О принципах развития Российской государственности. От гражданства земного к гражданству Небесному

Выступление протоирея Димитрия Моничева на круглом столе «Перспективы российской государственности на Северном Кавказе» в Северо-Кавказском центре РИСИ 26 июня 2013 года

 

Принципы развития Российской государственности хотелось бы рассмотреть, основываясь на понятии «цивилизация». Это понятие было раскрыто в конце XIX века, замечательным мыслителем Николаем Яковлевичем Данилевским и обозначалось вначале термином «культурно-исторический тип». Крупнейшие западные историки: Макс Вебер, Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби разработали ту же самую концепцию человечества, как свою, не упоминая  Данилевского. Тойнби определял цивилизацию как большое сообщество, объединенное единым типом верования и, следовательно, единой шкалой ценностей. Полицивилизационная модель человечества принята во всём мире. Исключение представляют Соединённые Штаты, которые имея в виду свой приоритет, рассуждают об «общечеловеческих ценностях», навязываемых всему человечеству.

Однако в реальности общечеловеческие ценности не существуют и в принципе не могут существовать в мире падшего человечества с огромным диапазоном в области аксиологии. Общечеловеческие ценности могут существовать лишь в обществе христоцентричном, проще говоря, — в Церкви. Однако далеко не всё человечество составляет Её организм.

Тем не менее, при всём различии цивилизаций, у них общая структура. Её, по мысли социолога Игоря Андрушкевича, можно представить  в виде трёх концентрических сфер. Внутренняя сфера — «ядро цивилизации» — составляет вероучение.  В ядре формируется дух цивилизации, который проникает из него в наружные слои и формирует их на свой лад.  Ядро охватывается «питательной мякотью», или культурой. Третий слой — «защитная кожица» (армия, полиция, правоохранительные органы и т п) — общественные и государственные институты, защищающие питательную мякоть и ядро от внешних и внутренних врагов.

Для русской цивилизации ядром является православие. Православие, как цивилизационное ядро, не противоречит иным вероисповеданиям. Доказательством тому является дореволюционная Православная Россия, которая сколько народов приняла в свою державу, столько и сохранила, не посягая на иноверие.

Русская цивилизация – это именно сообщество, в котором нет «ни иудея ни эллина», а есть гражданство. Варяги вливались в Россию, и быстро становились русскими.  Можем ли мы сейчас представить себе более русского, чем Александр Невский из Рюриковичей норвежских кровей? А, разве не русский В.И. Даль, в котором не было ни капли русской крови. Разве не русский «эфиоп» А.С. Пушкин и «шотландец» М.Ю. Лермонтов? Этносы вносят какую-то свою специфику, которая остается как всеобщее культурное достояние, но не конфликтуют в цивилизации, а скрепляются единым духом её ядра. Таким образом, главным законом для ассимиляции является принятие православной веры, но не по букве, а по духу. Духовное притяжение сильнее этнического. Поэтому национальность определяется духом, а не строением черепа. Господь сказал: «И не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам’, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:9). Как сказал Н.В. Гоголь: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Уместно вспомнить и  В.И. Даля: «Ни призвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит».

Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15, 5). Но человек наделён свободной волей, которую даже Господь не пресекает. Поэтому творческое развитие цивилизации возможно только  при условии соработничества человека и Творца. Всё, что противно этому, то есть пробуждаемо страстями, ведёт к гибели цивилизации. Как замечательно сказал Святейший патриарх Кирилл, будучи митрополитом: «Россия с Богом — это великая держава, Россия без Бога — это очередные руины».

Необходимо учитывать, что ресурсы ядра ограничены. Если на ранней стадии существования цивилизации культура порождается духовностью ядра и ему соответствует, то со временем культура начинает стремиться к самостоятельности и может войти в противоречие с ядром и даже может наступить перерождение старой цивилизации в иную.

Однако, опираясь на законы и принципы развития цивилизации, мы можем вернуться к истокам духовности, вернуться в Россию, сделав её сильной, долговечной, ведущей своих граждан от гражданства земного к гражданству Небесному.

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.