Поэтому меры по ограничению миграции в Жанаозен, социальная инфраструктура которого не справляется с наплывом переселенцев, давно назрели. В декабре 2011 г. в Жанаозене произошли крупнейшие с 1986 г. массовые беспорядки, которые переросли в столкновения бастующих нефтяников с полицией и привели к гибели 15 человек.
Тем не менее, этнический состав населения северных регионов после распада СССР заметно изменился. К началу 2010 г. русские превосходили по численности казахов только в Северо-Казахстанской области, где они составляли, соответственно, 48,2% и 33,9% населения. Кроме того, русскими были около 40% жителей Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской областей и почти 1/4 жителей Астаны. Парадокс заключается еще и в том, что ранее тревогу по поводу усиления эмиграции славянского населения, способной оставить Казахстан без квалифицированных специалистов, выражали сами казахстанские власти. По некоторым данным, Н. Назарбаев лично просил В. Путина снизить интенсивность реализации в стране программы по переселению соотечественников. Иммиграция же в северные регионы казахов из Китая или южных областей Казахстана в количестве, сопоставимом с населением целой области, приведет к нарушению этнодемографического баланса и может спровоцировать очередную волну русской эмиграции. К тому же китайские казахи, многие из которых имеют хорошее образование и неплохо вписались в реалии жизни в КНР, до сих пор большого желания переселяться в Казахстан не проявляли.
Так что новость о переселении 300 тыс. казахов, скорее всего, является информационным вбросом, призванным проверить реакцию общества.
Но даже если эти планы останутся на бумаге, с течением времени русский вопрос на севере республики может решиться сам собой. Уровень рождаемости у казахов выше, чем у русских, которые к тому же продолжают эмигрировать в Россию. В этих условиях этнодемографический баланс в северных регионах будет постепенно изменяться в пользу казахов, а русские, как это уже произошло в масштабах всего Казахстана, станут этническим меньшинством.