Святитель Лука – образ единения Русского мира

Лука иконаВ большом конференц-зале Российского института стратегических исследований 12 февраля 2015 года прошел презентационный показ полнометражного художественного фильма «Лука» (2014 г.), посвященного жизнеописанию великого угодника Божия, хирурга и ученого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), причисленного Церковью к лику святых. После презентации фильма состоялись обсуждение и круглый стол «Жизненный путь святителя Луки и судьба «Русского мира».

Исторический фильм-биография «Лука», красочно показывающий основные вехи жизненного пути святителя Луки, несет глубокие смыслы – у зрителя есть повод задуматься о действии Бога через судьбы подвижников в русской и мировой истории, задуматься о своей жизни.

Личность архиепископа Луки, принявшего монашеское имя в честь апостола и евангелиста Луки, по словам апостола Павла «врача возлюбленного», даже географически проявляет в себе весь Русский мир. Для жителей многих регионов России и нашего ближнего зарубежья этот подвижник является своим, близким святым.

Происходил он из обедневшего польского дворянского рода (дед проживал в белорусском селе), образование будущий святитель получал в Киеве, работал и жил Ташкенте, отбывал ссылки во многих суровых местах России – у Ледовитого океана, в Туруханском крае, Красноярске, в Архангельске… Потому в создании картины участвовали три славянские страны, составляющие вместе единство Русского мира: Россия, Белоруссия, Украина.

Святитель оказывал врачебную и пастырскую помощь тунгусам, узбекам, инородцам. Среди его собеседников были баптисты, мусульмане, люди, ушедшие в живоцерковный раскол, русские крестьяне и заключенные. Сколько душ он спасал, и сколь много исцелений было по его молитвам при жизни и после смерти! Можно сказать, что святитель Лука является символом широкой деятельной русской души, помогающей всем народам нашей России.

Эта мощная фигура была порождением великой империи. Выдающийся врач, ученый, он олицетворяет собой истинную аристократию русского духа, настоящую социальную элиту, стремящуюся к служению Богу и своему Отечеству. Величина личности, столь редко встречаемая ныне, рождена всем XIX веком. Создатели фильма хорошо показали связь поколений, пронизанных верой во Христа, явив в картине самые важные фрагменты из детства святителя, его общение с дедушкой о главных вопросах – о том, что есть Бог. Эта сцена кинофильма, когда дед отвечает внуку, что «Бог есть Любовь» выглядит как завет из того, еще спокойного XIX века маленькому мальчику Валентину (будущему святителю), вступающему в горнило испытаний ХХ века.

Вся судьба этого подвижника указывает на тему выбора. В период народнических увлечений, когда многие студенты шли «служить народу», вставая на путь революции, а на деле соблазняя его, уводя от Бога, призывая разрушать свое отечество, свергнуть монархию, семью, порядок, Валентин Войно-Ясенецкий сделал выбор служения народу в качестве врача-хирурга, а затем священника и пастыря.

Принятие священнического сана – его выбор, осуществленный в Ташкенте в период, когда шла Гражданская война и православное духовенство уничтожалось как социальный слой. Материалы допросов будущего святителя в период его мытарств по казематам ГПУ свидетельствуют об однозначном осознании им своей русскости и православности, хотя следователи-палачи называли его поляком и напоминали об отце-католике.

В 1940-50-е годы, в период служения на Крымской кафедре его продолжали обвинять в верности коренным укладам России. Из материалов доносов на святителя Луку в годы его Крымского архипастырства видно, что обвиняли его в пропаганде самодержавия в ходе проповедей[1].

Сколько раз будущий святой произносил свое «нет» – отказ от респектабельного и спокойного будущего знаменитого советского ученого в обмен на отречение от епископского сана. Он сделал свой выбор – выбор служения Христу в тот момент, когда «земля горит под ногами».

Архипастырская строгость и деятельная милосердная душа, не дававшая покоя телу ни на минуту, принимая всех больных и страждущих – тоже были его бескомпромиссной позицией по отношению к миру сему.

На сегодня святителя Луку любят и почитают как минимум в сорока странах мира. И здесь стоит задуматься, отчего столь велико почитание исповедников ХХ века в родственных православных странах (Греции, Сербии, Болгарии, Румынии), переживших в свое время турецкое иго и гонение на свою веру. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святая блаженная Матрона Московская являются духовным утешением современным православным Балкан, по молитвам к ним совершились тысячи исцелений. Промыслительно, что Господь дал этим народам невероятную любовь и почитание к мученикам и исповедникам Христовым, пострадавшим от воплощения на земле западных богоборческих идей.

Потому святитель Лука как слуга Господень даже после земной кончины примером своего подвига, своей деятельной любовью, своей чудотворной помощью продолжает целить больное человечество, больную Россию, больной мир.

Интересно, что воссоединение Крыма с Россией произошло 18 марта – в день обретения мощей святителя Луки. Промыслительно было и назначение святителя на Крымскую кафедру в 1940-х годах, ведь именно в Крыму в ранние века нашей эры была обильно пролита кровь первых христианских мучеников и кровь русских воинов за свое Отечество.

В советское время, так же как и в римскую эпоху становления Церкви, христиане не имели своего государства, государственная машина обращалась репрессиями против них и была зверем, пожирающим Церковь. Но рухнул колосс зловерия и горделивой суеты человеческого разума, так как ему противостоял сам Бог и такие святые как архиепископ Лука.

Замечательный фильм «Лука», который должен выйти в отечественный прокат в апреле 2015 года, появился стараниями целого коллектива – в первую очередь генерального продюсера Олега Сытника, актеров Виталия Безрукова, Андрея Саминина, Екатерины Гусевой.

На показ фильма в Российский институт стратегических исследований пришла заслуженная артистка России, исполнительница главной женской роли Екатерина Гусева. В выступлении Екатерины на обсуждении фильма чувствовалось, что роль супруги святителя Луки стала для актрисы одной из самых любимых и вместе с тем самых глубоких и драматических.

— Кино может созидать, и оно может служить опорой в жизни. Нужно сделать так, чтобы все имели возможность посредством этого фильма получить дополнительные силы, чтобы жить в это сложное страшное время и не терять веру, надежду и любить друг друга, — такие проникновенные слова произнесла актриса, любимая многими российскими зрителями.

Генеральный продюсер кинокартины Олег Сытник рассказал, что фильм является частью большого международного проекта «Дни святителя Луки». Проект уже стал объединяющим на пространстве Русского мира, охватив Украину, Белоруссию и Россию. В 2015 году начинается его реализация в Сербии, Болгарии, Черногории, Греции, Словении, Хорватии и странах ЕС. Цель замысла — способствовать сближению России с братскими славянскими и христианскими народами.

Перед показом кинокартины были зачитаны приветственные письма и телеграммы министра культуры России Владимира Мединского; главы Республики Крым Сергея Аксенова; митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря. Директор РИСИ Л.П. Решетников, сообщил собравшимся, что мероприятие благословил схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха Кирилла.

Просмотр фильма – событие, которое собрало ряд авторитетных и государственно ответственных людей нашей страны. Присутствовали депутаты Госдумы, представители МИД России, посольства Болгарии в Москве, исполнительного комитета СНГ, правительства Республики Крым; известные врачи федеральных клиник и научных медицинских центров, духовенство Крымской епархии и Москвы, ученые, общественные деятели и журналисты.

Показ и обсуждение кинокартины в стенах РИСИ были определены необходимостью более ясного ощущения той почвы, на которой произрастала и развивалась истинная Россия. Ведь в жизни великого русского святителя Луки (Войно-Ясенецкого) выражена вся суть нашей национальной стратегии. Стремление ко Христу – на этот путь наша страна встала более тысячи лет назад.

Духовно-культурные основы российской государственности и всей Русской цивилизации веками формировались в лоне Православия. Осознание этого факта на всех уровнях власти и общества является одним из важнейших условий укрепления государства и собирания разделенного русского народа. Просветительская работа в этом направлении требует личностных примеров проявления высокой духовности и русского патриотизма. Одним из таких примеров является образ Святителя Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского.

В ходе круглого стола, состоявшегося после показа картины, участники размышляли не только о ее достоинствах, но вели разговор о судьбе России и всей Православной цивилизации.

Сегодня наши геополитические противники, используя кинематограф, стремятся грубо исказить образ России, представив ее мрачным полуразвалившимся государством, незаслуженно владеющим огромными территориями и природными богатствами. Так, недавно на экраны вышел фильм «Левиафан» режиссера Звягинцева — картина, получившая широкое признание на Западе. В создание «Левиафана», в котором авторы стремятся просто очернить и наш народ, и нашу Церковь, вложены колоссальные средства. Фильм снят по новейшим технологиям, изобилует яркими по своей форме сценами. Однако эта картина оставляет у зрителя лишь впечатление какого-то мрака и безысходности.

– В «Левиафане» нет любви, — справедливо заметил в ходе круглого стола А.Н. Крутов, главный редактор журнала «Русский дом».

Сила представленной в РИСИ кинокартины в том и заключается, что в «Луке» показана настоящая Любовь — к Богу и к человеку. Сам образ владыки Луки, его жизненный путь переполнены этой любовью.

— В картине «Лука» словно происходит очищение души, — поделился своими мыслями иерей Игорь Филоненко.

Депутат Госдумы Михаил Дегтярев выразил уверенность в высоком духовно оздоравливающем потенциале картины и ее пользе для души российского зрителя.

— Фильм снят очень просто без каких-либо спецэффектов, а при этом оставляет глубокий след в душе, — отметил первый заместитель генерального директора издательского дома «Комсомольская правда» П.А.Буров, — Именно такие фильмы нужны сегодня стране.

Русский мир и Православная цивилизация находятся пока в рассеянном состоянии. Кровавые события 1917-го года и вся последующая политика большевиков привели к расколу Русского мира.

Просмотр фильма «Лука» в Российском институте стратегических исследований стал напоминанием о том, на каких основах строилась и продолжает стоять российская государственность. И эти основы – наша Вера и наш народ, из которого вышли такие великие святые, как архиепископ Крымский и Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий).

Игорь Анатольевич Романов,

Владислава Николаевна Филянова



[1] «По приезде в Крым Лука развивает энергичную религиозную деятельность… В своих проповедях Лука открыто и систематически проповедует сочувствие в царскому самодержавию и ненависть к советскому строю и его руководителям…» Цитата по: Марущак Василий, протодиакон. Святитель-хирург М., 2013. С.80.

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.