Патриарх Болгарский Неофит:
«В отношении веры компромиссы невозможны»
О визите папы Франциска в Болгарию
В первые дни мая 2019 года папа Франциск совершил визит в балканские страны – Болгарию и Северную Македонию. Он приехал по приглашению политических властей.
Интересно, что в 2002 году в Болгарию совершил визит папа Иоанн-Павел II, который практически не мог самостоятельно передвигаться, его перемещали на специальной платформе. Но тогда визиту предшествовало получение согласия от патриарха Болгарской церкви Максима и Синода. Ныне разрешения у патриарха Болгарского на посещение иным епископом его канонической территории не спрашивали, светские власти его поставили перед фактом о приезде папы. Сменились нормы международной дипломатии. Болгария теперь страна ЕС.
Не нужно спешить осуждать Болгарскую церковь и патриарха Неофита за встречу 5 мая 2019 года с римским епископом в зале Святого Синода в Софии, которого Болгарский патриарх назвал даже «Ваше Святейшество» — как патриарха. Хотя в этой ситуации вспоминается ответ предстоятеля Сербской Церкви патриарха Павла на просьбы о встрече с папой Иоанном-Павлом II. Сербский святитель ответил в таком шуточном духе, что мы, мол, оба пожилые старички, зачем торопиться и встречаться здесь на земле, лучше подождать и встретиться у Господа на том свете…
В последних непростых событиях жизни Вселенского Православия эта небольшая Болгарская поместная церковь проявляет завидную с позиции той же многочисленной и богатой разными ресурсами Русской церкви духовную трезвость и твердость. Так, болгары совершили достойный и православный шаг, давно оставив Всемирный совет церквей, порвав с членством в этой антихристианской структуре Нового мирового порядка, они не поехали на критские заседания и не признали так называемый «Критский собор» 2016 года в качестве «Великого и Святейшего», не приняли его решений. Эта церковь, как и все православные церкви, трезво оценила шаги Стамбульского иерарха Варфоломея по учинению раскола в мировом православии посредством грубого и неканоничного вторжения в церковные дела Украины в 2018-2019 гг.
Это немалого стоит при учете, что Церковь существует в непростой атмосфере Европейского союза, неверия основной части населения, полной нищеты и скудости паствы, в атмосфере моральной травли со стороны либеральных и прозападных сил, в окружении многочисленных масонских организаций и сект.
2 мая 2019 года накануне визита Болгарская Церковь сообщила общественности и представителю Ватикана, что не может принимать участие в мероприятиях понтифика, изобилующих экуменическими молебствиями и встречами по причинам каноническим – совместная молитва с еретиками (коим является папа и все остальные) невозможна. Синод и Патриарх лишь дали согласие встретиться с папой в зале Синода и разрешили ему на несколько минут посетить кафедральный патриарший собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Какие-либо молитвы и сопровождение патриаршего хора исключалось. Так и получилось, что папа вошел в пустынный собор на несколько минут, помолился напротив алтаря, сидя на специальном кресле, установленном на коврике-орлеце, обратил внимание на мощи святых и иконы и оставил памятную запись в книге посещений: «Миру — мир».
«Миру — мир» — это экуменический девиз данного папского визита. По его речам и выступлениям чаще всего кажется, что он не католик и не христианин даже, а рядовой функционер экуменизма, потерявшийся между костелом, синаногой и мечетью. По его речам можно понять, что из костела он уже вышел (и в Париже даже спалили костел, чтобы ему возврата не было), а в объединенную синагогу-мечеть пока не вошел, так и живет на площадке между ними и постоянно требует освободить все оставшиеся в Европе костелы и монастыри под мечети для мигрантов с Ближнего Востока и Африки. В Болгарии он выступал с подобными же по духу призывами – поскорее освободить свою землю для более нуждающихся нехристиан.
В самом конце визита Франциска в Софии устраивается «особо действенная» экуменическо-масонская акция с его участием. Об акции заранее оповещаются журналисты и СМИ. «Перед тем, как распрощаться с болгарским народом и отправиться в Северную Македонию, Папа Римский отправит свое послание за мир из так называемого «Малого Иерусалима» – пространства в болгарской столице, ограниченного православным и католическим храмом, между синагогой и мечетью. «С этого места призыв к миру прозвучит перед всей Землей с особой силой», – с полной серьезностью говорит католический экзарх в Болгарии Христо Пройков. Пресс-секретарь Католической церкви в Болгарии Ива Михайлова дополняет информацию об этой акции: «Во время этого события рядом с Папой Франциском встанут лидеры других вероисповеданий у нас как знак поддержки с тем, чтобы сила его послания достигла всех очагов напряженности в мире – не только мест вооруженных конфликтов, но и прочих несправедливых и нетолерантных обществ. От участия в этой совместной молитве отказался единственно Святейший синод нашей православной церкви».
Ива Михайлова сообщает о том, откуда идут корни этой акции: «Наверное, многие задаются вопросом, почему Папа Франциск выбрал именно Софию, чтобы отсюда отправить свой призыв к миру… Именно в Болгарии будущий Папа Иоанн XXIII (речь идет об Анджело Ронкалли, который с 1925 по 1934 год занимал пост папского нунция в Софии, а в 1958 году был избран папой под именем Иоанн ХХІІІ, это один из основоположников католического «обновления», недавно канонизированный Франциском) обосновал идею, что вполне возможно, чтобы люди разных вероисповеданий жили вместе в полном согласии». С точки зрения болгарских католиков в Болгарии Иоанн ХХІІІ, наверное, и увидел образец мультикультурализма и экуменизма. «Ведь именно это и происходит у нас – православные, мусульмане, евреи, армяне долгие века жили вместе, и проявляют эту взаимную толерантность и по сей день» — говорит пресс-секретарь католической общины Болгарии. (Получается, что Ронкали решил перенести болгарский опыт на весь мир в ходе выработки экуменической доктрины Второго Ватиканского собора. Но, может быть, он просто где-то в Болгарии или Европе приобщился к тайным обществам со всеми толерантными идеями? – авт.) (Визит Папы Франциска в Болгарию пройдет под знаком мира 24 апреля, 2019 // https://rus.bg/esche/interesno/interesno/26518-vizit-papy-frantsiska-v-bolgariyu-projdet-pod-znakom-mira)
…И Иоанн-Павел II в 2002 году, и нынешний папа Франциск в своем приветствии Болгарской церкви выражают сожаление об отсутствии у них, пап, полного общения с Православной церковью. Причем, Франциск выражает уверенность, что оно будет достигнуто.
В этих условиях Болгарская Православная церковь использовала приезд, мягко говоря, неправославного епископа Рима для свидетельства об Истине Православия так, как это возможно в сложившихся условиях.
Фоторепортажи и видеозаписи показывают, как папа Франциск слушает приветствие патриарха Неофита в Синодальном зале. В тексте приветствия, размещенном на сайте БПЦ (http://www.bg-patriarshia.bg/news.php?id=289558), папе напоминают, что Болгарская церковь стремится защищать и сохранять Церковь непорочной и незапятнаной и не допускает компромиссов с верой.
Патриарх Неофит в приветствии ответил нынешнему папе на экуменическую и экклезиологическую сентенцию предыдущего папы-визитера о том, что «Господь Иисус Христос основал одну единственную церковь, но сегодня мы представляем себя миру разделенными, как будто сам Христос разделен» (об этом сказал Иоанн-Павел II). Патриарх Неофит ответил на этот вечный католический упрек, что «здесь, в столице болгарского государства Софии, носящей имя Премудрости Божьей, мы всегда молились за единство мира во Христе, потому что единые христиане будут сильнее».
Патриарх указал на Божий Промысел, который сделал эти земли свидетелями, как самых высших вершин единения христианского мира, так и свидетелями ожесточенных споров и расколов.
Он напомнил папе о Сердикийском Поместном соборе 343-го года, который состоялся на этой земле. «На этом соборе, в присутствии 300 епископов западных, и 79-ти епископов восточных епархий Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви под председательством Кордовского епископа Осия торжественно был подтвержден Никейский Символ веры, святой Афанасий Великий вновь доказал лживость арианской ереси и были приняты важные церковные правила. «Сердикийский собор — это праздник Вселенской Церкви и наследие, которое должно поощрять и вдохновлять нас» — сказал Патриарх.
Здесь обратим внимание, что Патриарх указывает на собор с участием большого числа епископов западных епархий, и что они утвердили Никейский Символ веры, который папы и Западная церковь исказили с IX века, добавив формулировку об «исхождении Святого Духа и от Сына».
Так патриарх показал, что единство Церкви нарушили те, кто не соблюли постановления Вселенских соборов и исказили Символ веры, а вопросы Иоанна-Павла II и папы Франциска об отсутствии единства христиан должны быть обращены в первую очередь к самим епископам Рима.
Патриарх напомнил также папе, что в болгарских архивах сохраняются древние документы IX века, проливающие свет на обстоятельствах Крещения и принятия болгарского народа в лоне христианской веры. Это прежде всего переписка папы Николая I и святого патриарха Константинопольского Фотия со святым князем Борисом-Михаилом Крестителем.
Упомянув эту переписку, патриарх напомнил, что конфликт папы Николая I и патриарха Фотия по поводу крещения Болгарии, где проявились властные притязания пап, во многом объясняют дальнейшее развитие печальных событий, завершившихся великим расколом 1054 года. Патриарх сказал папе, что этот раздел истории плохо изучен и должные выводы из тех событий не были сделаны по сию пору.
«И вполне возможно, что в тот момент, когда история Вселенской Церкви переплетается с историей болгарского государства, скрываются некоторые ответы на вопросы, которые касаются нас сегодня».
Таким образом, на сетования властолюбивых пап (жестоко подчинявших некогда своей власти не только патриархаты, но и светских князей и королей) об объединении церквей в нынешние экуменические времена патриарх Неофит ответил в этом приветствии: «Жизнь Церкви руководствуется нашим Господом Иисусом Христом. Если Бог допустил что-то (раскол – авт.), то он знает, почему он допустил это и ожидает, что мы узнаем, почему. Мы, Болгарская Православная Церковь, твердо убеждены, что в отношении веры компромиссы не возможны и неосуществимы».
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»