Легкое дуновение диктатуры
в словах Собянина
Борьбу с коронавирусом не нужно путать с установлением электронного концлагеря…
С советских времен мы привыкли, что расположение должностных лиц на всевозможных высоких государственных совещаниях – показательно. Так, положение членов Политбюро возле Л.И. Брежнева говорило о степени приближенности каждого к Генеральному секретарю, реальном властном статусе каждого из руководящих лиц, их «весе» в негласной номенклатуре. И не зря в свое время так щепетилен был Борис Ельцин со своим знаменитым заявлением: «Не так сели…». Он прекрасно понимал, что от расположения лиц на официальном совещании воспринимается негласная градация должностных лиц в государстве.
Исходя из этого, обратил внимание на расположение должностных лиц на Совете по борьбе с коронавирусом у премьер-министра Михаила Мишустина. Краткий сюжет можно посмотреть в программе «Вести» от 30.03.2020 (22 мин. 40 сек. – 23 мин. 30 сек).
По правую сторону от Мишустина – Сергей Кириенко, по левую – Сергей Собянин. Вид мэра Москвы более чем сосредоточенный, мне показалось, что даже нарочито хмуроватый, тон его с наветом назиданий: «По Москве мы видим, около 20 процентов граждан прохладно восприняли эти меры (борьбы с коронавирусом), поэтому после консультаций с вами, руководством страны, нами были приняты дополнительные решения по переводу на домашний режим, самоизоляцию не только групп риска… но и всех граждан, которые не задействованы в производстве… мы будем с каждым днем всё жёстче и жёстче контролировать эту ситуацию…». И, что особо примечательно, говорит далее: «Надеюсь, что к концу недели у нас будут информационные системы, которые позволят нам практически полностью контролировать передвижения граждан и профилактировать нарушения, которые могут возникать».
Твердость своих намерений Собянин подкрепляет лёгкими, но категоричными ударами руки по столу заседания. Вот так! Прямо-таки готовый уверенный в своих силах и действиях руководитель огромного масштаба, крупный политический деятель современности!
«Полностью контролировать передвижения граждан…» — это что? Нужно ли к этому стремиться власти? Не есть ли это элемент «нового мирового порядка», который как раз и стремится к тотальному контролю за каждой личностью? Москва – столица России, а не глобального мира, стремящегося контролировать, в том числе, и Россию, граждан России. А всевозможные «информационные системы» в этом вопросе – технический инструмент насаждения электронного концлагеря. Мэр Москвы это понимает?
С «информационными системами» — не заиграетесь вы там, во власти? Это же не игрушки. Да, в конкретном вопросе отслеживания злостных нарушителей это поможет, но мы знаем безудержность и отсутствие чувства меры у исполнителей, посредством этих «систем» могут начать гоняться за абсолютно любым человеком, нагнетая страх и неправомерные преследования за простыми передвижениями людей. Скорее всего – к этому и стремятся.
Есть ли уверенность, что именно такие акценты в контроле за распространением коронавируса пойдут во благо? И самим гражданам, и Москве, и государству? Не переборщите вы там, во власти? А то как-то повеяло холодком диктатуры. Не перестараетесь в борьбе с «20-ю процентами москвичей», которые «прохладно воспринимают» меры?
Одно дело – подсказывать, разъяснять, предупреждать, только в крайних случаях налагать санкции, а другое дело – делать упор на поиск и отслеживание нарушителей. Не зря же говорят насчет дурака, которого лучше не учить молиться. Таких дураков (и одушевленных, и электронных), случайно, не наплодит именно такой оборот мыслей Собянина? Да и где глупость, а где злонамеренность и отработка сценариев, пока не разобрать. Возможно, не просто так, не по головотяпству, 29 марта по улицам городов Московской области начали разъезжать на служебных машинах полицейские патрули (жители городов выкладывали ролики на эту тему), громко заявляли по динамикам, что нахождение на улицах запрещено, объявлен, мол, комендантский час. Их, правда, чуть позже поправили. Вот уже «инициативные люди», не отличающие режим самоизоляции от карантина, нашлись. Как бы это не отработка сценария была?!
Что может быть дальше? Определение по системам распознания лиц граждан, с точки зрения электронной системы и «инициативных исполнителей», нарушающих «режим», принудительные приводы граждан в полицию и медицинские учреждения, аресты, преследования, уголовные дела и т.д.? Кого-то из злостных нарушителей, возможно, действительно, нужно по закону наказывать. Но в данном случае, бездушные машины и «дураки» будут грести всех в одну кучу. Может, ещё под эту дудочку всем вживлять чипы?! К этому, что ли, движемся? Это – концлагерь!
Волею судеб, по объективным обстоятельствам, Москва оказалась сейчас самым критичным регионом по распространению коронавируса в России. Московские власти делают в основном всё верно. Но в некоторых вопросах, как в излишнем использовании цифровых технологий по распознанию лиц и стремлении контролировать всё и вся, явно заходят за пределы адекватности. Зачем «кошмарить»?!
Упор, в первую очередь, должен быть сделан не на тотальном контроле, а на использовании лучших отечественных практик здравоохранения. Уже отмечал, что как ни уничтожали либералы своими «реформами» отечественное здравоохранение, но уничтожить полностью задел, созданный предыдущими поколениями учёных и управленцев, не удалось. Как ни пытались разрушить лучшую в мире систему санитарно-эпидемиологического контроля – полностью разрушить не удалось. Например, Роспотребнадзор, как единая стройная система костью в горле стояла разным антирусским силам, неоднократно реформировался, но всё же, хоть и не без потерь, но устоял. Именно это позволяет России иметь относительно нормальное положение в распространении коронавируса по сравнению с иными странами. Именно это и нужно усиливать и распространять. Второе — российский социум оказывается более жизнеспособным из-за опыта, который получил за всю историю своего существования, в отличие от разнеженного материальным благополучием и развращенного «толерантностью» западного общества. На это нужно упирать, на бережное и уважительное общение с гражданами страны, а не на карательные меры…
Кириенко, кстати, на вышеназванном совещании имеет тоже достаточно весомый вид, что-то сосредоточенно записывает, крайне озабочен. Это было видно из репортажей других каналов телевидения. Ну, важная персона во всех смыслах, ничего не скажешь. Он, кстати, отвечает по линии администрации президента за информационную политику, да и за внутреннюю политику государства вообще. Сам Мишустин, несмотря на то, что находится, разумеется, на председательском месте, выглядит ведомым на фоне всей вышеописанной «картинки» на телеэкране, вынужден немного хмуриться под давлением серьезности и категоричности слов Собянина. Информационные технологии, однако. Собянин и Кириенко – важные лица в борьбе с коронавирусом. Но главное-то лицо – президент В.В. Путин. Далее – М.В. Мишустин. А тут как-то по-другому расставлены приоритеты…
И вообще, есть, однако же, предположение, что «яркие либеральные деятели современности», которых еще не удалось удалить от власти, после того, как стало понятно, что «трансфера» власти в пользу Медведева или Кудрина не предвидится, могли сейчас сделать ставку на Собянина… Это – только предположение. Но не сомневаюсь, что психологическое давление на Путина со всевозможными предложениями «комбинаторов» – продолжаются. Кстати, как бы ни забылся вопрос Конституционной реформы. Напомню, что в соответствии с последней поправкой к Конституции (которую на общенародном голосовании нужно утвердить) – В.В. Путин имеет право выставлять свою кандидатуру на следующий срок. На всякий случай напомню: Президент России – В.В. Путин. И другого нам пока не нужно.
Короче, мне показалось, что в Собянине самую малость появилось дуновение диктатуры. Может, тренируется, отрабатывает манеры? Надеюсь, только показалось… И всё же…
Андрей Витальевич Сошенко,
публицист, общественный деятель