Торжество Православия и баптисты
Зачем для православных издают проповеди Билли Грэма?…
В неделю Торжества Православия хотелось бы поговорить о баптизме с православных позиций. Поскольку 4 марта 2019 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялась презентация книги с проповедями баптистского проповедника Билли Грэма на русском языке.
Баптистский проповедник и американский миссионер Билли Грэм, скончавшийся в 2018 году в возрасте 99 лет, много раз приезжал в Россию с 1982 года по 1994-й. Он годами много всего узнавал о Православии в ходе своих поездок в СССР и Россию, слушал церковные песнопения, был на пасхальных богослужениях, общался с патриархами Московскими Пименом, Алексием II, епископами, священниками, мирянами, рассматривал древние храмы и иконы, но Православие не принял. Мы не смогли «перемиссионерить» эту американскую баптистскую телезвезду. «Экуменическая миссия» ОВЦС в этом вопросе провалилась.
Напротив, Билли Грэм на волне нашего поспешного политического разворота к Америке использовал СССР и Россию для проповеди баптизма. В 1984 году он в течении 12-ти дней посещал города Союза: Ленинград, Москву, Таллин, Новосибирск. Выступил тогда в общей сложности более 50-ти раз в православных храмах, евангельских собраниях, в Ленинградской духовной академии, в новосибирском Академгородке и на праздновании 100-летия баптизма в России. В 1992 году в спортивном комплексе «Олимпийский» он три дня проводил собрания и произносил проповеди, которые услышало, по подсчетам протестантов, 155 тысяч человек.
Вывод один: экуменизм не позволил нам привести в Православие даже одного единственного Билли Грэма, который считался «другом православных». Никакие знаменитые баптисты, адвентисты, методисты, участвующие в экуменическом движении, в Православие не перешли. Но экуменизм (как одно из главных условий построения Нового мирового порядка), тем не менее, в Русской Православной Церкви всё равно жив. Он, вероятно, успешен в иных вопросах, отличных от миссии — в политических, экономических, дипломатических, личных амбиций и иных скрытых вопросах (коль кто-то его еще двигает и упорно настаивает на участии Русской церкви в экуменическом движении).
Билли Грэму давали в 1980-1990-х годах выступать с амвонов при открытых Царских вратах в кафедральных православных соборах СССР. Для древнего Православия это все новые явления — баптист с амвона православных храмов рассказывает нам об Иисусе Христе. Фотографы запечатлели эти моменты: грустный епископат, грустный патриарх Пимен слушают перевод проповеди Грэма. Политика грубо вмешивается в жизнь Церкви, заставляет делать свои политические интересы интересами Церкви. Но сегодня мы вынуждены смотреть вторую серию страшного экуменического сна.
Российский композитор и писатель митрополит Иларион (Алфеев) презентует в созданной им Общецерковной аспирантуре и докторантуре книгу проповедей Билли Грэма для православных. Она издана, учрежденным митрополитом, фондом «Познание» совместно с баптистской ассоциацией Билла Грэма. О том, что проповеди совсем не православного духа, но предназначаются для православных, свидетельствует рекомендация митрополита: «Он был протестантским проповедником. Что-то из того, что он говорит, может показаться чуждым православному читателю. Но я прочитал и прослушал довольно много его проповедей и скажу, что по духу своему его проповедь была глубоко православной. В центре этой проповеди всегда стоял Иисус Христос. Он пытался с помощью ярких образов переложить учение Иисуса Христа на тот язык, который понятен современнику».
Ради интереса мы обратились к электронному каталогу Российской Государственной Библиотеки, оказалось, что это 18-я книга Билли Грэма, изданная с 1990-х годов в России. Немало. Хотя, в сравнении с числом книг, вышедших у митрополита Илариона (Алфеева), это не столь много.
Чтобы православные не смущались читать проповеди баптиста, на обложку книги вынесена фотография выступления Грэма в православном соборе, рядом с духовенством в богослужебных облачениях.
То есть эта книга как бы продолжение его выступления в 1980-х годах в православной среде. Она увековечивает это сомнительное событие в истории Русской церкви, которое в своё время Русской Православной Церковью Заграницей четко характеризовалось как нарушение церковных канонов — 45-го Апостольского правила.
Презентацию книги приурочили к годовщине смерти знаменитого баптистского проповедника и очередному приезду его сына Франклина в Россию. В последние годы Билли болел, даже в Америке был почти в забвении, а в начале 2018 года скончался в 99-летнем возрасте. Его сын Франклин Грэм уже приезжал в Россию — в октябре 2015 года. И теперь — в марте 2019 года. Но книгу презентуют более по политическим причинам, а не из-за интереса митрополита Илариона (Алфеева) или патриарха Кирилла к баптизму.
В свое время Билли был интересен политизированному ОВЦС и политикам-коммунистам, как американская супер-звезда и друг американских президентов. Его сын Франклин, очевидно, тоже ныне интересен своими связями в американской политике и протестантских кругах. В 2017 году он поспособствовал организации в Вашингтоне Саммита в защиту гонимых христиан, куда поехал митрополит Иларион укреплять отношения с американскими политиками и неправославными религиозными деятелями. Франклин предложил вновь провести в этом году подобный Саммит в Москве.
С Франклином Грэмом пообщался не только патриарх Кирилл, но и спикер Государственной Думы В. Володин, который хотел бы наладить через Грэма связи с Конгрессом США.
В этой небольшой статье не будем углубляться в историю отношений современных российских политиков и консервативных протестантов Америки. Отметим, что в 2013 году был пик популярности России в протестантской среде США из-за закона о запрете гей-пропаганды. И, вообще, интерес протестантов к нашей стране наблюдается более в политической плоскости — они уповают на законодательные и политические проявления консервативной христианской жизни в России, уповают «на князи и сыны человеческие».
А Православную Церковь как главное сокровище России и всего мира, они в силу своего протестантского мировоззрения не разглядели. Точнее, её видят только через призму церковной политики и могут оценить только то, что им понятно и знакомо.
Далеким от политики простым верующим, не желающим поддаваться на хитросплетения глобалистских антихристианских проектов, требующих от нас самого главного — продать свою совесть, Православие и Отечество, можем предложить в неделю Торжества Православия вспомнить пастырское слово Святителя Макария Невского о баптистах и их планах на Россию, сказанное более чем сто лет назад в полночь наступавшего 1912 года.
Святитель Макарий (Невский), апостол Алтая. «Речь пред молебном в полночь на 1912 год»
«Слава Богу, даровавшему нам дожить до этого 12-го года настоящего столетия. Двенадцатый год прошлого столетия для России был знаменательным годом — годом нашествия на Россию галлов и с ними дванадесяти языков <…> Что-то даст Бог нам, нашей родине в наступающий 12-ый год? А ведь и ныне собирается на нас грозное ополчение. Не с огнем и мечом хочет идти на нас эта рать, а с оружием смуты, с проповедью лжи и развращения. Не землю хотят они отнять у нас, а нашу душу, нашу веру православную. Они хотят дать нам новую веру, которая не от Христа и не от Апостолов, не от отцов и вселенских соборов, а от человеков, исказивших Христово учение, отвергших апостольское и отеческое предание. Мы говорим о сектантах. Печать принесла известие, что там, где-то за океаном, было собрание представителей баптистов всех стран. Баптисты то же, что перекрещенцы. Они положили на совещании своем напустить на русский православный народ армию проповедников своего лжеучения и сделать с русским народом то же, что некогда сделали последователи Лютера с некоторыми западными народами, т.е. ввести в России реформацию, или перемену веры.
Особенное внимание они хотят обратить на нашу Сибирь. И они уже действуют здесь небезуспешно, пользуясь простотой нашего народа. Они уже стали отторгать от православия некоторых русских людей, особенно переселенцев. Начиная свои проповеди порицанием нашей веры, наших пастырей, нашего народа и потом восхваляя всё своё, они обольщают простые сердца. Опасность грозит немалая. Если когда, то теперь наипаче нам нужно быть осторожными, быть готовыми отразить врага подобно тому, как с помощью Божьей русский народ отразил врага в 1812 году.
Что же нам делать? — Нам нужно объединиться, как объединяются против нас враги Церкви и нашей родины. Нам нужно плотнее стать друг к другу. Объединиться, чтобы утвердить друг друга в вере, поощрять друг друга в добрых делах, в добрых правилах жизни. Мы все стали больны душой, больны нашими дурными привычками, больны нашими нравами.
Объединимся и будем врачевать, исправлять друг друга. Возвратимся к старым добрым временам. Возвратимся к Церкви. Весь внешний быт наш освятим христианским церковным духом. Оживим нашу приходскую жизнь, привлекая к ней всех числящихся прихожанами Церкви, но не живущих в Церкви <…> Тогда воскреснет древняя приходская жизнь, с ее взаимопомощью, с ее самоисправлением, с ее добрыми нравами.
Объединимся около матери нашей — земли Русской, твердо оберегая древние устои ее: православие веры, самодержавие Царя и единство народной жизни.
«Бойся Царя и Бога — и будет тебе повсюду дорога», — таков завет русской старины. «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Притч. 24: 21). Так повелевает нам и мудрость израильского мудреца.
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Да оживет древняя Святая Русь и побегут от лица ее ненавидящие ее, да исчезнут они с лица земли Русской, как исчезает дым! Как тает воск от огня, так да погибнут грешники — мятежники земли, а праведные — сыны Церкви, истинные дети земли — да возвеселятся пред Богом! Наше знамя, наша хоругвь — вера православная, Царь самодержавный и Русь единая, нераздельная. Умрем за это знамя, за эту хоругвь, но никому не отдадим их! В этом да поможет нам Бог!..».
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»,
кандидат политических наук