«Сделано на Фанаре» или «сделано Римом»?
О грубости митрополита Апостолоса в адрес наших монашествующих
Если греческий мир не стал уделять серьезного внимания гневным репликам митрополита Деркийского Апостолоса (Константинопольский патриархат), вызванным обращением украинского православного монашества к патриарху Варфоломею, то в России и на Украине на этот ответ внимание обратили.
Митрополит Апостолос, по сути дела, называет православную приверженность соборному единству Поместных церквей протестантизмом, проявляя невольно свои католические воззрения на природу Церкви.
В 2020 году он уже очень грубо обращался к Чешской Православной церкви, сейчас грубо обращается к тем людям, предки которых тысячу лет хранят православие в тяжелейших условиях, испытаниях и искушениях. И вместо слов поддержки они опять слышат угрозы, которые им напоминают давно знакомый католический глас того, кто залазит к овцам ночью через ограду, а не входит дверьми. Митрополит говорит: «Закройте рот и уберите руки от Преемника тех, кто сделал вас христианами!»
Глава синодального отдела по связям с обществом Русской Православной Церкви Владимир Легойда оценил односторонний грубый характер связи Константинополь-Москва, Константинополь-Киев, Константинополь-Прага, как установку фабричного штампа «сделано на Фанаре». «Хорошо еще, что вместо креста на шее нам, чадам Русской православной церкви, не предписывается носить табличку «сделано на Фанаре»», – написал он.
Стамбульские иерархи, вероятно, считают, что всё созданное православными во всем мире (храмы, школы, поля, семинарии, произведения искусства) принадлежит им. Авторы украинского сайта «Союз православных журналистов» пишут: «Фанар предлагает новую модель церковного устройства. Суть ее в том, что Православие сводится к Константинопольскому патриархату, который, как заявляют фанариоты, выражает «этат Православия». Константинополь – мать всех Поместных Церквей, которые существуют постольку, поскольку они находятся в общении с Константинополем и подчиняются его распоряжениям».
Но мы считаем, что Церковь давно сталкивается с подобным взглядом и реальный штамп и духовная маркировка такой «экклесиологии» от Константинополя и такого недостойного христианских пастырей поведения – не столько «сделано на Фанаре», сколько «сделано Римом».
В 2018 году, когда раскольник Денисенко только обратился с апелляцией в Стамбул к Варфоломею, Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус» был составлен обзор о католическом влиянии на Фанар («»Непогрешимость» Константинополя»). Тогда мы писали: «»Претензии» Константинополя на «диктат» особенно стали очевидны в 1990-е и 2000-е годы. Вот, берем сборник Кристины Шайо «Православная церковь в Восточной Европе. ХХ век», составленный под руководством Константинополя в 2009 году в Париже и опубликованный на русском языке в Киеве в 2010-м. Узнаем, что учебные заведения Константинопольской церкви (в Шамбези, в Фессалониках и на Крите) существуют для постижения учащимися практики и экклезиологии патриархата. То есть не православной экклезиологии, а некой «практики и экклезиологии патриархата»»…
Митрополит Апостолос хорошо усвоил их. «О какой церкви вы говорите? Что за современный протестантизм, который вы исповедуете? Утвердитесь на позиции смирения и ученичества», – грозно бросил этот стамбульский иерарх. Где-то и когда-то мы это уже слышали… В истории звучало следующее: «Что за нелепость хочешь ты сказать, брат возлюбленный? Как же это Римская церковь, будучи главою и матерью всех церквей, однако не имеет членов и дщерей. Какая она после этого глава и матерь? Мы верим и с твердостью исповедуем следующее: Римская церковь такова, что если какая-либо нация (церковь) на земле по гордости не согласна с ней в чем-либо, то подобная церковь перестает называться и считаться Церковью, – она ничто. Это будет уже какое-то сборище еретиков, собрание схизматиков, синагога сатаны». Так писал Константинопольскому патриарху Михаилу Керуларию папа римский Лев IX в 1054 году, недоумевая, как тот мог помыслить о каком-то равенстве Римского и Константинопольского патриархатов. Римская церковь – глава мирового христианства, поскольку лишь она имеет своего рода духовный штамп «сделано апостолом Петром» – так считал и доказывал этот папа.
Дух грубых слов митрополита Апостолоса сразу с поразительной точностью напомнил дух посланий пап римских в адрес Константинопольских патриархов накануне 1054 года. Напомнил еще более грубый дух посланий и произведений легатов, прибывших тогда в Константинополь и писавших памфлеты против монашествующих града, обличавших заблуждения латинян. Легаты тогда дошли до того, что обзывали писавших против латинских ересей православных монахов псами. Мы знаем, чем завершили они свое посольство – возложили полный оскорблений, нелепостей и глупостей текст с анафемами на престол Собора Святой Софии во время Богослужения 16 июля 1054 года и поспешно бежали из града.
Митрополиту Апостолосу нужно не утверждать новую «константинопольскую экклезиологию», которая есть всего лишь адаптация на православный манер повреждённой католической, а изучать историю Православной церкви, которую уж грекам-то нужно знать лучше всех.
В связи с этим приведём один интересный и поучительный сюжет из истории Православия в Британии. В первые века Христианства в Британии, да и во многих местах Европы утвердились духовные традиции Малоазийских церквей, заложенные апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Была в Британии и церковная православная иерархия, были монастыри. Примерно в VI веке прибыли посланцы папы римского и стали требовать от старобританского духовенства подчинения папе. Для этого они призывали их на совещание с приехавшим из Рима архиепископом. Древний летописец Англии рассказывает, что перед тем как отправиться на совещание, епископы старобританские и настоятели монастырей спросили у одного уважаемого пустынника, как им действовать. Пустынник советовал покориться архиепископу, если он человек Божий.
«А как нам узнать, Божий ли он человек?» – спросили они.
Пустынник отвечал: «Если он по примеру Господа, кроток и смиренномудр, если он, как ученик Господень, носит на себе иго Христа, то он и на вас не станет возлагать другого ига, тогда покоритесь ему».
Они опять спросили, по какому знаку им нужно судить о его смиренномудрии; и отшельник сказал, что если, когда они придут на совещание, посланник папы встанет, чтобы их приветствовать, то считать его человеком Божиим.
Когда британцы пришли на совещание, то присланный папой архиепископ не встал, а повелительным тоном потребовал признание его главенства…
Ныне митрополит Апостолос в том же духе повелевает тем, у кого сам должен кое-чему поучиться: «Утвердитесь на позиции смирения и ученичества … закройте рот и уберите руки от Преемника тех, кто сделал вас христианами!..».
Романова Владислава Николаевна, кандидат политических наук, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»