Святитель из Лелича
Светлой памяти св. Николая Сербского …
Церковная память 5/18 марта, 20 апреля/3 мая
***
Св. Николай Велимирович — патриот, писатель, поэт, лирик… философ, монах, владыка, величайший отпрыск своего рода после Святого Саввы.
…В храме свт. Николая Мирликийского в Леличе тихо, молитвенно покоится Святой владыка Николай Велимирович, один из величайших духовников 20-го века, молитвенник, гуманист, умный монах с двумя дипломами доктора наук, теологии и философии, полученных в Англии, но также высоких благородных знаний, приобретённых в России. Св. Николай — патриот, писатель, поэт, лирик… философ, монах, владыка, дипломат, глубоко переживавший каждое несчастье сербского и русского народов, и часто слезами заливавший свои молитвы. Святитель, прошедший вместе с сербским патриархом Гаврилом Дожичем нацистский концлагерь Дахау во время Второй мировой войны, и никогда не вернувшийся в Сербию, десятилетиями находившуюся в западне коммунизма.
Хрупкий мальчик родился 23 декабря 1880 года в Леличе недалеко от города Валево в сердце Сербии в крестьянской, скромной, набожной семье, не предчувствовавшей, что в сербском селе пробился и расцветёт величайший отпрыск своего рода после Святого Саввы. Всесторонний, но „без музыкального слуха», как писали его учителя, он шёл своей тяжёлой, узкой, светлой тропой и своей жизнью встроил себя в Небесную Сербию.
Св. Николай до последнего дыхания любил Бога. Он умер в русском монастыре святого Тихона (штат Пенсильвания, США) 18-го марта 1956 года, вдали от отчизны, с молитвой на устах.
Тело святителя было перенесено с почестями в сербскую обитель святого Саввы (штат Иллинойс), а затем захоронено на местном кладбище. Мощи святого владыки Николая были перевезены из США в Сербию 5 мая 1991 года, где их в аэропорту встречали сербский Патриарх Павел, архиереи, духовенство, монашество и народ. Торжественная встреча состоялась в храме святого Саввы на Врачаре, а затем в Жичском монастыре, откуда мощи были перенесены в его родное село Лелич и положены в храме святителя Николая Мирликийского.
„Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 19 мая 2003 года единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 20 апреля / 3 мая (в день перенесения мощей). Общецерковное прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре, а 8 мая 2004 года в Шабацкой епархии был освящён первый монастырь в честь святителя Николая Сербского. В этой обители находится музей святителя и ‘Дом владыки Николая'».
Владыка Велимирович пропутешествовал по России между 1910 и 1914 годами, в «Миссионерских письмах» он пишет, что был в России, знал её и очень любил. После двух-трёх дней пребывания в Москве — посещения храмов, присутствия на литургии, он почувствовал богословие Серафима Саровского и Сергия Радонежского, и всех русских святых. Из России отец Николай уехал другим человеком.
Владыка Николай любил Россию, ту, царскую, сильную, серафимовскую, подвижническую, тёплую и православную… Эта его любовь, возможно, возникла во время его первого пребывания, когда он познакомился с русскими духовниками, монахами, архиереями, а также русским народом. В особенности важны его встречи со св. Иоанном Шанхайским… Владыка глубоко переживал трагедию, постигшую царскую Россию, убийство единственной Царской православной семьи в мире, жившей истинно правослвной — христианской жизнью. Также зверское сатаническое убийство святого помазанника Божиего царя Николая Второго Романова, никогда не отрекшегося от своего престола. Владыка нам, сербам, оставил своеобразное завещание. Он часто писал и говорил, что мы, сербы, за всё обязаны Богу и России. Что русский царь св. Николай Романов положил свою жизнь, семью, Россию, за выживание сербского народа в Первой мировой войне. Он нам завещал, что мы обязаны жизни свои положить за Россию, и что русское счастье — наше счастье, и русская грусть — наша грусть. Эта любовь владыки поныне жива в сердцах православных сербов.
В Первой мировой войне иеромонах Николай добровольно отправился полковым священником под Белград с крестом в руках. В 1915-ом премьер-министр посылает молодого иеромонаха с дипломатической миссией в Англию и Америку. Австро-Венгрия и Германия вели свою дипломатическую пропаганду, всеми силами создавая негативный образ сербов. Необходим был ответ — что есть Сербия для Запада? Владыка смело и тепло говорил в Лондоне в церкви Св. Павла о судьбе сербского народа. Эти его слова поныне отзываются в душе каждого православного серба.
По окончании войны, пока он находился в Англии, его избрали (12/25 марта 1919) епископом жичским, откуда в конце 1920 г. переведён в Охридску епархию. В те годы его отправляли в многие церковные и народные миссии: в Афины и Царьград, на Афон, в Англию и Америку. Николай прибыл в Америку в 1946 году, и там часто хворал.
Десятилетиями тоскуя по отчизне, он умер с болью в сердце, с тихим и живым желанием, чтобы хотя бы его тело когда-нибудь было похоронено в родной Сербии, в прекрасном, холмистом селе, где он впервые увидел Солнце и Небо, где познал Господа и любовь Господню… Чтобы спокойно покоиться в благоухаюшей области Шумадия, в своём Леличе, куда мы теперь молитвенно приходим.
В церкви в Леличе, где наш святитель покоится, всё дышит спокойствием, гармонией, любовью и какой-то тихой силой. Там человек возрождается, и из святыни выходит радостным, лёгким как пёрышко, со слезами покаяния и молитвами батюшки. И задаёмся вопросом — не он ли это умоляет ветер так жизнерадостно ласкать облака над Шумадией.
А всего 30 лет назад его книги были под строжайшим запретом в тогдашней коммунистической Югославии, запрещались его письма полные тоски, молитвы и любви, его стихи, беседы, поучения… три десятилетия коммунисты сжигали книги св. Николая Сербского. А верующих людей, читающих его труды, изданные за рубежом, заключали в тюрьмы. И мучили их детей и семьи в Боснии и Герцеговине, Сербии, Черногории, Хорватии… везде, где сербы святосаввци жили.
Святой Владыка всей душой любил Сербию, свой многострадальный, злу непокорный и храбрый, отважный сербский народ. Народ с тёплой душой. Он очень любил Россию! И весь мир. Но после обучения, в особенности после Первой мировой войны, великой Голгофы сербской, когда нас почти предали даже наши союзники, все, за исключением России, он понял, что Европа живёт без Христа, погрязла в разврате, материализме, пакости, зависти, извращённости. Он писал откровенно, что Западу больше вовсе нельзя верить. Его спрашивали на Западе, как же это он верит в Бога, а он им ответил: „Не только верю, а знаю, что Бог есть»!
В Лондоне владыка воздвиг церковь, посвящённую св. Савве Сербском, создал большую библиотеку для сербов и сербских детей, читальню, купил участок для сербского кладбища… всё установил, для там живущего своего народа… и тихо отправился дальше.
Но Богу было угодно рассеять православие и святосаввие по далёкому Западу, а сей великий крест миссионерства носил владыка Николай Велимирович. В Америке не давали ему покоя коммунистические агенты, и там преследовавшие его.
Снедаемый сильной ностальгией по Сербии, но укрепляемый любовью к Господу, Святой Владыка написал десятки книг… многие из которых опубликованы после его кончины. Сейчас его труды переводит весь христианский мир. Даже римско-католический!
Я уверена, св. Владыка Николай Сербский был бы счастлив, увидев, что Россия стала глубоко молитвенной страной, владимирской, серафимовской, радонежской, александро-невской, страной св. Матроны, св. Ксении, Луки Войно-Ясенецкого, св. Петра и Февронии… Русский народ раскаялся и вновь стал твёрдо верующим — всем тем, чего он так жаждал. И Богу он молился вместе со св. Иоанном Кронштадтским. Я уверена — он был бы счастлив быть здесь вместе с нами, счастлив увидеть насколько в России уважают его молитвенную, тихую и постоянно монашескую, подвижническую жизнь. Ведь быть изгнанным из своей страны за то, что любишь Христа — равно подвижничеству и мученичеству.
Святой Владыка Николай Велимирович страдал из-за того, что в Югославии десятилетиями коммунизм толкал сербские души в пропасть безверия. Будучи хорошим духовником, он сообщил в знаменитой Небесной литургии, как много времени потребуется грешным сербам чтобы вернуться к Богу, чтобы раскаяться за богоотступничество и пагубу коммунизма, чтобы помириться с Господом. Мы теперь живём Небесную литургию, и дожидаемся момента когда Святой Савва, там на Небе на коленях взмолится к Господу: „Хватит Боже, хватит! Умоляю Тебя, помилуй! Пощади оставшихся».
Именно так и написал св. Николай Велимирович.
С надеждой читаем его «Косовский завет», «Кассиану», книгу «Сквозь тюремное окно», книги «Душа Сербии», «Чудеса Божии», «Миссионерские письма». «Молитвы у озера» нас вдохновляют, из «Бесед» владыки учимся и впитываем капли его любви и молитвенности…
Биляна Живкович,
перевод с сербского Савы Росич
Косово
Творческое наследие
Святитель Николай Сербский известен как один из наиболее ортодоксальных церковных мыслителей. Список его сочинений достаточно обширен. Среди них большей известностью пользуются: «Беседы», «Библейские темы», «Вера святых», «Катехизис Восточной Православной Церкви», «Во что мы верим?», «Объяснение Символа веры», «Десять Божиих заповедей», «Индийские письма», «Миссионерские письма», «Любостыньский стослов», «О трех самых важных вещах», «Избранные письма духовным детям», «Мысли о добре и зле», «Слово о Законе», «Толкование молитвы Господней: Отче наш…», «Толкование заповедей блаженства», «Феодул, или Раб Божий», «Чудеса Божии» и др.
Тропарь святителю Николаю Сербскому, глас 8
Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.
Кондак святителю Николаю Сербскому, глас 3
Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.