Канонизация двух римских пап или чужая «весна»

Владислава Филянова: «Тяжело и грустно становится за католиков как христиан»

27 апреля 2014 г. папой римским Франциском были канонизированы два римских понтифика ХХ века Иоанн XXIII (1881-1963) и Иоанн Павел II (1920-2005).

Очевидно, что главной фигурой на этом торжестве был папа-поляк Иоанн Павел II, объявленный блаженным еще Бенедиктом XVI 1 мая 2011 г., поскольку тысячи участников его похорон в 2005 г. требовали объявить этого папу святым немедленно, сразу после кончины. Иоанн XXIII был понтификом не так долго, как польский папа и известен тем, что созвал Второй Ватиканский собор, до конца которого не дожил.

Для канонизации в Католической церкви требуется прохождение 50 лет со дня смерти претендента. Как раз в случае с Иоанном XXIII эти сроки были выдержаны, но не найдено достаточного числа его чудес, тогда как с польским понтификом сроки совсем не были выдержаны, но, к счастью, 2 чуда нашлось (и говорят, что даже 4)!

На этом фоне вспоминаются образцы носителей Святого Духа Православной церкви недавнего времени – Иоанна Кронштадтского, Ионы Одесского, Иоанна Крестьянкина, святых афонских подвижников, российских, греческих и сербских старцев и тяжело и грустно становится за католиков как христиан. Даже Святой Дух они хотят подчинить человеческой воле и выдать свои политические и социальные интересы и дела за Его произволение, встроить Его проявления в свои планы и стратегии.

Отметим, что следующий в очереди на канонизацию из пап – завершитель Второго Ватиканского собора Павел VI. И именно его изогнутый крест был всегда в руках у польского понтифика Иоанна Павла II и имя свое тот составил в честь отцов Второго Ватиканского собора – Иоанна XXIII и Павла VI в знак продолжения их дела.

Не вызывает сомнений, что папа Франциск намерен был в скорейшем времени канонизировать Иоанна Павла II, тогда как Бенедикт был готов подумать. Франциск канонизировал бы его еще этой зимой, но пожалел поляков, которые массами отправятся на церемонию на автобусах из-за своей бедности, а не на самолетах, потому назначил ее на теплое время года.

Такая простонародная мера хорошо мобилизует паству и демонстрирует массовость католиков. Что актуально в новых условиях гонения на христианские ценности в Европе. На площади Святого Петра 27 апреля присутствовало около миллиона человек и посмотрело церемонию по ТВ около двух миллиардов людей.

Также активность и массовость католиков продемонстрировали миру и события в Киеве на Майдане. Трансляции с места сражений униатов тоже просмотрели миллионы. Возможно, что не только канонизация, но и Майдан на время остановят нападки секулярных сил на католиков в Европе – они как-никак хоть где-то сгодились Западу за последнее десятилетие и показали свой потенциал.

Канонизация двух пап-экуменистов и ожидающий своего часа Павел VI говорит о том, что папа Бергольо такими массовыми публичными мероприятиями утверждает авторитет самого Второго Ватиканского собора и его решений (тогда как многие засомневались в нем) и проявляет намерение продолжать реализовывать эти решения. Харизма Иоанна XXIII, созвавшего собор, нужна ему самому, так как через 2 года, как заявил папа Франциск, планируется католический собор по актуальным вопросам жизни католиков[1]. (Для нас неприятно и тревожно, что собор православных тоже назначен на 2016 г.)

С именами канонизируемых пап была связана мнимая «весна» католицизма – надежды Второго Ватиканского собора, пересмотр богословия, реформа богослужения, перевод служб на национальные языки, расширение деятельности в нехристианских регионах, надежда на унию с православием и протестантами; приход в веру людей на постсоциалистическом пространстве (благодаря стараниям папы Войтылы), объединение Европы, возникновение новых форм христианской миссии, разрешение на экспериментальные методы проповеди и т.д. Сегодня Франциск должен возродить или «перезапустить» эту «весну» – земная часть церкви от него этого ждет и даже требует.

Но ошибаются те, кто принимает события Майдана в Киеве в 2013-2014 гг. за отголоски этой новой «весны» – публикации об этом мы видим в католических СМИ. К сожалению, повторение лозунга канонизированного Иоанна Павла II: «Откройте границы государств, дайте дорогу Христу!», с которого началось разрушение соцлагеря, сейчас будет означать: «отдайте Европу на растерзание фашистам, прикрывающимся именем Христа, уничтожьте древнее Христианство и его ценности там, где оно еще сохранилось!»

Паства и католический епископат ждет от Франциска перемен, в соответствии с человеческой волей – так они привыкли в последние века все брать своей человеческой волей – строить, созидать некую новую всекатолическую цивилизацию, Pax Catolica, не сообразуясь с тем, угодно ли это Богу.

Глава католиков в Москве Пауло Пецци в своем интервью «Радио Ватикана» по поводу канонизации говорил именно об этом, что с именем польского понтифика они, католики России, будут строить некую новую «цивилизацию истины и любви»[2].

У православных возникает предложение: может лучше храмы человеческих душ в Европе возрождать, а не расширять свои структуры и владения всеми возможными и невозможными методами из арсенала иезуитов и францисканцев на чужой канонической территории? Где, к слову, совсем иные представления о действии Святого Духа, о святости, о молитве и благочестии, об образе христианского подвижничества и соработничестве человека Богу.

Европа была вашей, какую «цивилизацию истины и любви» вы выстроили там? Почему ныне она отрекается от вас и от Христа? Ведь это ваше чадо. Довольно вашей экспансии и строительства экуменических Pax Сatolica, разберитесь прежде в себе и своих догматах.

А мы будем молиться за вас святым папам римским, которые представляют для нас бесспорный авторитет как носители Духа (в отличие от Иоанна XXIII и Иоанна-Павла II) – священномученику Клименту Римскому и Мартину исповеднику, почившим на нашей земле, в святом граде Херсонесе, и освятившим своими молитвами будущую Святую Русь и выбор святой православной веры нашим князем Владимиром.

Владислава Николаевна Филянова, РИСИ


[1] В своей проповеди в день канонизации Франциск заявил: «Пусть оба эти новых святых Пастыря Народа Божия ходатайствуют о Церкви, дабы в течение предстоящих двух лет пути к Синоду она была послушной Святому Духу» // Проповедь Папы Франциска на Мессе канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II http://ru.radiovaticana.va/news/2014/04/27/
Проповедь_папы_франциска_на_мессе_канонизации_иоанна_xxiii_и_иоанна/rus-794313
[2] Монс. Павел Пецци о значении канонизации Иоанна Павла II для России и российских католиков http://ru.radiovaticana.va/news/2014/04/26/
монс._павел_пецци_о_значении_канонизации_иоанна_павла_ii_для_россии_и/rus-794066
Запись опубликована в рубрике Геополитический взгляд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.