ЗЕМСКИЙ СОБОР –
ПЛОД ПОКАЯНИЯ РУССКОГО НАРОДА
Земский Собор — ни какая-то ежегодная околонаучная конференция, собирающаяся в уютных столичных залах и аудиториях…
Рассуждения о созыве Земского Собора в современной России часто опираются на рациональные доводы. Ведутся споры о том, как будет обеспечено представительство всех слоев населения, как вообще будет организована работа Собора и в конце концов, кто, где и как его соберет. Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов высказался категорично и определенно: «Созыв Земского собора сегодня невозможен и неуместен». Правда, Анатолий Дмитриевич сделал как бы уточнение в этом высказывании: «То, что предлагает Александр Дугин — опасная утопия». По версии Дугина, Земский Собор, конечно, совсем не то духовное событие, о котором мыслят современные русские православные люди. Идеология Дугина довольно сложна, многогранна и в сути своей далека от тех простых истин, на которых веками созидалась и жила Россия. В его идеях много мистицизма и даже оккультизма. Что-то перекликается с православием, что-то с исламом, что-то с иудаизмом, буддизмом и даже язычеством… Работы Дугина – это в основном упражнения для ума, зачастую несущие вред душе. Замах на Земский Собор в исполнении философа-«постевразийца» Дугина выглядит как-то искусственно и неубедительно. Может быть, это от того, что он мало жил в истинной, реальной России. Он от рождения живет в Москве, а оттуда, из Москвы труднее понять, узнать настоящую глубинную Россию. Дугин объездил Европу, бывал на Ближнем Востоке, продвигал идею союза России, Ирана и Турции, встречаясь с турецкими генералами. Выступал в Госдепе США. Но как узнать, почувствовать Россию, проживая всю жизнь в столице? Видят ли, чувствуют Россию те, кто, прогуливаясь по столичным улочкам, сочиняют свои теории возрождения Святой Руси или СССР в союзе с Китаем или США, Кореей или Турцией, Израилем или Италией?..
Придумывание какого-то многолетнего «Земского Собора», сидя в пределах МКАДа, – дело, скорее всего, утопичное. И трудно не согласиться с утверждением Анатолия Дмитриевича Степанова, что Дугинский собор — это утопия. Однако это не означает того, что невозможен и неуместен в России Земский Собор. Да и Степанов вроде бы этого не утверждает, подчеркивая, что Собор неуместен лишь сегодня. Мы не знаем, когда может собраться настоящий Земский Собор, значение которого для России и Русского народа весьма велико. В 1922 году во Владивостоке работал Приамурский Земский Собор. И это великое событие имело большое духовное значение для сегодняшних поколений русских людей. Это событие стало актом покаяния хотя бы части Русского народа за страшный грех цареубийства. И решением Приамурского Земского Собора было объявлено о восстановлении монархии в России. В таком великом деле, как Земский Собор, действуют далеко не только человеческая воля и разум. В этом деле действует Дух Святой. Духом Святым может быть собран Великий Земский Собор. И это событие должно стать плодом наших молитв, наших покаянных слез, плодом большого духовного труда, требующего изменения всей своей жизни и обращения ее ко Христу. Великий Земский Собор – это плод покаяния Русского народа, а вовсе ни какая-то ежегодная околонаучная конференция, собирающаяся в уютных столичных залах и аудиториях.
Боевой генерал Царской Армии Михаил Константинович Дитерихс, возглавлявший расследование ритуального убийства Святой Царской Семьи в Екатеринбурге в 1918 году, и впоследствии председательствовавший на Приамурском Земском Соборе в июле-августе 1922 года во Владивостоке, покидая с остатками Земской рати Приамурский край, произнес такие слова: «Я верю, что Россия вернется к России Христа, России Помазанника Божьего». И мы верим в это. Верим, что Россия станет Россией Христа. Верим, что в России будет Земский Собор, который засвидетельствует милость Божию, являющую многострадальному русскому народу Своего Помазанника.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»