Арктические приоритеты России: укрепление Северного флота

Северный флот ожидает серьёзное пополнение

Новые достижения судостроителей Северодвинска

по развитию ВМФ России

В целях обеспечения стратегических интересов и национальной безопасности России в Арктической зоне в соответствии с решениями руководства страны в последнее время происходит значительное укрепление военного потенциала России в этом регионе. В первую очередь, это проявляется в развитии Северного флота, который выступает как фактор сдерживания возможных угроз для России в Арктике.

В ближайшее время Северный флот ожидает серьезное пополнение. Как информирует пресс-служба флота, до 2020 года он примет на вооружение шесть атомных и неатомных субмарин, два больших десантных корабля, эскадренный миноносец нового типа, пять фрегатов, пять базовых тральщиков и 21 судно обеспечения. «Северный флот будет обладать беспрецедентными возможностями по защите национальных интересов России как в Арктике, так и других районах Мирового океана», – сообщает пресс-служба.

Яркое подтверждение тому – 27 июня, в День Военно-Морского Флота России в Северодвинске, на «Севмашпредприятии», входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), заложили три атомных подводных лодки – «Князь Олег» в цехе № 55, «Красноярск» и «Хабаровск» – в цехе № 50.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Князь Олег» – второй корабль модернизированного проекта 955М («Борей-А») и пятый во всей серии проекта 955 («Борей»).

Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) «Красноярск» стала третьей, строящейся по модернизированному проекту 885М («Ясень-М»), и четвертой во всей серии проекта 885 («Ясень»).

В церемонии закладки подводных кораблей приняли участие Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, Заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, Президент ОСК Алексей Рахманов, Заместитель Главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук, генеральный директор ЦКБ морской техники «Рубин» (разработчики проекта «Борей») Игорь Вильнит, генеральный директор Морского бюро машиностроения «Малахит» (разработчики проекта «Ясень») Владимир Дорофеев, Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов, Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова.

– В России идет обновление всей группировки атомного стратегического подводного флота страны, обновление ядерного щита России. На «Севмаше» и «Звёздочке» для этого есть всё: человеческий, производственный потенциал. В кратчайшие сроки мы должны оснастить флот современной надежной мощной боевой техникой, – сказал на церемонии закладки Дмитрий Рогозин.

Эти АПЛ относятся к четвертому поколению и, как говорят судостроители, станут концентрацией уникальных новейших российских разработок в области военного вооружения, технических и радиоэлектронных комплексов, главных энергетических установок. «Разработанные нашими конструкторами проекты уникальны, сегодня им нет аналогов в мире. Реализация проектов позволит вывести отечественный Военно-Морской флот на новый уровень», – отметил Замминистра промышленности и торговли Андрей Дутов. Именно эти подводные лодки составят основу ядерной морской мощи России на ближайшие десятилетия.

Замминистра обороны Юрий Борисов рассказал, что в рамках действующей программы вооружений до 2020 года на «Севмаше» должно быть построено восемь стратегических «Бореев» и семь многоцелевых АПЛ «Ясень».

– Оборонный контракт на строительство кораблей на «Севмаше» наполнен реальными средствами, деньги будут поступать в срок и в достаточных объёмах для того, чтобы строительство кораблей было завешено в оговорённые сроки, – подчеркнул Юрий Борисов.

Генеральный директор предприятия Михаил Будниченко пояснил, что часть корпусных конструкций обоих кораблей уже изготовлена, и сборка новых подлодок на стапелях «Севмаша» будет вестись быстрыми темпами. По его словам, предприятие давно не имело столь напряженной и стабильной загрузки в рамках гособоронзаказа.

Важно отметить согласованную позицию заказчика субмарин – Минобороны России и судостроителей «Севмаша» по выполнению взаимных обязательств. Ведь строительство первых подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень» сопровождалось как перебоями с финансированием, так и техническими сложностями, как это нередко бывает с головными кораблями в серии.

Главный долгострой – первый «Борей» «Юрий Долгорукий». Он был передан Северному флоту спустя 17 лет после закладки в ноябре 1996 года. На сбои в графике повлияла нехватка денег и ряд изменений в проекте, а также неудачи у разработчиков основного вооружения – ракетного комплекса «Булава».

Вторая АПЛ в серии – «Александр Невский» – была заложена в 2004 году, принята на вооружение в декабре 2013 года, сейчас несет службу на Тихоокеанском флоте.

Третий АПК проекта «Борей», получивший название «Владимир Мономах», был заложен в 2006 году, в настоящее время проходит испытания и должен быть поставлен на вооружение не позднее декабря 2014 года. Строительство (на стадии монтажа оборудования) четвертого – «Князь Владимир», заложенного в июле 2012 года, ведется уже по модернизированному проекту 955М («Борей-А»). Именно он полностью раскроет потенциал АПЛ четвертого поколения.

«Владимир Мономах» несколькими днями ранее как раз вернулся из полигона в Белом море, завершив первый этап государственных испытаний. Во время выхода в море проводилась проверка систем и механизмов корабля на соответствие техническим характеристикам.

Михаил Будниченко, подводя первые итоги выхода подводной лодки в море, сказал: «Испытания корабля проходили в штатном режиме. Несмотря на большое количество автоматики, внедренной на АПЛ, системы отработали в строгом соответствии с заданной программой. Экипаж корабля и сдаточная команда успешно провели первый этап государственных испытаний и готовы к дальнейшей работе в море».

До конца лета и осенью кораблю и сдаточной команде предстоит еще несколько выходов в море. Обязательный пункт программы – контрольный пуск «Булавы».

Гендиректор «Севмаша» на перспективы «Владимира Мономаха» смотрит с оптимизмом и даже обозначил дату – 10 декабря, когда должен быть подписан приемочный акт. Учитывая, что в нынешнем декабре предприятие отмечает свое 70-летие, лучший способ отметить юбилей – передать точно в срок боеготовый корабль и заложить новый.

Что касается многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», то здесь также вначале не все было гладко. Головная лодка – «Северодвинск» была заложена в декабре 1993 года, а в 1996 году строительство было остановлено и возобновилось только в 2004 году. В сентябре 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания, вместе с доработкой продолжавшиеся два года, соответственно, сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно испытывались и дорабатывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. В декабре 2013 года был подписан приёмочный акт, а 17 июня 2014 года АПЛ принята в состав Северного флота.

В эти же дни (28 июля) «Северодвинск» вышел из Североморска в полигоны боевой подготовки в Белом море. Гендиректор «Малахита» Владимир Дорофеев на церемонии закладки «Красноярска» выразил уверенность, что «Северодвинск» к концу нынешнего года завершит опытную эксплуатацию, и ее экипаж сможет заступить на полноценную боевую службу без каких-либо ограничений.

Вторая и третья подводные лодки – «Казань» и «Новосибирск» – были заложены соответственно в июле 2009 года и в июле 2013 года по модернизированному проекту 885М («Ясень-М»). В настоящее время «Казань» готовится к началу электромонтажных работ, у «Новосибирска» завершается формирование прочного корпуса.

Таким образом, с учетом АПЛ, заложенных 27 июля, сейчас в стапельных цехах «Севмаша» на разных стадиях строительства находятся два ракетных крейсера проекта «Борей-А» и три многоцелевые АПЛ проекта «Ясень-М». Еще одну лодку здесь планируют заложить в декабре, а в 2015 году – пять: два стратегических ракетоносца и три многоцелевых АПЛ – такое заявление сделал в эти дни генеральный директор верфи Михаил Будниченко.

В конце праздничного дня о закладке на «Севмаше» трех новых АПЛ Михаил Будниченко, Юрий Борисов и Дмитрий Рогозин в режиме видеоконференции доложили Президенту России и Верховному главнокомандующему Владимиру Путину, который участвовал в праздновании Дня Военно-Морского флота в Североморске и находился на борту тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

СПРАВОЧНО

АПЛ класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвертого поколения проекта 955 («Борей») имеют двухкорпусную конструкцию; длина – 170 м; максимальное подводное водоизмещение – 24 тысячи тонн; скорость подводного хода – 29 узел; глубина погружения – до 400 м; автономность – 90 суток; экипаж – 107 человек. При их строительстве применены современные достижения, улучшающие гидродинамику корпуса и значительно снижающие шумность. Основное вооружение – новый ракетный комплекс «Булава» (16 ракет). «Борей-А» будет отличаться от базового проекта пониженным уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более современными средствами связи, обнаружения. В них будет улучшена обитаемость экипажа, живучесть. Именно эти подводные лодки составят основу ядерной морской мощи России на ближайшие десятилетия.

Многоцелевые атомные подводные лодки четвертого поколения проекта 855 («Ясень») – полуторакорпусные, с пониженным уровнем акустического поля за счет специального покрытия; длина – 119 м; максимальное подводное водоизмещение – 13,8 тысяч тонн; скорость подводного хода – 31 узел; глубина погружения – до 600 м; автономность – 100 суток; экипаж – 90 человек. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты типа «Оникс» и «Калибр» класса «корабль-корабль» и «корабль-земля», а также универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды (боезапас – 30 штук). Ракеты смогут поражать цели на земле на расстоянии почти 1,5 тысячи километров. От базового проекта модернизированные «Ясень-М» отличаются обновленным оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности. Важным аспектом проекта «Ясень-М» является также отказ от использования поставщиков оборудования из республик бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий.

Следует еще добавить, что в канун Дня ВМФ там же, в Северодвинске, корабелы Центра судоремонта «Звездочка» вывели из эллинга морской транспорт вооружения «Академик Ковалев». Наряду с закладкой новых атомных субмарин это событие также немаловажное.

Во-первых, потому, что корабль построен на верфи, которая специализируется на ремонтах и модернизации атомных подводных лодок и занимается утилизацией списанных АПЛ. А тут – новый надводный транспорт специального назначения, причем построенный менее чем за три года. Генеральный директор предприятия Владимир Никитин подчеркнул на церемонии закладки, что тем самым «Звездочка» запускает у себя новое наукоемкое производство.

Во-вторых, это яркое подтверждение комплексного развития Военно-Морского флота России в современных условиях. Новые атомные подводные лодки четвертого поколения, о которых говорилось выше, нуждаются в соответствующей современной инфраструктуре в местах постоянного базирования на Северном и Тихоокеанском флотах. Именно такие специальные суда, как «Академик Ковалев» и подобные ему, призваны выполнить эту функцию.

На церемонии Заместитель Главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук отметил, что «строительство новых военных надводных кораблей и подводных лодок будет сопровождаться обновлением состава судов обеспечения, которым отведена задача максимально эффективно обеспечивать действия корабельных группировок в море».

После спуска на воду на корабле продолжатся достроечные работы – отделка внутренних помещений, завершение монтажных, электромонтажных и окрасочных работ, проведение швартовных испытаний. Осенью «Академик Ковалёв» выйдет в море для проведения приёмо-сдаточных испытаний, а до конца 2014 года он должен быть передан ВМФ и войти в состав Тихоокеанского флота.

СПРАВКА

Транспорт вооружения «Академик Ковалев» (проект 20180ТВ, разработчик – ЦМКБ «Алмаз») – судно усиленного ледового класса, предназначенное для погрузки, выгрузки и транспортировки образцов вооружения, в том числе ракет и торпед в ядерном снаряжении. Его длина – 107,6 м; полное водоизмещение – 6300 тонн; экипаж – 60 человек. Судно оборудовано специальными кранами, способно принимать вертолеты морского базирования. При строительстве судна использованы новые отечественные технологии военного кораблестроения, позволяющие поднять на новый качественный уровень задачи автоматизации процессов погрузки и транспортировки оружия.

Судно развивает концепцию морского спасательного буксирного судна «Звёздочка», которое было построено на северодвинской верфи и передано ВМФ в 2010 году.

Сейчас на стапелях завода строится третья единица проекта – спасательное буксирное судно «Академик Александров». Ввод его в эксплуатацию запланирован на 2016 год.

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.