Стратегии России

Стратегии России

дорога к храмуСегодня в России разработан огромный массив различных стратегий, программ и концепций. Свои стратегии и программы есть у каждого муниципального образования, региона, федерального округа. Каждый из этих документов – это огромный объем цифр. И, как правило, до тысячи страниц текста. Однако, попытавшись изучить все эти работы, вы вряд ли сумеете обнаружить в них объединяющую государственную идею. При этом заметна схожесть мировоззренческих установок заказчиков и разработчиков федеральных или региональных проектов. Доминируют экономические ориентиры. И в основном ценности материального характера. Здания, дороги, мосты. Во всех документах упор на инвестиции. Как будто создание благоприятного инвестиционного климата должно стать высшим достижением нашей внутренней политики. Посмотрите Госпрограммы развития Северного Кавказа или Дальнего Востока. Там четко определено, что целью является развитие экономики. Люди рассматриваются скорее как трудовой ресурс, некий прилагающийся к производству фактор, который описывается преимущественно в количественных показателях. Социальная ситуация оценивается примерно так: с Дальнего Востока люди уезжают – это плохо, потому что экономика испытывает нехватку трудовых ресурсов.

При таком исключительно экономическом взгляде на мир государственные интересы отодвигаются на второй план, или вообще исчезают. По словам Президента, на Северном Кавказе в прошлом году из бюджетных средств было украдено 6,5 млрд рублей. Похоже, ни туристические кластеры, ни новые дороги не способствуют исчезновению коррупции.

Для развития экономики, производства, неважно, кто будет населять ту или иную территорию. Главное, чтобы были рабочие руки. Большие стройки, которые развернуты в наших регионах, демонстрируют, что местное население остается в стороне. Там трудятся преимущественно мигранты, вахтовики. И те, и другие непритязательны. Они ведь временщики. И главное – это заработок. Тем не менее, Концепция миграционной политики России как раз позволяет обеспечить непрерывный поток мигрантов в нашу страну. А очередная многостраничная программа «Укрепление российской нации» направлена на то, чтобы сделать из мигрантов местное население. Похоже наше правительство все больше склоняется к формированию на территории России новой нации – российской, состоящей преимущественно из мигрантов, и более удобной в экономическом использовании. Парадоксально и вместе с тем показательно, что государственным заказчиком этой федеральной целевой программы является Министерство экономического развития. Видимо, руководствуясь лишь экономическими категориями, трудно понять, что нации не создаются по решению правительства.

Когда экономика перестает быть инструментом, выходит из подчинения государственным интересам, превращаясь в цель или главный фактор, она становится просто бизнесом. Как говорится, бизнес – ничего личного. Только прибыль. В Госпрограммах развития территорий не сообщается, чему учить детей, на каких образах воспитывать патриотов. Там другой подход – надо, например, построить двадцать школ и проложить 1000 километров дорог. А надо ли? Кто и чему будет учиться в этих школах? Кто и куда будет ездить по этим дорогам? Как будет способствовать укреплению национального достоинства игорная зона в Приморском крае? И какой главной государственной идее подчинено это строительство?

В соответствии с Госпрограммой развития Дальнего Востока и Байкальского региона за деньги государства и волшебных инвесторов предполагается реализовать ряд мегапроектов. В лучших традициях бизнеса они сейчас широко рекламируются. Вот, например, возведение железнодорожного моста через Амур в Китай.

В ситуации, когда в Китай много лет в чистом виде вывозятся наши ресурсы, мы строим туда мост. И объявляем это мегапроектом освоения Дальнего Востока. А кому нужен этот мегапроект? Дальневосточникам? Но попытки дать толчок развитию Дальнего Востока через возведение небывалой инфраструктуры к саммиту АТЭС не привели к улучшению качества жизни большей части дальневосточников. Цены на продукты стали еще выше. Люди по-прежнему уезжают. Те, кто остаются, все чаще встраиваются в сферу обслуживания международных бизнес-интересов. На это же, по всей видимости, ориентирован Дальневосточный федеральный университет, многие выпускники которого стремятся работать в международных компаниях. Региональные и правительственные чиновники с радостью сообщают, что Владивосток превращается в центр международного бизнеса. Похоже, что в реализации мощных планов освоения наших территорий сильно заинтересован транснациональный капитал.

В строительстве моста через Амур нуждается одна из крупнейших в мире золотодобывающих компаний. «Петропавловск». Название не в честь Первоверховных апостолов. Просто председателя совета директоров зовут Питер по фамилии Хамбро. А почетного президента и основного акционера – Павел Масловский, который сейчас является сенатором от Амурской области. Головной офис компании находится в Лондоне. Менеджмент, как принято говорить в бизнесе, в основном не наш, иностранный.

Компания не первый год добывает на Дальнем Востоке золото и вывозит его в огромных объемах за рубеж, в первую очередь в Китай. Кстати, туда идет не только золото, но и еще более полезные ископаемые, использующиеся в стратегической промышленности.

Видимо для большего удобства осуществления этих логистических операций строится мост через Амур. Правительство, дальневосточные губернаторы считают проект и компанию «Петропавловск» очень полезными для России.

Международный бизнес уже давно диктует России свои правила. Глобальной экономике выгоднее рассматривать нашу страну как источник сырья и рынок сбыта товаров низкого качества. Этим определяется наше положение в мировой схеме разделения труда. Этим определяются наши стратегии и госпрограммы, которые разрабатывают преимущественно консалтинговые группы и центры, ориентированные на интересы мировой экономики, руководствующиеся западными ценностями. Сейчас эти консультанты предлагают построить игорную зону в Крыму.

Как сегодня мы можем противостоять Западу, если продовольственная зависимость от него уже более 60%? Мы питаемся преимущественно импортной продукцией. Причем, нередко эта продукция изготавливается из наших ресурсов, возвращаясь к нам с многократной наценкой. Значительная часть собственности в стране находится в руках западных компаний.

Мы стонем о продовольственных проблемах, о том, что уже невозможно есть эти пластиковые продукты из Европы. А на Дальнем Востоке каждый год в путину гниют тонны красной рыбы. Ее выбрасывают браконьеры, выпотрошив икру. Порой рыбу просто не успевают перерабатывать. Или не могут доставить до людей. Рыба, морепродукты, наши колоссальные биоресурсы за бесценок уходят за рубеж в интересах бизнеса и криминала, которые уже тесно переплетены. Государство могло бы серьезно заняться этим, очистить эту сферу от криминала, завести туда множество частных хозяйств.

Сегодня требуется поддержка отечественных малых форм хозяйствования, наделение людей землей под конкретные проекты. И не только сельскохозяйственные. Не иностранных инвесторов для игорных зон должно искать государство, а оберегать ростки хозяйского заботливого отношения к земле среди нашего народа. Государство должно помочь обеспечить хранение и реализацию продукции мелких хозяйств. Дать возможность людям заняться своим делом на своей земле со своим домом.

России нужны хозяева. Люди, любящие свою землю. И такие люди в стране, слава Богу, есть. Нужно лишь создать условия для реализации талантов нашего народа. На это должна быть направлена государственная стратегия. Но такую стратегию вряд ли нам предложат те, кто давно уже кормится с Запада и живет ценностями однополой Европы.

Чтобы выжить и сохранить Россию нужно вырваться из мировой финансовой сети и из системы западных измерений, гнилого материалистического мировоззрения.

У России иной путь. Нужно осознать, что Россия сама является центром, собирающим ядром не только огромного Русского мира, но и всей Православной цивилизации.

И.А. Романов

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.