«НАМ НЕ НУЖНЫ ВАШИ МУРАВЬЕВЫ-АМУРСКИЕ»
Пора бы уже пресечь продажу русской истории и державного достоинства нашего Отечества…
У могилы генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского во Владивостоке снег. Могила и величественный памятник выдающемуся сыну нашего Отечества в самом центре Владивостока, в Сухановском сквере, на склоне сопки над бухтой Золотой Рог. Памятник графу Муравьеву-Амурскому был воздвигнут во Владивостоке в 2012 году. А могила появилась, когда в 1990 году из Парижа во Владивосток с великими почестями перенесли останки великого государственного деятеля.
Сейчас выпавший несколько дней назад снег у могилы и вокруг памятника уже утрамбовался и обледенел. Совсем неровный, истоптанный смерзшийся снег. Скользко. И какой-то неухоженный, заброшенный вид у могилы основателя города Владивостока — столицы Дальнего Востока. Неподалеку от могилы, на другой стороне небольшой улочки, названной именем участника Гражданской войны Сергея Лазо, — кабак с приторными и навязчивыми запахами кальяна. Перед кабаком снега нет, чисто и заботливо прибрано. И перед мэрией Владивостока на Океанском проспекте снег убран. И перед каждым торговым центром, супермаркетом и ларьком с сигаретами – чисто.
Еще пару лет назад мы официально обратились к руководству большой сети киосков печати во Владивостоке. И предложили к распространению открытки с портретом графа Муравьева-Амурского и краткой информацией об основателе Дальней России. В ответ нам заявили: «Нам ваши Муравьевы-Амурские не нужны, это сейчас никто покупать не будет».
От чего же нынешние хозяева, да и сами жители дальневосточной столицы столь небрежны в отношении памяти основателя города? От чего же такое невнимание к тому, чье имя носит даже полуостров, на котором стоит Владивосток?
В уходящем году исполнилось 210 лет со Дня рождения великого сына России генерал-губернатора Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Во Владивостоке мало кто вспомнил об этом. Не было никаких городских торжеств, теле- и радиопередач, никаких конференций, многотиражных изданий, статей… Промолчали, глядя в сторону, на потоки финансовых инвестиций. Неужели память о человеке, который вернул России Приморье и Приамурье, портит современным менеджерам «инвестиционный климат»?
Ведь странно, в честь полосатого хищника – тигра, в Приморье ежегодно устраиваются массовые гуляния и даже многотысячные колонны разукрашенных жителей края, взрослые и дети, при поддержке городской и краевой власти идут торжественно по Океанскому проспекту. Там, где раньше ходил большой Пасхальный Крестный ход. Идут колонны и как в первобытные времена славят дикого зверя, тигра.
При этом под разговоры о повышении туристической привлекательности Дальнего Востока и Владивостока главные памятные места России у Тихого океана почему-то остаются без внимания. Туристов водят по каким-то сомнительным точкам, наподобие некоей «Миллионки» — дореволюционного злачного квартала во Владивостоке, показывают набережную и магазины. Однако совершенно не открывают иностранцам и российским гостям города истинную великую и героическую историю Дальней России. В салоне открыток на Морвокзале можно даже встретить изображение кабины японского автомобиля из 1990-х годов и руль, расположенный справа. И это, конечно, «прикольно», это память о «прекрасных» годах и вообще для кого-то символ Приморья. Но не так просто найти в городе открытки, значки, сувениры, да и вообще информацию, посвященные истории России на Тихом океане, подвигам русского народа, наших воинов и моряков, основавших Приморье и Владивосток.
Недавно на склоне сопки Орлиное гнездо во Владивостоке представители псевдобуддийской секты закладывали камень в основание огромной статуи Будды, которая должна, по их замыслу, вознестись над Владивостоком. И на этой акции присутствовала даже замглавы администрации Владивостока…
При поддержке государственной и местной власти сегодня делается попытка нарисовать какой-то космополитский образ всего Дальнего Востока. Но как ты его создашь этот ложный образ, если архивные документы, исторические факты, названия сел, городов, бухт и заливов, обилие храмов и монастырей свидетельствуют о том, что Владивосток, все Приморье и Приамурье – это фасад русской культуры, русской цивилизации на востоке? Для этого нужно старательно спрятать, замазать всё истинное и жирной краской намалевать нечто новое, фантасмагоричное.
Сейчас корежится и ломается культурный фасад Руси на Тихом океане, переписывается дальневосточная история России и лепятся здесь какие-то безобразные конструкции из обрывков сильно искаженных представлений о китайской, японской, корейской или американской культурах. Зачем? В надежде, что за это больше заплатят иностранные инвесторы и туристы?
Приморье и портовый Владивосток живут в основном торговлей. Подороже продать, подешевле купить. И если эта деятельность и торговые интересы становятся смыслом жизни, а прибыль – главной жизненной ценностью, то мы просто и незаметно превращаемся в иуд, продающих Христа и свое Отечество.
Россия пришла к берегам Тихого океана, чтобы открыть Азии Христа. Как не спорь с этим, а против правды и реальных исторических свидетельств не попрешь. Даже Восточный институт, который является началом сегодняшнего ДВФУ, был создан для того, чтобы готовить православных миссионеров. Даже Великий Сибирский рельсовый путь стал дорогой, по которой к тихоокеанским берегам двинулись сотни тысяч православных христиан, прославлявших в своих молитвах Бога, утверждавших русский православный образ жизни у азиатских границ. И закладку великой железной дороги через всю Россию произвел собственноручно во Владивостоке сам Православный Царь, Хозяин земли Русской.
И даже в советское атеистическое время, наш народ помнил о своем великом призвании на берегах Океана. Даже в советское время здесь присутствовал дух великой Державы. И с этим духом была вдребезги разбита Квантунская армия.
Что будет здесь с нами, если мы свое державное достоинство, свою культуру и даже свой русский язык, которые мы особо должны беречь здесь у границ с Азией, бросаем и втаптываем в грязный снег? Что будет, если мы ради повышения инвестиционной привлекательности, изо всех сил стараемся угодить всем, кто способен принести деньги, обеспечить прибыль?
Бог поругаем не бывает. И если наше безумие дошло до таких пределов, что мы заявляем: «Не нужны нам здесь никакие Муравьевы-Амурские», следствием этого может стать великая скорбь. Скорбь по утраченным дарам Божиим.
И чтобы не допустить этой скорби и этих утрат, России и жителям нашего Дальнего Востока нужно проснуться, вспомнить свое великое миссионерское призвание на востоке. И пора бы уже пресечь продажу русской истории и державного достоинства нашего Отечества. Великого Отечества Российского, распростершегося от Атлантики до Тихоокеанских берегов.
И надо почистить снег у могилы основателя Дальней России, генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»