Русь на берегах Тихого океана. «Несвятые святые» во Владивостоке

Русь на берегах Тихого океана.

«Несвятые святые» во Владивостоке

На Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке 23 марта 2016 года была представлена литературно-музыкальная композиция по книге епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

Новый театр современных архитектурных форм на скалистой сопке, над Золотым Рогом Владивостока. Несколько сияющих белым камнем этажей, вдохновляющие вечерние панорамы океанского города в масштабных окнах. Внизу у подъездов прижатые друг к другу автомобили. Все просторные парковки и подъездные пути забиты машинами зрителей.

На компактной сцене, изящно врисованной в уютный бархатный зал, — впечатляющая композиция в двух отделениях. Около трех часов. Рассказы из книги епископа Тихона «Несвятые святые». О жизни монахов, простых людей, о православной Руси. Рассказы в прочтении заслуженных артистов России. И музыкальные произведения в исполнении хора Сретенского монастыря и Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной.

С первых нот и с первых слов, зазвучавших со сцены, становился все более зримым и явным образ истинной России с ее православной душой.

Автор книги владыка Тихон начинал свой монашеский путь в Псково-Печерском монастыре. О той ранней поре своей иноческой жизни, о наместнике монастыря архимандрите Алипии и о монастырской братии у владыки Тихона, наверное, самые теплые воспоминания. И с первого же рассказа о наместнике Псково-Печерского монастыря архимандрите Алипии в зал поплыли чувства и переживания, атмосфера самой настоящей, самой глубинной и могучей, самой сладостной — Руси Христовой.

…Монастыри старой России. Их духом повеяло здесь над бухтой Золотой Рог. В текстах, фотографиях и видеокадрах на экране, в прекрасном академическом исполнении русских песен и молитв.

Центром самой сути русской культуры, источником ее формирования и питания живым духом Православия всегда были монастыри. Прославленный недавно Русской Православной Церковью святитель Серафим (Соболев) писал в своей работе «Русская идеология»: «подвижническая вера не только в русскихъ обителях нашла себе место; в той или иной степени она была присуща и русским людям, жившим в миру. Иначе и быть не могло. Наша древняя проповедническая литература, русская летопись, письма Патриарха Никона и других святителей подтверждают, что наши предки, миряне, руководствовались в жизни наставлениями иноков».

В монастырях Святой Руси вырабатывалась сама соль русской культуры. Ведь мало сказать, что наша культура – православная. Нужно понимать, из каких истоков начинаются ее традиции, воспитываются ее образы и воспевающее их искусство. Они из глубин монастырской жизни. Оттуда, где даже земная обыденность, даже прополка травы в огороде, приготовление гречневой каши или короткий сон – все в Боге, все во Христе, все под Покровом Матери Божией и всех святых. Монахи своими молитвами, своей жизнью во Христе создают главные черты русского образа.

Старинные русские монастыри, о которых вспоминает в своих рассказах епископ Тихон, — Псково-Печерский, Дивеевский, Донской, Сретенский, — ведь это и сегодня огромные духовные и культурно-просветительские центры России. Ведь наш народ после советской духовной зимы опять потянулся к монастырям. Миллионы-миллионы русских и всех, кто живет в России, идут в это грозное время двадцать первого века в святые обители. Идут как постоянные прихожане монастырских храмов, как паломники, как любопытные туристы… Идут и дышат русским духом. Духом, которым повеяло на берегах нашей Дальней России, занятой сегодня большими стройками – космодромами, университетами, мостами над океаном, театрами… Занятой созданием удобной земной жизни. Неужели забывает Дальняя Россия и русский народ, живущий здесь, о спасении своей святой русской души?

Забвение – вот о чем громко вопиют к Небу брошенные, недостроенные и осыпающиеся стены Спасо-Преображенского собора на другом берегу бухты Золотой Рог. Заброшенный недостроенный собор — напротив Приморской сцены Мариинского академического театра на противоположном берегу бухты…

Монастыри и соборы, маленькие церкви, часовни и даже кресты на въездах в наши города – это наша молитва к Богу. К Отцу Вседержителю, сотворшему Небо и Землю и наш чудесный Южно-Уссурийский край, наше Русское Приморье.

…На большом экране, когда звучали истории из книги, появлялись фотографии «несвятых святых», среди которых мы с восторгом обнаруживали даже тех, кого знаем, кто молится сейчас там далеко за девять тысяч километров от нас. Вот фото старенького священника Сергия Вишневского – папы протоиерея Владимира из Свято-Никольского храма в Котельническом переулке в Москве. Протоиерей Сергий Вишневский – потомственный священник. Был настоятелем в старом московском приходе. И вдруг на склоне лет решил переехать в Ярославскую область – подымать полуразрушенный сельский храм, настоятелем которого еще до революции был его дед.

Связь с глубинной православной Россией оживала в окруженном морскими заливами Владивостоке.

И когда к зрителям и гостям из Москвы со словами благодарности обратился митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, стали зримыми связи, скрепляющие единство Руси от Тихого океана до Балтики, от первых русских святых до подвижников нашего времени.

— Мы ощутили дух белокаменной Москвы, дух старых русских монастырей, — произнес митрополит.  — Мне довелось знать и наместника Псково-Печерского монастыря отца Алипия, и другого наместника этого монастыря Гавриила, и отца Иоанна (Крестьянкина).

Владыка ведь больше тридцати лет прожил в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Там окончил духовную семинарию, потом академию. А после долгое время преподавал там богословские науки. Самого владыку Вениамина знают и помнят многие его бывшие ученики – нынешние архиереи и простые священники и в России, и в православной Болгарии, да и во всем нашем православном мире. И в этом ведь тоже глубокая духовная связь нашего Приморья со всей Святой Русью.

— И всем нам надо поскорее выходить на ту дорогу, которую завещал Великий Князь Владимир Красное Солнышко. Русь Святая, храни Веру Православную! – духовные и сердечные слова митрополита Вениамина.

Вся трехчасовая постановка – это переплетение монастырского духа и народной жизни старой и новой России. Переданное в книге владыки Тихона и ярко показанное на академической сцене, словно, открывает ворота в Святую Русь. Наверное, кто-то из зрителей давно вошел в эти ворота. Кто-то, может быть, заглянет туда и останется там после встречи с «несвятыми святыми» на Приморской сцене Мариинки.

…Ветер над ночным заливом Петра Великого. Радостные и уставшие зрители разъезжаются по домам через светящиеся мосты над океаном. Прохладный март в океанском дыхании. И как будто в свежем солоноватом воздухе витают ароматы монастырского ладана, печного дыма с березовых поленьев и привкус смолы псковских елок. Как будто звучат слова благоуханной Псалтири, которую читает пожилой монах в потертой рясе. И словно преобразился портовый и уже почти совсем космополитский Владивосток. Словно город воспарил над глубинами восточного Босфора, став большим русским островом среди могучих тихоокеанских волн.

Игорь Анатольевич Романов,

информационно-просветительский проект «Берег России»

Запись опубликована в рубрике Образ нашего берега. Добавьте в закладки постоянную ссылку.