ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ И ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ

ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ

И ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ

«Порт-Артурская» икона Пресвятой Богородицы особенно почиталась людьми, молившимися о русской государственности и о Государе Императоре:

«Взирая на этот образ, на эти два сломанных меча, попираемые ногами Торжествующей Небесной Царицы, мы веруем и просим всех союзников веровать, что близок тот Божий день, когда меч измены и меч инородческого мятежа, висящие над Русью, оба переломятся и падут к подножию Церкви нашей, а корона царская, под защитою Архистратигов, снова возсияет лучами Божией Славы под радугою Государственного спасения нашего от кровавого потопа.

Не напрасно создана Богом великая Россия! Промысл Божий собрал и соорудил Отечество наше, и Промысл же Божий, врачующий немощное и восполняющий оскудевающее, поспешит сокрушить меч измены и меч мятежа и восторжествует над силами зла Своею Вечною Славою».

Русские люди очень любят дальневосточный образ «Торжество Пресвятой Богородицы», названный «Порт-Артурским». Он тесно связан уже не только с морскими крепостями Порт-Артуром, Владивостоком, но и с Санкт-Петербургом, Москвой, многими городами и весями России, многочисленными монашескими обителями и храмами, где почитается эта икона.

В июле 2019 года во Владивостоке на скромные пожертвования, присланные со всей России, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» издал небольшую книгу о Порт-Артурской иконе Богородицы. Это издание имеет ценность, так как в истории святыни еще много неизвестных страниц. Например, нам известно из дореволюционных владивостокских газет, что в 1908 году икона еще находилась в Успенском соборе города, но, когда и куда потом она исчезла — неизвестно. Знаем, что обретенная в 1998 году в Иерусалиме большая икона, принесенная во Владивосток — список с оригинала, созданный в 1904 году, самый ближайший и точный из имеющихся ныне. Но каково его происхождение и история в ХХ веке — это, по-прежнему, вопрос. И таких вопросов довольно много…

Одна из интересных тем в истории иконы — ее связь с Императорской Фамилией. Например, в дореволюционных газетах есть упоминание о том, что после завершения Русско-японской войны Государь якобы сделал тысячерублевый вклад для бедной церкви в селе Бричан, где проживал моряк-севастополец, которому было явление Божией Матери. Императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна следили за перемещениями иконы в ходе Русско-японской войны и интересовались событиями, связанными с ней. Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты связи Императорской Фамилии и царского окружения с этой святыней.

С началом Русско-японской войны члены Императорской Фамилии очень активно проявили себя в социальной и благотворительной сфере. Известна активная координирующая и организационная работа по сбору средств, по созданию госпиталей, санитарных летучих отрядов, медицинских поездов, плавучих госпиталей на речных баржах, по изготовлению теплых и необходимых вещей для фронта — императрицами Марией Федоровной, Александрой Федоровной и великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Столь же внимательно Царская семья относилась и к духовным нуждам воинов и общества в ходе войны. Потому вдовствующая императрица Мария Федоровна трепетно восприняла известия о появлении удивительной иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», написанной в Киеве для Порт-Артура в дни Великого поста 1904 года. На Пасху того года икона прибыла в Санкт-Петербург и через несколько дней высшими представителями нашего флота была передана в Аничков дворец — императрице Марии Федоровне в ее резиденцию. Матерью Государя икона была торжественно передана новому командующему флотом адмиралу Н.И. Скрыдлову, который поездом отправлялся в Порт-Артур. Но из-за прекращения железнодорожного сообщения с этой крепостью, икона надолго стала святыней Владивостока.

Архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский) после первой Божественной литургии, отслуженной при этой святой иконе в кафедральном соборе Владивостока, 6 августа 1904 года сообщает собравшимся: «Главную заботу по отправке ея (святой иконы) изволила принять на себя Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна».

Адмирал Н.И. Скрыдлов очень дорожил иконой — царским благословением — и опасался как бы с ней что не произошло. По этой причине не решался совершить рискованные шаги по отправке образа в Порт-Артур, опасаясь, что икона погибнет или попадет в плен язычникам, а ответственность и даже позор за утрату царского благословения лягут на него. Малейшие перемещения иконы согласовывались им с канцелярией Императрицы. Время шло, положение осажденного Порт-Артура ухудшалось, Россия терпела поражения в море, а икона оставалась во Владивостоке, и Поручение Богородицы — доставить ее в Порт-Артур — не выполнялось.

Так, флотоводец не смог выполнить Поручение Богородицы и приказ Императрицы-матери доставить икону в Порт-Артур. Причина неудачи всем была очевидна — недостаточная духовность и маловерие.

В итоге, ни сильные мира сего, ни адмиралы, ни морские офицеры, а скромный и уже физически больной ветеран Турецкой войны Николай Николаевич Федоров стал избранником Царицы Небесной для выполнения этой миссии (о его избранничестве свидетельствовал святой праведный Иоанн Кронштадтский). Федоров был человеком из слуг Государя — делопроизводителем Государевой охоты. Он заручился согласием на поездку сначала от Государыни Императрицы Александры Федоровны, затем от Государя Императора Николая Александровича. Государь разрешил Федорову отправиться во Владивосток, поручил снабдить деньгами и письмом к Главнокомандующему флотом, через которое адмиралу Скрыдлову сообщали, что чиновник Федоров прибывает во Владивосток не самочинно, но с ведома Царя.

На месте, во Владивостоке, Николай Николаевич, изучив все возможности плавания в Порт-Артур, предложил адмиралу план, по которому намеревался добраться с иконой до крепости на проходящих суднах — через Шанхай и Чифу. Адмиралу Скрыдлову опять пришлось выходить на связь по телеграфу с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной. Он получил ответ: «Ея Величество Государыня Императрица Мария Федоровна изволила изъявить свое согласие, предоставляя Вашему Превосходительству решение вопроса в зависимости от возможности успеха». На основании такого ответа адмирал мог отказаться выдать икону, поскольку риск попадания святыни в японский плен был, но решающее слово сказал Владивостокский архиерей Преосвященнейший Евсевий, который благословил Николая Николаевича в путь и лично переговорил с адмиралом Скрыдловым.

Как известно, через несколько недель Федоров с иконой благополучно добрался в Чифу и пребывал в нескольких часах плавания от Порт-Артура. Казалось, что вот-вот его миссия будет успешно выполнена. Но погодные условия задержали его лодку со святыней на несколько часов, и в эти считанные часы морская крепость Порт-Артур была сдана…

Позже Н.Н. Федоров делал сообщения Императрицам Александре Федоровне и Марии Федоровне о своем путешествии, и о том, что «икона не захотела идти в Порт-Артур». Ему пришлось писать и отчеты для Святейшего Синода об иконе «Торжество Пресвятой Богородицы», доказывая, что это чудотворный образ, в чем он убедился сам.

Показательно, что после выхода сотен публикаций об иконе в 1904-1905 годах, на фоне растущего почитания ее в народе, Синод не дозволял не только снимать копии с образа красками, но и делать фотографии для массового распространения. Так намеревался поступить издатель журнала «Русский Паломник» П.П. Сойкин, который считал достаточным для публикации фотокопии положительного отзыва об иконе киево-печерских старцев и авторитета Императрицы Марии Федоровны, которая лично занималась отправкой иконы на Дальний Восток. Но Синод был непреклонен, не хотел признавать образ «Торжество Пресвятой Богородицы» иконой и запрещал делать даже фотокопии с нее.

В литературе можно найти несколько причин запрета, указываемых Синодом. Но главная и скрытая причина неприятия иконы приоткроется лишь в феврале 1917 года, когда после так называемого «отречения» Государя из залов Синода поспешно будет вынесено кресло Императора и отслужены благодарственные молебны.
Для Синода эта икона была неприемлема своей верхней частью, где Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил стоят по обе стороны величественной богатой короны, поддерживаемой небесными силами и осеняемой радугами. В одной из статей «Владивостокских епархиальных ведомостей» за 1908 год упоминается еще одна деталь в иконографии Порт-Артурской иконы, на которую в современности не обращают внимания. Это то, что Архистратиг Михаил держит в левой руке штандарт с Двуглавым орлом и короной над ним — то есть с государственным гербом императорской России. Данную деталь особенно хорошо видно на маленькой аналойной Порт-Артурской иконе 1904 года, которую написал сам автор оригинала киевский иконописец Павел Штронда (хранится в Ростове-на-Дону).

Потому эта икона особенно почиталась еще и людьми, молившимися о русской государственности и о Государе Императоре. Автор статьи 1908 года во «Владивостокских епархиальных ведомостях» излагает своего рода молитву русского государственника и человека, переживающего за все потрясения, происходящие в то время в России, к Божией Матери перед Порт-Артурским образом. Внешняя японская угроза уже позади, но очевидная угроза внутренняя — измены и мятежа. В статье владивостокского церковного издания, написанной после революции 1905 года, «октябрьского манифеста» и всех испытаний для русской государственности, неизвестный автор произносит глубокие, полные веры слова молитвы. Приведем их в завершение нашего очерка:

«Взирая на этот образ, на эти два сломанных меча, попираемые ногами Торжествующей Небесной Царицы, мы веруем и просим всех союзников веровать, что близок тот Божий день, когда меч измены и меч инородческого мятежа, висящие над Русью, оба переломятся и падут к подножию Церкви нашей, а корона царская, под защитою Архистратигов, снова возсияет лучами Божией Славы под радугою Государственного спасения нашего от кровавого потопа. Не напрасно создана Богом великая Россия! Промысл Божий собрал и соорудил Отечество наше, и Промысл же Божий, врачующий немощное и восполняющий оскудевающее, поспешит сокрушить меч измены и меч мятежа и восторжествует над силами зла Своею Вечною Славою.
Правда Его — Правда во век, и Закон Его — Истина».

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.