Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Правительства России 18 апреля 2013 года заявил, что процесс переселения соотечественников в Россию является позитивным, а поддержка этих людей — весьма важный фактор развития, так как позволяет привлечь в экономику России востребованных специалистов.
В ближайшие три года финансирование программы добровольного переселения соотечественников составит 5 млрд рублей.
Конечно, трудно поспорить, что переселение соотечественников в Россию – процесс позитивный. Однако в высказываниях нашего премьер-министра мы опять видим количественный подход к социальным явлениям, имеющим в первую очередь качественное значение. Все тот же экономический взгляд – переселенцы как ресурс для экономики. Сегодня результаты такого подхода очевидны — наблюдатели признают Госпрограмму переселения соотечественников несостоявшейся в первую очередь в качественном отношении. К нам возвращаются люди, не всегда имеющие прямую мотивацию вернуться на Родину, часто с низким культурным и профессиональным уровнем. В новой редакции Госпрограммы обозначены приоритетные категории переселенцев. Однако главный критерий здесь — все та же экономическая полезность. По всей видимости, такой подход заимствован у стран, сделавших некогда ставку на трудовую миграцию. Хотя, сегодня эти государства, в частности, Германия, Франция, оказались в весьма затруднительном социальном и культурном положении, обусловленном в первую очередь массовой экономической иммиграцией.
И, в принципе, это вряд ли может иметь какое-то отношение к проблеме переселения соотечественников.
Удивляет, что старательно копируя зарубежный миграционный опыт, мы не видим там целый ряд самых существенных моментов. Похоже, остается без внимания миграционная практика и работа с соотечественниками в Израиле, где есть очень успешные результаты. Например, в соответствии с израильским законом о возвращении, право на репатриацию еврей имеет лишь в том случае, если он не исповедует другую религию, кроме иудаизма. Оказывается, некоторые серьезные государства не делают акцента на экономической отдаче от своих соотечественников — важнее принятие переселенцами общей государственной идеи, основанной на духовном фундаменте.
Когда в экспертных и политических кругах постсоветской России заговорили о переселении соотечественников, появились высказывания о необходимости разработки программы репатриации русских. Но, эти предложения не были поддержаны государственной властью.
Сегодня, по словам министра регионального развития И. Слюняева, среди участников Госпрограммы русские составляют чуть больше половины (61%) общего потока. Учитывая, что понятие соотечественник у нас имеет довольно абстрактное значение, нередко к нам едут люди совершенно иной культуры. Причем минимальна экономическая отдача от возвращения этих людей. Люди устраиваются на рабочие места, которые, как правило, мало востребованы местным населением. При этом, как сообщают СМИ, нередко переселенцы «на местах» сталкиваются с вымогательствами и взяточничеством при попытках своевременного получения нужных документов, выплат и пособий. Чаще современные участники Госпрограммы, попадая на новые территории, встраиваются в сложившуюся систему социально-экономических отношений, порой изрядно пропитанную духом коррупции. И даже те соотечественники, которые имели сильную мотивацию вернуться в Россию и быть «полезными своей Родине», становятся заложниками существующей ситуации.
Госпрограмма переселения соотечественников не оправдала ожиданий и в количественном отношении. Предполагалось, что в Россию вернутся не менее 300 тысяч человек до 2012 года. Однако всего переехало к нам около 125,5 тысяч переселенцев. И с этой точки зрения проект оказался эффективным лишь на 50%.
Процесс разработки Госпрограммы практически не имел под собой никаких серьезных научных исследований. Опирались лишь на «экспертные» оценки. Не изучалась мотивация переселения. Да, и сегодня этому не уделяется внимание. Достаточно взглянуть на критерии, по которым осуществляется весьма затратный мониторинг процесса реализации программы. По сути это обыкновенная «паспортичка», то есть стандартный набор общих характеристик участника Госпрограммы (страна исхода, пол, возраст, образование, специальность и т.д.). Отсутствует полная социально-психологическая, социокультурная картина переселения соотечественников.
Качественная сторона возвращения переселенцев, похоже, затмевается ориентиром на количество участников Госпрограммы и финансовых средств, направляемых на ее реализацию.
Эксперты все чаще говорят, что сегодня попытка следовать в русле принятой в 2006 году Госпрограммы переселения соотечественников ведет в тупик и все больше похожа на нецелевое расходование бюджетных средств.
В реализуемом проекте отсутствует главное – идея, реальный смысл переселения. Переезд ради того, чтобы стать экономическим ресурсом, представляется весьма сомнительным процессом, с мотивационной точки зрения.
Пора отказаться от экономического подхода к регулированию социальных процессов. Очевидно, нужно направить средства не на реализацию малорезультативных программ и попытки что-то в них усовершенствовать, а на формирование стратегии укрепления русского социокультурного ядра России. Этому и должна подчиняться переселенческая политика в отношении наших соотечественников за рубежом. И в этой политике должны существовать твердые государственные гарантии нашим репатриантам, представителям настоящего Русского мира, основанного на Православии и русской культуре.
Игорь Романов, руководитель проекта «Берег России»