ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ. НА ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ

На дальних рубежах

86dd107d74bc59ea047e71ce2babf415768b13bc_ivanovВладивосток… Основанный во времена Муравьёва-Амурского как форпост России у Тихого океана, за свою недолгую историю город настолько «осовременился», что невольно задаёшься вопросом: продолжает ли он нести свою историческую миссию?

1

Столица русского Дальнего Востока, окно России в Тихий океан, город воинской славы, сегодня Владивосток – это ещё и некое зеркало современной России, образ, предъявляемый ею миру, особенно азиатско-тихоокеанскому сообществу. На саммите АТЭС в 2012 году, в новейших архитектурных постройках Владивостока мы видим уже не столько имперский или советский город, сколько современный мегаполис, с ярко выраженными чертами глобалистской культуры (включая архитектуру). Этот новый космополитичный образ Владивостока был специально сконструирован, чтобы предъявить его Америке, Китаю и прочим «азиатским тиграм», чтобы показать «современность» России. Характерная составляющая этого нового образа – созданная в Приморском крае игорная зона «Приморье» с новооткрытым казино «Хрустальный тигр». Во Владивостоке посетителей города и острова Русский встречают сверхсовременные здания Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) с «кампусом»: типичная глобальная безликая архитектура, без следа мысли о России. Символом ДВФУ почему-то сделана статуя «Дружелюбный дракон», созданная нидерландским скульптором.

Архитектурный облик города лишён ярко выраженной доминанты, по нему вообще сложно сказать, является ли он российским, русским. О проблемах, связанных с сохранением историко-архитектурного наследия Владивостока, не раз писалось в СМИ.

Владивосток был основан как форпост Русской цивилизации, носитель её миссии, что отражено в названии города, как и в других топонимах Приморья: Русский, Золотой Рог, Босфор Восточный…

Сегодня же Владивосток скорее превращается в «мировой город»: в открытое нараспашку окно, в которое врываются «ветры» разнообразных глобальных веяний.

Эта ситуация носит системный характер и является закономерным итогом непростой истории города в двадцатом веке. Исправить её, однако, вполне возможно.

2

В XIX – начале XX веков Россия активно осваивала Дальний Восток. Это был не стихийный процесс, а осознанная государственная стратегия. Экономическое и военное развитие региона сопровождалось развитием духовным и культурным: Россия несла на берега Тихого океана православную веру и лучшие достижения русской и европейской культуры и науки. Учитывая, что в Российской Империи православная Церковь являлась государственной, особое внимание уделялось духовному просвещению как самих жителей империи, так и народов соседних стран (православные миссии активно действовали в Японии, Корее, Китае). Накануне Второй Отечественной войны (она же Первая Мировая) во Владивостоке было запланировано строительство кафедрального собора, который должен был стать символом духовной и культурной миссии России на тихоокеанских рубежах. Однако собор построить не успели. …В начале 2000-х годов Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место для будущего Спасо-Преображенского кафедрального собора во Владивостоке на центральной площади. Однако официально первый камень в основание собора был заложен только в 2012 году (см. на рисунке ниже проект собора).

Строительством занимается федеральное предприятие «Дальспецстрой». Запланированная высота собора – 67,5 метров, что сделает его крупнейшим храмом Приморья, сопоставимым по величине с крупнейшими соборами России. Церковь будет украшена 6 позолоченными куполами. Сегодня кирпичные стены собора возведены примерно на треть, а о точных сроках завершения строительства не сообщается: масштабный и социально значимый проект грозит превратиться в «долгострой».

Полагаем, что завершение строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора должно стать для власти и общества Приморья одним из приоритетов (куда более значимых, чем, например, создание игорной зоны). Собор будет центром духовной жизни, украсит город, станет его визуальной доминантой и «визитной карточкой» – узнаваемым символом, представляющим Россию и подлинный Владивосток, а не безликую глобальную культуру.

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ

г. Москва

ДИАПОСТ

МОЛОДЕЖНЫЙ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.